Урок математики в 3 классе "Окружность.Круг"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Балышева Наталья Викторовна

Конспект открытого урока по математике на тему" Окружность.Круг" УМК "Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhnost.krug_konspekt_uroka.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Балышева Наталья Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №73» Приволжского района г. Казани

Тема урока: «Окружность.Круг»

Цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность», «радиус», «центр»

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Пед. технологии: ИКТ , технология сотрудничества, моделирование, выполнение проектов

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, индивидуальная

Ход урока:

  1. Орг. момент

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы проверим все ль в порядке:

 Книги, ручки и тетрадки?

Если всё на месте есть,

Я прошу вас тихо сесть.

2. Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, сегодня 2 день зимы. Совсем скоро наступит праздник, который любят и взрослые, и дети. Нам предстоит выполнить новое задание нашего адвент календаря.

Посмотрите, на елке висит конверт. Давайте откроем его и прочитаем письмо от Деда Мороза.

Читает ученик. (Ксюша)

-Здравствуйте, ребята. В преддверии Новогоднего праздника я предлагаю вам украсить класс игрушками, сделанными своими руками, чтобы не тратить средства на украшения, как об этом договорились во всей стране. А сэкономленные деньги отправить на подарки ребятам из города Лисичанска, который находится в Луганской области Украины.

 Сегодня на уроке мы открываем мастерскую Деда Мороза, где своими руками будем создавать украшения для нашего класса.

Ксюша-Но как на уроке математики мы сможем украсить класс?

3. Самоопределение

Значит сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, которое нам поможет выполнить предложение от Деда Мороза.

Как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

Ребята, расшифровав запись, вы узнаете тему нашего урока.   Работать вы будете в паре. 

Расположите ответы в таблицу в порядке убывания, составьте слово

 

5 * 9 =                У  

4 * 9 =                Г

8 * 9 =                К

7 * 9 =                Р

72

63

45

36

к

р

у

г

2). Расположите ответы в таблицу в порядкевозрастания, составьте слово

30 +15=              У

30 – 20=           О

90 – 20 =             О

52 – 2 =              Н

70 + 12 =          Ь

56 – 10 =             Ж

71 + 9=               Т

28 + 14 =           Р

63 + 13=              С

54 – 14=             К

30 – 20=           О

90 – 20 =             О

10

40

42

45

46

50

70

76

80

82

На это задание вам дается 2 минуты. Пара, которая разгадала слова, показывает готовность.

-Какие слова у вас получились? Правильно.

-Тема нашего урока «Круг, окружность».

2 ученика выходят к доске.

Амира нам нарисует окружность, а Данил- круг.

- Ребята, нарисуйте в тетрадях 1в. - окружность, 2в. - круг.

- Были даны разные задания, а фигуры получились похожие.

-Ребята, сравните свои работы с работой соседа по парте. У вас тоже получились одинаковые фигуры? (да)

- Почему так получилось?  

- Круг и окружность это одно и то же? (нет)

- У нас получилось разграничить эти два понятия? (нет)

-  Что нам предстоит узнать сегодня на уроке? Какие важные открытия мы сделаем? (узнаем, что такое круг и окружность, чем они различаются)

-  Ребята, а фигуры у вас получились ровные? (нет)

- Чему мы должны сегодня научиться? (чертить ровные окружности)

Работа по теме урока.

-У вас на партах лежит крышка для консервирования. Рассмотрите её. Где она применяется? (для консервирования продуктов)

-Консервная крышка тоже имеет форму круга. Граница любого круга – это окружность.

Вытащите резинку из консервной крышки– это “окружность”.  

-Возьмите крышку, приложите к листу бумаги, обведите красным фломастером.

- Ребята, посмотрите какая фигура получилась? (окружность)

 - А теперь голубым карандашом закрасьте плоскость внутри окружности.

- Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте по той линии, которую оставил фломастер.

- Какая фигура у вас получилась? (круг)
- А теперь сложите круг пополам. Сгиб образует линию, которая разделяет круг на две равные части.

- Сложите круг еще раз пополам. Разверните. У вас получилось четыре равные части.

-Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.

 Точка О- центр окружности.  Обозначьте ее.

-Возьмите линейку и фломастером соедините центр окружности с любой точкой на окружности.

- Этот отрезок называется радиусом. КАРТОЧКА НА ДОСКУ

- Отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой, называется радиусом. 

Какие точки соединяет радиус? (центр окружности и любую точку на окружности)

 -Сколько радиусов можно провести в одной окружности? (много)

- Начертите ещё несколько радиусов. Измерьте их длину.

-На что это похоже? (на колесо)

В переводе с латинского слово радиус означает «спица колеса».

-А что вы можете сказать о длинах радиусов одной окружности? (радиусы одной окружности равны)

- У меня в руках 2 окружности (разных) 

Что вы можете сказать о длинах радиусов? (радиусы имеют разную длину)

ФИЗМИНУТКА

Ребята, Дед Мороз приготовил для нас мешочек-сюрприз. Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные.

Ислам будет доставать и называть предметы.

Если они имеют форму круга-вы приседаете, если форму окружности, поднимаете руки вверх и хлопаете.

Крышка, тарелка, монета, браслет, колечко, бублик, диск, резинка, бусы, скотч, ватный диск

-Молодцы! И отдохнули, и поиграли.

Практическая работа.

- Тагир, нарисуй на доске весёлый смайлик.

Ровный он получился? Не совсем

- А может у меня получится? У меня есть специальный инструмент, который называется циркуль.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

(показ на доске)

- Ребята, как вы думаете, какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с циркулем?

Нельзя подносить иглой к лицу

Нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”

Хранить циркуль следует в специальном футляре.

Итак, приступим к изготовлению елочных шаров. Наши шары будут иметь форму круга.

Возьмите в руки циркуль и линейку. Затем разведите ножки циркуля на расстояние 3 см.

Острие циркуля приложите к нулю, а карандаш к цифре 3. Это будет радиус. Установите ножку циркуля с иглой в точке О, а другой ножкой проводим линию. Держим за верхнюю часть.

-Что мы начертили сейчас? (окружность)

- Как превратить ее в круг? (раскрасить)

-Раскрасим наши елочные шары яркими цветами. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте круг.

У нас получились замечательные елочные шары из геометрической фигуры круг. Давайте повесим их на елку. По очереди выходим и вешаем шар на елку (под музыку выходят и крепят шары на елку)

 -Ребята, давайте посчитаем, сколько денег мы сэкономили на украшении елки?

Перед вами карточка с задачей.

Карточка №

Задача:

Учащиеся 3 «А» класса изготовили новогодние украшения для елки. Девочки изготовили 10 шаров по цене 9 руб. за шар, а мальчики -11 шаров по 8 руб. Какова стоимость всех шаров?

 

Богдан выполнит решение этой задачи на доске.

О чем говорится в задаче? (о шарах)

Что нам известно? (цена и кол-во)

Что требуется найти? (стоимость)

Как найти стоимость? (цену умн. на количество)

Запишем условие задачи кратко.

Девочки-? 10 шт. по 9 руб.            ? руб

Мальчики-? 11 шт. по 8 руб.

  1. 9*10=90 (руб) стоимость шаров, изготовленных девочками
  2. 11*8=88(руб) стоимость шаров, изготовленных мальчиками
  3. 90+88=178 (руб)

Ответ: стоимость шаров 178 рублей.

-Наш класс сэкономил 178 руб. В школе 18 классов. Если каждый класс сэкономит деньги на елочных украшениях, сделав их своими руками, то сумма получится значительная и подарков хватит многим детям Лисичанска.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание. Рисование циркулем снеговика.

-Ребята, а вы знаете, что с помощью циркуля можно рисовать рисунки?  Сейчас мы попробуем это сделать. Отгадайте загадку.

Во дворе гуляли мы

Брали снежные комы,

Ставили их друга на друга,

Вылепили себе друга.

Палки-руки, нос-морковка,
Кто же там теперь стоит?

Ну конечно … (Снеговик)

Перед вами лист бумаги, на котором мы будем работать. (А4)

Возьмите линейку. На циркуле отложите радиус 2см. Острие циркуля приложите к нулю, а карандаш к цифре 2. Установите ножку циркуля с иглой в точке О, а другой ножкой проводим линию. Держим за верхнюю часть. Это будет голова нашего снеговика.

- Следующая окружность –это тело снеговика, радиус которой равен 3см.

 Не забывайте о том, что окружности должны соприкасаться. Показать на доске

- И последняя окружность, радиус которой равен 4см.

- Предлагаю превратить окружности в круги.

-Каким образом можно это сделать? (закрасить)

-Каким цветом карандаша мы воспользуемся? (голубым, белым, серым)

- А теперь дорисуем необходимые элементы снеговика.

Предлагаю устроить выставку наших снеговиков. Готовые работы вешаем на доску.

Ребята, а на уроке технологии мы продолжим работу над украшением класса. И на основе полученных сегодня знаний, сделаем новогоднюю гирлянду из кругов.

Итог урока.

Возьмите карточку №3. В парах соедините начало и конец предложения.

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой (круг)

Граница круга- … (окружность)

Окружность можно начертить при помощи …(циркуля)

Радиус это (отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой.

 Или собрать пазл

РЕФЛЕКСИЯ

Выберите начало предложения и продолжите его

Сегодня на уроке я научился…

Мне понравилось…

Я бы похвалил себя за…

Мне было сложно…

Домашнее задание

 Учебник с.95 №3, №6

Ребята, спасибо за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...