технологическая карта урока математика 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс)

Митясова (Нилова) Ирина Борисовна

Технологическая карта урока математика 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematika_4_klass.docx331.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Математики

В 4 «В» классе школы №148 г.о. Самара

                                                                                                                                             

г. о. Самара, 2022

Класс: 4

Предмет: Математика

Учебник, авторы: Математика 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. Петерсон Л.Г.

Тема урока: «Дроби»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создание условий для формирования представления о дробях.

Задачи:

Дидактические:

-закрепить представление о доле числа, умения находить долю числа;

-формировать представление о дроби, её составных частях (числитель, знаменатель);

-учить читать дроби;

-совершенствовать представление о процентах числа.

Развивающие:

- совершенствовать умение планировать действие по решению учебной задачи для получения результата;

- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные: 

- воспитать уважительное отношение и интерес к собеседнику, воспитывать умение соблюдать правила ведения диалога.

Ресурсы: интерактивная доска (презентация), учебник, тетрадь, карточки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная  задача этапа  урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный (слово учителя)

Приветствует и мотивирует учащихся

Приветствуют учителя

Фронтальная

1 мин.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Практический (выполнение упражнения)

Дает учащимся задание для актуализации знаний

Выполняют упражнение самостоятельно

Фронтальная, индивидуальная

Тетрадь

4 мин

Закрепляют представление о доле числа, умения находить долю числа;

умеют совершенствовать представление о процентах числа

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный(беседа)

Выявляет затруднение, определяет с учащимися тему и цель занятия

Выявляют затруднение, определяют тему и цель занятия

Фронтальная

1 мин

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

ПУУД: выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный (рассказ), наглядный (демонстрация)

Называет тему занятия, ставит цель с учащимися и строит план

Слушают учителя

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

4 мин

КУУД: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа), практический ( выполнение задания)

Решает с учащимися упражнения, вызывает к доске

Решают с учителем упражнения

Фронтальная

Учебник

17 мин

Умеют использовать дроби, её составные части (числитель, знаменатель); умеют читать дроби

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; ответственно выполнять свою часть работы

Физ. минутка

Способствовать снятию физического, психического перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой

Словесный (объяснение), наглядный (демонстрация), практический(выполнение упражнений)

Показывает учащимся движения

Дети повторяют за учителем

Фронтальная

1 мин

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику

Поддерживать физическое и психическое здоровье

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практический ( выполнение упражнения)

Дает инструкцию по выполнению задания

Парно выполняют задание

Фронтальная, парная

Тетрадь

4 мин

Умеют использовать дроби, её составные части (числитель, знаменатель); умеют читать дроби

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели

Практический (выполнение задания)

Дает инструкцию по выполнению заданий.

Выполняют самостоятельно задание

Индивидуальная

Карточки

6 мин

Умеют использовать дроби, её составные части (числитель, знаменатель); умеют читать дроби

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного

Словесный ( беседа, чтение)

Проводит беседу по пройденному материалу

Ведут беседу с учителем

Фронтальная

Учебник

1 мин

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Рефлексия учебной деятельности

Оценивать свое эмоциональное состояние

Словесный (объяснение), практический (выполнение задания)

Проводит рефлексию

Учувствуют в рефлексии

Фронтальная

Интерактивная доска

1 мин

 КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

РУУД: устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день всем.

-  Урок я хочу начать со слов французского математика Блеза Паскаля «Величие человека - в его способности мыслить.»

-Как вы понимаете эту цитату?

- Давайте и на этом уроке воспользуемся умением мыслить

- Добрый день.

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

- Мы считаем, что самое главное для человека - это думать

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Я вам раздала карточки с задачами. Вы должны их самостоятельно решить. Затем я у вас их заберу на проверку в конце урока.

1. В куске с тканью 120 м. На костюмы отрезали 1/3 часть этой ткани. Сколько ткани осталось в куске.

2. Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?

-Соотнесите эти выражения по группам 1/5,8/48,7/14,4/5

Выражения записаны на доске

-Какие группы получились?

 

- Во вторую группу мы записали дроби

-Первая группа- доли, вторую группу- мы не знаем

Выявление места и причины затруднения

- Почему возникло затруднение?

- Мы не знаем, что такое дроби

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд

- Тема нашего занятия «Дроби»

Слайд

- Итак, какую цель мы можем поставить?

Слайд

- Давайте составим план работы на этом уроке.

- Что мы должны сделать сначала?

- Да

- Что должны сделать потом?

- И наконец, нужно будет оценить свою деятельность на уроке

- Познакомиться с дробями

- Узнать, что такое дроби

- Научиться выполнять задания с дробями

Реализация построенного проекта

 - В начале урока я раздала вам листочки. Согните эти листочки несколько раз пополам. На сколько равных частей мы разбили наш прямоугольник?

- Как обозначить одну такую часть?

- А теперь отогнем целый столбец этих частей , сколько частей у нас получилось?

Показывает детям и объясняет на примере

- Сколько таких частей мы отогнули обозначается при помощи записи , где под чертой записывается кол-во частей , на которые мы разделили целое  , а над чертой сколько этих частей взяли.

- Дроби записывают двумя натуральными числами, разделенными чертой: m/n. Число m над чертой называют числителем дроби, а число n под чертой – знаменателем.

- В такой записи: 2/6. 2 является числителем дроби, а 6 знаменателем.

Знаменатель показывает, на сколько равных частей делят целое, а числитель – сколько таких частей взято.

- Например, 5/6 показывает, что целое разделено на 6 равных частей и взято 5 таких частей.

- Повторите, как называется такая запись?

Показывает на дробь 2/7.

- Что в ней является числителем, а что знаменателем?

- Что означает такая запись?

- Сейчас вместе выполним упражнение, которое вы видите на интерактивной доске

Слайд

- Скажите, что нам нужно сделать в этом упражнении?

 

Учитель решает у доски вместе с детьми.

- Итак, обратим внимание на 1 фигуру. В ней закрашено 4 квадрата, 5 не закрашено. В случае с закрашенными квадратами у нас получится 4\9. Потому что 4 квадрата из 9 в фигуре закрашено. Если взять те, которые не закрашены, то дробь примет такой вид 5/9. Потому что у нас 5 незакрашенных квадратов в целом. Вносим в таблицу 5/9.

- С первой фигурой разобрались, теперь давайте решать у доски.

Решение рисунок 1

- Но еще существуют части, которые выражаются дробями со знаменателем 100, называют такие части процентами и записывают иногда со знаком %. Итак, дробь 84/100 = 84%.

- Теперь выполним это упражнение устно.

Слайд

- Прочитайте это упражнение, что нужно в нем сделать?

Опрашивает учеников

- Сейчас устно выполним упражнение 3.

- Прочитайте задание, что нам надо сделать?

Опрашивает устно

 

- Теперь выполним это упражнение. 

- Прочитайте, что нужно сделать?

 Проверяет решение упражнения на доске.

На доске:

Решение рисунок 1

- Выполним это упражнение.

- Прочитайте задание, что нас нужно сделать?

На доске:

Решение рисунок 1

(Дети выполняют задание)

-1/8

-3, 4

- Две седьмых

- 2 числитель, 7 знаменатель.

- Что целое разделено на 7 равных частей и взято 2 таких части.

-Надо определить какая часть фигур закрашена и какая часть фигур осталась не закрашенной, а потом записать в виде дроби

-Закрасить указанные части фигурРешение рисунок 1

-Прочитать дроби, назвать их числители и знаменатели и объяснить, что они обозначаю

2/9 -  две девятых;

2 − числитель;

9 − знаменатель;

дробь обозначает, что целое разделили на девять равных частей и взяли две такие части.

4/5 -  четыре пятых;

4 − числитель;

5 − знаменатель;

дробь обозначает, что целое разделили на пять равных частей и взяли две такие части.

 

7/10 - семь десятых;

7 − числитель;

10 − знаменатель;

дробь обозначает, что целое разделили на десять равных частей и взяли семь таких частей.

 

11/24 - одиннадцать двадцать четвертых;

11 − числитель;

24 − знаменатель.

дробь обозначает, что целое разделили на двадцать четыре равные части и взяли одиннадцать таких частей.

 

9/542 -  девять пятьсот сорок вторых;

9 − числитель;

542 − знаменатель.

дробь обозначает, что целое разделили на пятьсот сорок две равные части и взяли девять таких частей.

-Прочитать дроби, выражающие части величин и записать их с помощью знака процент

 

37/9000 − тридцать семь девяти тысячных;

37 − числитель;

9000 − знаменатель;

дробь обозначает, что целое разделили на девять тысяч равных частей и взяли тридцать семь таких частей.

- 2/100− две сотых;

6/100− шесть сотых;

25/100− двадцать пять сотых;

41/100− сорок одна сотая;

78/100− семьдесят восемь сотых;

95/100− девяносто пять сотых.

-Записать проценты от величин в виде дробей со знаменателем 100

15/100 − пятнадцать сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли пятнадцать из них.

43/100 − сорок три сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли сорок три из них.

8/100 − восемь сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли восемь из них.

56/100 − пятьдесят шесть сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли пятьдесят шесть из них.

72/100 − семьдесят две сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли семьдесят две из них.

99/100 − девяносто девять сотых;

Дробь означает, что целое разделили на сто равных частей и вязли девяносто девять из них.

Физ. минутка

- А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют упражнения

Первичное закрепление во внешней речи

(Должно остаться хотя бы 15 минут)

- Теперь выполним упражнение в парах. Давайте повторим правила работы в парах, которые я вывела на экран

Слайд

 -Мы с вами повторили правила теперь переходим к этому упражнению, прочитайте задание, что нас нужно сделать?

 

 

- Даю вам на выполнение задания 4 минуты

- Закончили с работой давайте проверим ее.

Опрашивает как сделали ученики и корректирует работу.

Дети читают в парах вслух по одному

- Нужно ответить на три вопроса. 1: какую часть метра составляет 1 дм? Выразить в метрах. 2: какую часть часа составляет 1 мин? Выразить в часах. 3: какую часть года составляет 1 месяц?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Теперь выполните самостоятельно задания с карточек.

- Даю вам 6 минут на выполнение задания

Обсуждает выполнение задания, проверяет его с учащимися

Решают задание самостоятельно.

№1

А) Закрашивают 3 квадрата

Б) 2/6

№2 – 1%, 78%, 34%

№3 – 3/8, 5/10,34/63

№4 – семнадцать сотых, тридцать шесть сотых, сорок сотых.

17/100= 17%

36/100=36%

40/100=40%

Включение в систему знаний и повторение

- Что называют дробью?

- Какие числа называют числителем и знаменателем?

- Что показывает знаменатель?

- А числитель?

- Как называются части, которые выражаются дробями со знаменателем 100?

Слайд

- Вернемся к цели, мы выполнили ее?

Слайд

- Все ли мы выполнили в плане

- Одну или несколько равных долей целого

- Числитель – число над чертой, число под чертой - знаменателем

- На сколько равных частей делят целое

- Сколько таких частей взято

- Проценты

- Да

- Нет, нужно оценить свою деятельность

Рефлексия учебной деятельности

Слайд

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

Участвуют в рефлексии

Домашнее задание

Запишите домашнее задание.

Дома вы делаете упражнение 6,9,10.

Записывают задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...