Конспект урока по математике Запись вычитания столбиком
план-конспект урока по математике (2 класс)

Асель Сериковна Пшаева

Конспект по математике 2 класс УМК школа 21 век  Запись вычитания столбиком

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема урока:   Запись вычитания столбиком.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с письменным приёмом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд).
  2. Научить их использовать этот приём в вычислениях.
  3. Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд,
  4. Конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами).

Предметные результаты:

  1. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
  2. Определять арифметические действия для решения задачи. Решать текстовые задачи разными способами (в том числе составлением выражения).

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- формирование умения выбора рационального способа решения проблемы;

- выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- строить логические рассуждения и обосновывать их.

 Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1.Оргмомент.

(1 мин.)

- Сейчас у нас урок математики, перед началом урока я хотела бы с вами поделиться своим настроением, через ладошки я хочу передать вам положительный настрой на урок, а вы передайте также соседу за партой, последние парты передают настрой на урок гостям.

- Посмотрите на экран, здесь записана пословица.

«Муравьи сообща и льва одолеют».

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Как мы можем воспользоваться этой пословицей на этом уроке?

Один ученик читает пословицу.

- Несмотря на то, что они маленькие, сообща могут преодолеть любую преграду.

- Мы должны так же как муравьи работать сообща и быть трудолюбивыми.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас не обычный урок, сегодня мы с вами отправимся в гости к насекомым, каждый из них подготовил для нас задания и чуточку больше узнаем о них.

- Первым к кому отправимся в гости это к мухам. А интересные факты о мухах прочитает нам ученик.

- Поиграем с вами в игру «Мухобойка», нам нужно поймать как больше мух.

- Молодцы ребята вы отлично справились с заданием.

- А мы с вами дальше идем в гости. А в гости идем мы к муравью. А интересные факты о муравьях прочитает нам ученик.

- Муравей подготовил для нас число 64. Что вы можете сказать об этом числе?

- Выполним показ числа 64. Объяснение показа числа 64 учителем.

- Молодцы запишите число , классная работа.

- А теперь поработаем устно, назовите состав числа 64.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- А теперь мы идем в гости к пчелке. Про пчелку прочитает нам ученик.

- Посмотрите на доску, какая геометрическая фигура изображена?

- Из чего состоит многоугольник?

-Как вы думаете, что общего между пчелой и данной фигурой.

- Пчелка подготовила для нас примеры. Что общего между этими примерами? Каким способом нам легче будет решить такие примеры?

- Давайте решим эти примеры  используя алгоритм решения примеров столбиком в тетради. (по одному ученики решают у доски)

- Молодцы, мы вспомнили с вами как нужно решать сложение столбиком.

- А теперь я вам предлагаю поиграть в одну игру. Игра называется «найди нужное слово». Все эти слова связаны с насекомыми. 1 ряд находят существительные, 2 ряд глагол, 3 ряд прилагательные. Где вы нашли нужное слово, нужно с краю прикрепить прищепку.  

Один ученик читает о мухах.

По двое выходят ученики и «ловят мух».

Один ученик читает о муравьях.

- Двузначное, четное, состоит из 6 дес. и 4 ед, 6-4, 6+4, 6 больше 4

Выполняют показ числа 64.

- Читают про пчелу.

-  Многоугольник, шестиугольник.

Углы, вершины, стороны.

- Она похожа на пчелиную соту.

- На сложение, двузначные.

- Решением столбиком.

Игра

Познавательные: структурирование знаний о сложении и вычитании круглых десятков, частных случаях сложения и вычитания вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10.; сложения вида 23+12;

умения узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого.

Коммуникативные: планирование учебное сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи. (10  мин.)

Знакомство с записью вычитания столбиком. Открытие способа записи и решения примеров на вычитание столбиком по аналогии способа записи и решения примеров на сложение.

- Сейчас мы отправимся в гости к бабочке. Прочитает факты о бабочках один ученик.

- Бабочка подготовила нам тему урока. Чтобы узнать какая тема, посмотрите на примеры, которая принесла бабочка. Что вы можете сказать?

- Верно, тема сегодняшнего урока, вычитание столбиком. Давайте поставим с вами цель урока, чему мы должны научиться на уроке?

- Кто сможет записать столбиком это выражение на доске и решить его, пользуясь уже знакомым нам  алгоритмом?

Алгоритм сложения и вычитания столбиком (на доске).

1)Читаю выражение …

2)Запишу...

3)Подпишу под ним…

4)Сначала…

5)Затем…

6)Читаю ответ…

Физминутка.

- Примеры на вычитание, мы будем решать примеры на вычитание столбиком.

- Нет, такие выражения мы ещё не умеем решать.

- Научиться решать примеры на вычитание столбиком.

1 ученик записывает пример на доске и объясняет его решение, пользуясь алгоритмом.

- Читаю выражение: 27 минус 13.

- Отступлю от левого края тетради 2 клеточки.

Запишу первое число 27.

Подпишу под ним второе число 13 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами.

Пишу знак минус.

Подчёркиваю.

Сначала вычитаю единицы: 7 минус 3 равно 4 (единицы).

Пишу под единицами.

Затем вычитаю десятки: 2 минус 1 равно 1 (десяток).

Пишу под десятками.

Читаю ответ: 14.

То есть 27 минус 13 равно 14.

Физминутка.

Познавательные (постановка и решение проблемы): формирование умений выбора рационального способа решения проблемы.

Познавательные (общеучебные): выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные (целеполагание): формирование умений соотносить то, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Регулятивные (планирование): формирование умения работать с алгоритмом.

4. Первичное закрепление. (10 мин.)

Формирование умения записывать и решать примеры на вычитание столбиком.

- Давайте потренируемся записывать и вычитать числа столбиком.

 - Выполним задание №3 на с.61 учебника. Первый столбик выполним вместе , а остальные самостоятельно.

Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает помощь при затруднении). А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга. Оцените работу соседа за партой с помощью смайлика.

Читают задание.

Первые 2 примера объясняют на доске. Остальные решают самостоятельно.

Познавательные: структурирование знаний, формирование умения самостоятельно вычитать столбиком.

Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

6. Повторение изученного. Решение задачи разными способами. (10 мин.)

 

- Сейчас мы применим способ вычитания столбиком при решении задачи № 13 на с.62.

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Как нужно решить задачу? Прочитайте.

- На доске записаны варианты плана решения этой задачи.

1) * - * - * =

2) * - ( * + * ) =

3) ( * + * ) - * =

- У вас есть 1 минута, чтобы обсудить в парах какие из планов решения задачи верные. Кто обсудит – поднимет руку.

- Какие планы решения задачи верные?

- Поднимите руку, кто считает, что первый план решения верный.

- Расскажите, как вы будете решать задачу?

- Поднимите руку, кто считает, что второй план решения верный.

- Расскажите, как вы будете решать задачу?

- Поднимите руку, кто считает, что третий план решения верный.

- Расскажите, как вы будете решать задачу?

Вывод:

- Какие способы решения задачи верные, а какие неверные?

- Как можно сложить и вычесть такие большие числа при решении задачи?

- Выберите один способ решения задачи и выполните самостоятельно. Вычислите действия столбиком.

Проверяют работу с работой у доски.

 

1 ученик читает вслух.

Ответы детей.

- Двумя способами.

Обсуждают.

Ответы детей.

Поднимают руку.

- Сначала мы узнаем… Для этого…

- Затем… Для этого…

Поднимают.

Рассказывают.

Поднимают.

Рассказывают.

- 1 и 2 способы верные, а 3 неверный.

- Столбиком

Проверяют.

Познавательные (общий приём решения задач): установление отношений между данными и вопросом).

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Познавательные (моделирование): формирование умения использовать модели при работе с задачами.

Регулятивные (контроль): формирование умения сличения результата.

7. Самостоятельная работа. Выполнение варианта по выбору. (5 мин.)

- Попробуйте самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания.

- Выберите для себя один вариант заданий и выполните его.

1 вариант несложный: нужно переписать выражения в тетрадь и вычислить их:

    28       44      

  -          -        

    16       32            

   -----    -----      

2 вариант посложнее, он предполагает самостоятельную запись выражений столбиком и их решение:

55-13, 67-65,.

3 вариант самый сложный, записаны выражения со скобками, а также есть выражения с трёхзначными числами; нужно записать выражение со скобками в тетрадь, и каждое действие выражения записать столбиком и вычислить, а также попробовать записать столбиком и вычислить выражение с трёхзначными числами:

59-(32-11), 325-114.

- Подумайте, с каким вариантом заданий вы справитесь и приступайте к выполнению.

Я буду горда теми ребятами, которые справятся с 3 вариантом. А также буду очень рада за тех ребят, которые без ошибок выполнят 1 или 2 вариант.

Познавательные: применение полученных знаний.

8. Итог урока. (1 мин.)

Обобщение полученных на уроке знаний.

- Давайте подведём итог урока.

- Как называлась тема урока?

- Назовите цель урока? Достигли ли мы с вами поставленной цели?

Используя опорные слова, скажите:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Ответы детей.

Познавательные: обобщение полученных знаний.

Личностные (смыслообразование): установление и значение смысла своей деятельности.

9. Рефлексия деятельности. (1 мин.)

Самооценка учащихся.

-На доске мордочки насекомых. Ребята, если сегодня на уроке у вас всё получилось и вы довольны своей работой, прикрепите прищепку к  улыбающемуся, если на уроке вы работали неплохо, прикрепите к спокойному; если у вас возникли трудности при выполнении заданий, прикрепите прищепку к грустному.

Рисуют.

Регулятивные: формирование самооценки.

10. Оценка учащихся учителем. Домашнее задание.

- Сегодня на уроке вы все хорошо потрудились.

- За работу на уроке я поставила…

- Домашнее задание: стр. 61. Номер 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Табличное вычитание вида 15-7"

Конспект  урока по математике 1 класс по программе "Школа 2100". Авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.  Тема " Табличное вычитание вида 15-7" (с презентацией).....

Конспект урока по математике "Запись трехзначных чисел".

Конспект урока с использованием дидактической игры....

Конспект урока по математике "Повторение деления столбиком. Вычисления с помощью калькулятора"

Цель урока: - Закрепить умение делить столбиком; - Познакомиться с прибором – калькулятор; - выполнить упражнения с помощью калькулятора.Тип урока: Повторение изученного. Открытие нового знания.Планир...

Конспект урока по математике " Запись решения задачи в виде одного выражения"2 класс

Запись решения задачи в виде одного выражения-Конспект урока,2 класс...

Конспект урока по математике "Способ сложения столбиком" 2 класс

Конспект урока по математике на тему "Способ сложения столбиком". по УМК ПНШ...

Конспект урока по математике "Запись вычитания столбиком" - 2 класс "Начальная школа 21 века"

Программа : «Начальная школа XXI века»Тема: Запись вычитания столбикомТип урока: открытие новых знанийЦель: формирование умения записывать действие в столбикЗ...

Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"

Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе...