Урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс)

Иванова Вера Павловна

Тема урока математики в 3 классе: "Запись умножения в столбик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3_klass.docx334.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики в 3 классе УМК «Школа 2100»

                 

Учитель: Иванова Вера Павловна МАОУ «СОШ№4»

Тема урока: «Запись умножения в столбик» 

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать умение  записывать и выполнять умножение столбиком, научиться решать простые задачи на умножение, формирование ценностного отношения к предмету.

Задачи урока:

  • формирование вычислительных навыков;
  • осмысление алгоритма записи умножения столбиком;
  • развитие операций логического мышления: сравнения, анализа, синтеза;
  • развивать умение доказывать и аргументировать, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие волевой саморегуляции, навыков самопроверки, контроля, коррекции, оценки. Планируемый результат:
  • научиться выполнять письменное  умножения многозначного числа на однозначное столбиком.
  • уметь решать простые задачи на умножение, записывая решение столбиком.

Технологии: 1. Проблемно-диалогическая технология

              2.Технология оценки учебных предметов

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы урока: фронтальная, самостоятельная работа, работа в паре.

Ход урока:

Основные этапы

организации

учебной

деятельности

Деятельность учителя

Действия  учащихся

Формирование УУД

1.Организационный

момент

Основной целью данного этапа является выработка внутренней готовности выполнения  учебной деятельности.

Учитель настраивает детей на работу, устанавливает с ними визуальный и эмоциональный контакт, проверяет готовность к уроку.

- Ребята, проверьте, у вас на партах должен  лежать учебник математики, рабочая тетрадь, пенал с принадлежностями для записи, карточки для оценивания своей работы.

- Сегодня на уроке нам с вами

предстоит интересная

работа, где надо

подумать, обсудить,

сделать выбор.

-Давайте сегодня на уроке

покажем наши знания, умения

и навыки в области

математики.

- На каждом этапе работы вы будете оценивать себя с помощью карточек сомнений.

Напоминаю у вас их 3:

- «Я понял всё»

- «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

- «Не понял»

 

1.Дети проверяют  готовность  к уроку.

2. Слушают учителя.

Регулятивные УУД:

  1. - Умение самостоятельно регулировать работу.

Личностные результаты

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Цель данного этапа является повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднения каждого учащегося.

3.Выявление причины затруднения.

Целью этапа является организация анализа учащимися возникшей ситуации  и выявление места и  причины   затруднения.

На доске цветок с лепестками.

В середине цветка записаны примеры.

23· 3                 523 · 4             524143 ·2

        

http://school13-9.ucoz.ru/vosp/sem.gif

- Ребята, вспомните сказку Валентина Катаева «Цветик-семи цветик».

Учитель задаёт  вопросы, пытаясь заинтересовать  детей, используя связь с литературным чтением.

- Почему сказка так называется?

- А для чего этот цветок появился у нас на уроке?

 

Учитель сообщает детям о том, что каждый лепесток и даже серединка цветка содержит задание к сегодняшнему уроку. Решая их, мы сможем загадать желание и увидеть результат.

Учитель активизирует внимание детей.

- Посмотрите на примеры в середине цветка  и попробуйте их решить.

- Все ли примеры вы смогли решить быстро?

- Как находили  значение

произведения данных

выражений?        

- Какие примеры не вызвали затруднения?

- Почему?

Учитель выясняет у детей, на  решение каких примеров,  пришлось потратить намного больше времени? 

Дети смотрят на доску, слушают учителя.

Дети строят осознанное речевое высказывание.

- В сказке есть волшебный цветок с разноцветными лепестками, которые исполняли любые  желания. Один лепесток – одно желание.

- Дети высказывают свои предположения. (Может быть, на лепестках задания к уроку)

Ученики слушают учителя.

Дети выполняют задания на основе использования

свойств арифметических

действий, проводят

сравнение, выявляют затруднение.

Дети отвечают:

- Не все примеры решили быстро, а некоторые примеры вызвали большое затруднение.

- Мы умножали в строчку по правилу умножения разрядных чисел.

Ученики отвечают: 23· 3

- Мы знаем правила вне табличного  умножения двузначного числа  на однозначное число.

Дети называют примеры, решение которых  вызвало у вас затруднение.

523 · 4        

524143 ·2

Регулятивные УУД:

  1. - Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД:

  1. -Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. -Слушать и включаться в диалог.

Познавательные УУД:

  1. -Принимать и сохранять учебные цели.
  2. -Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

  1. -Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. -Слушать и включаться в диалог.
  3. -Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

4. Постановка

учебных целей.

Цель: постановка  учебной цели урока.

-  Почему возникло затруднение?

Учитель задаёт учащимся  вопрос, направленный на постановку учебной цели урока.

- Чем будем заниматься  на

уроке?

- Кто сформулирует цель нашего урока?

Учитель говорит ребятам, что сформулировав цель урока, они загадали желание, как в сказке про «Цветик - семицветик»

Дети формулируют свое

высказывание.

(запись  очень длинная,        

можно допустить        

ошибку)        

Дети формулируют учебную цель урока.

Нужно найти более  короткий

способ записи

произведения.

Дети слушают учителя.

Регулятивные УУД:

  1. -Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
  2. -Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. -Принимать и сохранять учебные цели.
  2. -Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

  1. -Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

5. Построение

проекта выхода

из затруднения.

Цель этапа: формирование умений  применять новые знания.

Учитель выстраивает подводящий диалог.

- Какие варианты выхода из проблемной ситуации вы можете предложить?

Записывает предложенные

способы на доске.

- (Какой способ записи

используем при сложении или

вычитании многозначных

чисел?

(запись столбиком)       3476

                                     +   512

- Нельзя ли воспользоваться

им?

- Какое правило записи

обязательно выполняем?

(поразрядная запись)

Учитель добавляет  знак

умножения, уточняет у ребят

формулировку алгоритма

письменного умножения.

- Какую цель вы поставили для себя на сегодняшнем уроке математики?

Учитель просит выполнить задание для групп на белом лепестке.

Работа в группе: «Собери алгоритм»

- Учитель просит проговорить алгоритм вслух желающих учеников.         

- Проверим, как действует этот

способ?

Учитель предлагает решить те же примеры, но только новым способом.

        

Учитель просит ребят оценить свою работу с помощью карточек сомнений.        

Если ученик не испытывал трудностей при выполнении задания и ему  всё было понятно, он поднимает карточку :

+ - «Я понял все»

Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, ученик поднимает  карточку:

- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, он сигнализирует учителю о своей проблеме карточкой:

? – «Не понял»

Составляют алгоритм решения.

Запись примера столбиком.

Учащиеся проговаривают алгоритм  вслух.

Вызванные ученики, которые изъявили желание,  решают  у доски примеры новым способом – записи в столбик,

проговаривая алгоритм

действий.

23· 3        

523 · 4        

524143 ·2        

Дети занимаются самопроверкой

записи, вычислений, коррекция.

- Записывать и решать примеры на умножение многозначного числа на однозначное  столбиком.

Дети, работая в группе, составляют алгоритм нового способа действия.

Дети проговаривают алгоритм записи умножения

вслух.

Алгоритм:

  1. Записываю умножение в столбик.
  2. Умножаю единицы.
  3. Единицы ответа пишу под единицами.
  4. Десятки запоминаю.
  5. Умножаю десятки.
  6. К числу десятков прибавляю десятки из памяти.
  7. Записываю десятки под десятками, сотни под сотнями.
  8. Умножаю сотни.
  9. К числу сотен прибавляю сотни из памяти.
  10. Умножаю тысячи и т.д.

Читаю ответ.

Дети оценивают свою работу на данном этапе урока и  те дети, которые испытывают затруднения, получают помощь учителя или ученика, который успешно справился с заданием.

Коммуникативные УУД:

-Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

  1. -Слушать и включаться в диалог.
  2. -Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  3. -Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие

Регулятивные УУД:

  1. -Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

6. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи.

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель обращает внимание детей на синий  лепесток, где есть примеры, которые они должны решить.

Запись примеров  на доске и в тетради.

Индивидуальная проверка,

коррекция действий.

- Оцените свою работу!                

На лепестке зелёного  цвета следующее задание.

Работа в парах:

- Решите примеры №3        и сверьте свои ответы, проговорите алгоритм решения друг другу по эталону.

- У всех пар получилась работа по проговариванию алгоритма?

- Кому ещё нужно потренироваться в запоминании         и проговаривании алгоритма умножения столбиком?        

Дети решают примеры, опираясь на алгоритм, который они собрали.

Осознанное построение

речевого высказывания.

Самопроверка, коррекция, волевая  саморегуляция  в

случае  затруднения.

Дети работают  в парах

Выражение  своих мыслей с        

достаточной полнотой и

точностью.

Дети  подводят итог работы в парах.

Регулятивные УУД:

  1. -Умение самостоятельно регулировать работу.
  2. -Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. -Принимать и сохранять учебные цели.
  2. -Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

  1. -Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. -Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

7.Самостоятельная

работа

Цель:  организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Самостоятельная работа по вариантам на красном лепестке.

- Проверяем по эталону, вывешенному на доску.

- У кого не так?

- Почему?

Создает ситуацию успешности.

Оцените свою работу

Дифференцированный подход

http://900igr.net/up/datas/141201/011.jpg

(сильным учащимся учитель предлагает решить примеры с более длинными многозначными числами)

Индивидуальная проверка,

коррекция.

Следующее задание находится на оранжевом лепестке и в нём нужно найти ошибки и записать  правильные ответы.

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком примере ошибки?

-В чём причина?

-Оцените свою работу.

Самостоятельное

выполнение заданий

нового типа: принимать

и сохранять учебную

задачу.

Самопроверка,

самоконтроль,

коррекция.

Сравнение с эталоном,

анализ, обобщение.

Задать вопрос

учителю.

Использование

критериев для

обоснования

своего суждения.

Анализируют, какой

знак в записи

столбиком заменяет

знак « = »? (черта)

Узнают, задание в

такой форме звучит:

«Выполнить задание

на умножение»

Дети выполняют задание по нахождению и исправлению ошибок, оценивают свою работу.

Ребята, которые затрудняются найти ошибки, ищут причину своего затруднения. Если ребёнок не понимает причину своего затруднения, то учитель должен ему помочь их увидеть, принять и выполнить работу с учётом коррекции.

Регулятивные УУД:

  1. -Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
  2. -Умение самостоятельно регулировать работу.
  3. -Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. -Принимать и сохранять учебные цели.
  2. -Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. -Работать с информацией и ее источниками.
  4. -Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. -Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

  1. -Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

8. Включение знаний в систему.

Цель этапа:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению нового материала.

Учитель формирует у учащихся ценностное отношение к полученному знанию.

- На фиолетовом лепестке спряталась задача.

- Прочитайте условие задачи.

Компьютер стоит 9356 рублей. Сколько надо заплатить за 3 таких компьютера?

Учитель задаёт вопрос детям.

- Как бы вы решили эту задачу?

(Если предложение от учащихся решить задачу с использованием нового способа не поступает,  учитель предлагает его сам)

- Ребята, а можем ли мы для её решения применить новый способ умножения в столбик?

Учитель даёт задание решить задачу в тетради.

 -Попробуем её решить. Обобщение применения нового

знания на практике. Решение задачи на доске и в тетради.

После решения задачи учитель акцентирует внимание учащихся:

Ребята, какое важное умение мы только что открыли?

- Где в жизни  мы можем

использовать этот способ

умножения?        

Учитель просит детей оценить свою работу..                

Читают задачу с целью понимания текста, извлечения необходимой информации.                

Дети строят   логическую

цепь рассуждения. Предлагают решить задачу  путем сложения трех чисел. Могут выйти и на новый способ и предложить решение через умножение многозначного числа.

Дети отвечают.

- Можем, так как проще число 9356 умножить столбиком на 3, чем три раза прибавлять одно и то же число или делать вычисления в строчку.

Дети решают задачу в тетради

, записывая новым способом.

Дети высказывают свои варианты.           9356

                          х      3

                          28068 (руб)  

Ответ: 28068 рублей заплатили за 3 компьютера.

Дети предполагают, что можно использовать умножение вместо сложения одинаковых слагаемых и использовать для этого вычисление с помощью столбика.

Дети высказывают свои предположения. (В магазине, покупая билеты в кассе и т.д.)

                           

Дети оценивают  свою деятельность  по плану:

        

1.        Цель

2.        Результат

3.        Правильно

4.        Сам

Регулятивные УУД:

  1. -Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
  2. - Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. -Принимать и сохранять учебные цели.
  2. -Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. -Работать с информацией и ее источниками.
  4. -Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

  1. -Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. -Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  3. -Владеть монологической и диалогической речи.

9. Итог урока. Рефлексия.

Цель:  зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель подводит итог урока и выстраивает диалог с учащимися.

- Ребята в начале урока вы загадывали желание и оно совпало с целью нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Ребята, вы достигли результата?

- Как мы к нему пришли?

Учитель просит ребят оценить свою учебную деятельность.

- Оцените свою деятельность

на уроке, используя

выражения:                

 - теперь я могу…

 - я научился…        

 - у меня получилось

 -  я смог            

-Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали.

- Какое желание мы загадывали в начале урока?

-У кого желание сбылось?

- К сожалению, на 100% желание сегодня у некоторых ребят не сбылось, но вы не расстраивайтесь, оно обязательно  сбудется.

- Ребята, а что нужно сделать, чтоб желание сбылось? (выучить алгоритм и тренироваться)

«Терпение и труд всё перетрут!»

        

Дети отвечают,  каким образом они достигли цели урока.

Дети ещё раз формулируют  цель: научиться записи и

умножению столбиком.

  1. Вывели алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное.
  2. Новый способ записи умножения многозначных чисел на однозначное  применили на практике, выполняя задания по теме урока.
  3. Применили полученные знания при решении самостоятельной работы и увидели свои проблемы.
  4. Использовали  данный способ умножения при решении задачи т.е. приобрели ценное предметное умение.

Дети контролируют  и оценивают процесс и

результат своей деятельности на уроке.

Дети понимают и  называют причины успеха/ неуспеха.

Регулятивные УУД:

  1. - Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

10. Домашнее задание.

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию.

Учитель проводит инструктаж по домашнему заданию, которое находится  на жёлтом лепестке.

- Какое задание вы хотели бы

выполнить дома?

Ребята соотносят свои

возможности с предложенным домашним заданием.

Познавательные УУД:

Принимать и сохранять учебные цели.

  1. Работать с информацией и ее источниками.
  2. Использовать символические и знаковые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...