Урок Математики
рабочая программа по математике (2 класс)

Соломенцева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_vo_2_klasse_novyy.docx83.8 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема урока: «Нахождение нескольких частей числа» (урок 98)

                Учебный раздел, количество часов: «Кратное сравнение» 16 часов

                Тип урока: открытие новых знаний.

                Тема урока, номер: « Нахождение нескольких частей числа», №9

             Цель урока для учителя: создание условий для достижения планируемых результатов по изученной теме. Способствовать развитию умения      

                     решать задачи на нахождение нескольких частей числа; развивать умение рассуждать и анализировать. 

  Предмет: математика; учебник «Математика», 2 класс авторы:

В.Н.Рудницкая, Т. В. Юдачёва.

Образовательная система «Начальная школа ХХI век»

Дидактическая цель: Сформировать представление о частях чисел и нахождении нескольких частей чисел.

Тип (вид урока): урок введения нового знания.

Тема: «Нахождение нескольких частей чисел».

Задачи урока

Образовательные:

  • Учить находить несколько частей числа.
  • Повторить таблицу умножения и соответствующих ей случаев деления.
  • Совершенствовать умения решения текстовые задач и  отрабатывать вычислительные навыки.

 Развивающие:

  • Формировать умение самостоятельно применять имеющие знания.
  • Развивать память, логическое мышление.
  • Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.

  Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные умения, уважение к товарищам, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; 
  • Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: решать задачи на нахождение нескольких долей числа; называть одну или несколько частей числа и числа по его доле; моделировать ситуацию, представленную в виде схемы; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получать возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

      Метапредметные результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения   принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Регулятивные: понимать учебную задачу, определять цель учебной деятельности  с помощью учителя, удерживать цель своей деятельности до получения её результата; осуществлять самопроверку работ, самостоятельно  организовывать своё рабочее место.

     Познавательные:  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы по теме; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задания по аналогии; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Тип урока: Открытие новых знаний.

Технологии: проблемное обучение  и технология критического развития

Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.

Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся: 

-Объяснительно – иллюстративный;

- фронтальная;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

Средства обучения:

Для учащихся: учебник «Математика» 2 класс, В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва; печатная тетрадь № 2.

Для учителя: мультимедийная презентация «Нахождение нескольких частей числа»; презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

( 1 мин)

Слайд 1-2

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Какой у нас урок?  (математика)

-А по волнам науки математики поведёт нас вот этот кораблик. Отправимся в плавание, где нас ожидает много интересных открытий.  В добрый путь!

Эмоциональный настрой на урок.

 Л.: смыслообразование, самоопределение

Р.: понимать учебную задачу, эмоциональная отзывчивость на деятельность

2. Актуализация знаний и пробное действие (6 мин)

Слайд 3

Устный счет:

- Из каких геометрических фигур собран наш кораблик? Назовите их.

 (треугольник, четырёхугольники, круг)

Вот они перед вами.

Разбейте на группы.

1 группа: многоугольники.

2 группа: круг

                                 

                 

1 группа: многоугольники.

2 группа: круг

                              Слайд 4

- И каждая фигура имеет задание.

- Какая часть фигуры закрашена?

                     

                     

 

Треугольник 1/4, четырехугольник 1/3 , круг  1/2, прямоугольник 1/5

А сколько частей не закрашено  у треугольника? У прямоугольника?

На геометрических фигурах

визуально не сложно.

                               Слайд 5

2. А теперь поработаем с числами.

На доске числа: 12, 9, 20, 8,49

-На  какие группы можно разделить? (однозначные - двузначные, четные-нечетные)

Задание 1:

-Найдите вторую часть от числа

12

-Найдите третью часть от числа 9

-Найдите пятую часть от числа 20

-Найдите седьмую  часть от числа 49

-Найдите 8 часть от числа 8

-Умеете ли вы находить 1 часть?

- Как вы это находили?

Вывод: Чтобы найти 1 часть от числа, на число разделить на то количество частей, которое требует задание.

Фронтальная работа.

Повторение  пройденного.

Группируют фигуры по определённым  признакам и доказывают свою точку зрения.

Находят одну часть у геометрических фигур.

Визуально находят несколько частей на геометрических фигурах.

Находят одну часть от числа.

П.: анализ, синтез, классификация, обобщение;

К.: включаются в диалог с учителем и сверстниками.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи  на основе соотнесения, то, что уже известно и ещё нет;

3.Выявление места причины затруднения.

(3 мин)

Слайд 6

Задание 2:

- А можете найти несколько частей, например: 2/3 от 9?

 Или 3/4 от 12?  Или 4/5 от 20?

Возникла ПРОБЛЕМА. Мы не умеем находить несколько частей от числа. Значит, ЗАДАЧА нашего урока находить несколько частей от числа. Вперёд за новыми открытиями!

 

Сталкиваются с проблемой. Пытаются найти решение проблемы.

К.: Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

П.: Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Р.: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Самоопределение к деятельности.

Целеполагание.

(3 мин)

Откройте стр.79 учебника.

Прочитайте тему нашего урока.

(Нахождение нескольких частей числа).

Значит, цель нашего урока сегодня научится находить несколько частей числа или величины.

Открывают учебники на с.79

 Формулируют тему и цели под руководством учителя.

 

Р.: планирование и построение учебной задачи;

К.: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

5. Совместное исследование проблемы. «Открытие» новых знаний.

( 8 мин)

6.Моделирование

(3 мин)

Прочтите первую задачу на с.79

 

- Что известно в этой задаче? Что требуется найти?

12:3=4(о.) – 1/3 часть

- Вы что находили?

-  Каким действием?

Вывод: чтобы найти одну часть надо разделить.

- Прочтите вторую задачу.

- Что известно?

- Что надо найти?

- Правильно, надо  найти несколько частей.

- Ваши предложения по решению возникшей проблемы.

- Покажите.

- Можем ли мы решить её аналогично первой?

- Почему нет?

- Прочтите подсказку в учебнике.

- Сначала узнаем, сколько пирожков составляет одна треть.

 - Каким действием? (Делением).

- А теперь найдем две трети числа 12, т. е 1 часть 4,а две – это 2 раза по 4 пирожка.

- Каким действием найдём? (Умножением).

- Значит, сколько пирожков составляет две трети? (8)

- Сколько действий в задаче?

Слайд 7

12:3=4(п.)

4 × 2 = 8(п.)

2.Вывод:

чтобы найти несколько частей НАДО:

1. Найти одну часть - делением.

2. Найти несколько частей – умножением.

Слайд 8

Составление алгоритма нахождения нескольких  частей числа.

1. Находим одну часть – выполняем деление.

2. Находим несколько частей – выполняем умножение.

Сравним  наш алгоритм  с карточкой помощницей.

□       :           □       .       □

Находят одну  3

часть от 12.

Объясняют  решение.

Пытаются решить задачу, сталкиваются с затруднениями.

Сличают своё решение  с доской и эталоном.

Составляют алгоритм нахождения несколько частей числа.

П.: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;

К.: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий;

Р.: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

П.:  Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения;

К.: Воспринимают ответы обучающихся;

Р.: Осуществляют самоконтроль.

7.Первичное осмысление способа решения частных задач.

(4 мин)

В учебнике на с. 80 найдите задачу № 3.

- Прочтите условие  задачи.

- Найдите вопрос задачи.

- Можем  сразу ответить на него?

-  Почему? (Надо найти, сколько янтаря собрала Оля)

- Что известно про янтарь в задаче? (Две пятых всех собранных камешков)

- Значит, надо найти две части из пяти.

- Мы выработали алгоритм.

- Подходит он к  данной задаче?

- Давайте воспользуемся алгоритмом.

- Кому требуется помощь, обратитесь к карточке –помощнице под рисунком.

Запись решения на доске.

  1. Найдём одну пятую числа 20. Как?
  2. Теперь можем найти две пятых числа 20? Каким действием?

Слайд 9

  1. 20: 5= 4(к.) -1 часть
  2. 4*2= 8(к.) - 2 из пяти

Ответ: 8 камешков.

Вывод: чтобы найти несколько частей, надо сначала  найти одну часть - делением, а потом  найти несколько частей – умножением.

Разбор задачи на с.80

Участвуют в разборе решения задачи.

Записывают на доске и в тетрадях.

Проверяют свои записи решения с доской.

Делают вывод.

П.: Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

К.: Участвуют в обсуждении содержания материала;

Р.: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

П.: Осуществляют работу по выполнению отдельных операций;

К.: Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: Осуществляют самоконтроль.

П.: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

8. Физпауза

(1 мин)

Раз - мы встали, распрямились.

Два – согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место сесть опять.

К.:  Слушают учителя;

Выполняют поставленные им задачи.

9.Включение в систему знаний и повторение.

(7 мин)

Работа в печатной тетради №2

С.38, № 1

-Новые знания попробуем применить самостоятельно.

- Прочтите задание.

- Кто затрудняется – обратитесь к алгоритму.

- А кому необходима помощь – поднимите руку.

Алгоритм нужен к этой задаче?

-Чему равна одна часть тесьмы?

Каким действием находили?

-Чему равна длина двух частей тесьмы? Каким действием?

 Сравните с образцом.

Слайд 10

Проверка решения

Прогнозируют результат, работают самостоятельно.

Оценивают работу, проверяют, сличая с эталоном.

П.: Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

К.: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Р.:  Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

10. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.

(1  мин)

Работа в печатной тетради №2

С.38, № 2

Следущее задание в тетради выполните дома. Чтобы правильно выполнить, обратитесь к алгоритму нахождения нескольких частей числа.

Дети читают задание и обсуждают выполнение работы.

Л.: Смыслообразование, самоопределение.

Р.: понимать учебную задачу, эмоциональная отзывчивость на деятельность

8.Итог урока

    и рефлексия

(3 мин)

- Мы сегодня работали, по какой теме?

- Чему мы сегодня учились на уроке? (Находить несколько частей числа)

- Мы научились это делать?

- Повторим, как это делать.

1. Находим одну часть – выполняем деление.

2. Находим несколько частей – выполняем умножение.

4/5 от 20

20 : 5 * 4= 16

Мы выполнили цель, которую ставили в начале урока?

Кораблик наш продолжит плыть по волнам науки математики, а мы магнитиками выложит ему светлый путь (желтые).

- Сегодня на уроке вы все работали на «хорошо» и «отлично».

Урок окончен. Большое всем спасибо!


К.:  Рефлексия своих действий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...