Внеурочная деятельность
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Интеллектуальная игра "Виват! Математика!" для учвщихся 4х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_vivat_matematika_4_klass.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Виват, Математика!»

4 классы

  • Разминка
  • Ребусы
  • Загадки болельщикам
  • Аукцион «Шутка».
  • Задание - шифровка
  • Конкурс капитанов
  • Задачи для команд
  • Задания в стихах и рисунках
  • Блиц-турнир


Цели: формирование интереса детей к математике, развитие их творческих и интеллектуальных способностей, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей;

Оборудование: задания для команд (карточки), фломастеры, карандаши.

Ход игры

Вступительное слово учителя

- Дорогие ребята, уважаемые гости, члены жюри! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о самой необходимой, пожалуй, науке – математике, о ее роли в жизни каждого из нас.

Чтец 1.

Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Чтец 2.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.

Чтец 3.

Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

- Как видите, везде, в любой работе нужна очень важная наука – математика.

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.   Блез Паскаль (французский математик, механик, физик, литератор и философ).

- Сегодня мы приглашаем вас на интеллектуальную игру "Виват, Математика!".

- Дорогие друзья! В нашем "Клубе веселых и находчивых" вы увидите встречу четырёх команд.

- Математика! Мир без нее был бы неинтересен. Не было бы научных открытий. Люди не могли бы исследовать моря, океаны, атом не служил бы нам.

1. Задания командам. РАЗМИНКА.

Команды получают по одному баллу за верный ответ.

1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшится на 3? (Цифра 9.) 

2. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Часы, которые остановились.)

3. Когда мы смотрим на число 3, а говорим «пятнадцать»? (Когда смотрим на часы.)

4. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять - это сколько? (Тридевять — это 27.     В Древней Руси считали девятками: тридевять - это 9 ∙3 =27.)

5. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? («Ровно тридцать лет и три года», то есть 33 года)

6. Сколько раз старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (Пять раз.)

7. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько, так как на дубе яблоки не растут.)

8. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели.)

2. РЕБУСЫ. (задание командам одновременно, по 1 баллу)

дробь                                                                     отрезок

минус                                                                    дробь

Париж                                                                косточка

пятница                                                              тритон

утро                                                                    трибуна

актриса                                                              семена

3. ЗАГАДКИ  БОЛЕЛЬЩИКАМ( шарады)

Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (По-два-л)

Возьмите наименьшее трехзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно.
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена. (Сто-г)

Я приношу с собою боль,
В лице больного искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Ф-люс – П-люс)

С буквой “Л” - в игре в футбол –
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало,
Просто… (год)

Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То среди женского я рода. (Два – Дева)

Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)

Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна
Меняет слова смысл – денежная единица. (Руль – рубль)

. АУКЦИОН «ШУТКА». (Как можно быстрее ответить на шуточные вопросы)

  1. У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? (1)
  2. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек? (3) 
  3. Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на одну ногу? (4кг) 
  4. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного, все разбились.) 
  1. 4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? (4 минуты) 
  2. Что легче: килограмм железа или килограмм пуха? (Одинаково.) 
  3. Летели три страуса, охотник убил одного. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.) 
  4. Когда козе исполнится 7 лет, что будет с ней дальше? (Восьмой пойдет.)
  1. Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? (кролик)
  2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз) 
  3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука) 
  4. Шли три поросенка. Один - впереди двух, один - между двумя, один - позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом.) 
  1. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9) 
  2. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
  3. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12) 
  4. Один ослик нес 10 кг сахара, а другой - 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелей? (Одинаковая.)

5. ЗАДАНИЕ-ШИФРОВКА (2 минуты, 2 балла).

 

9, 1, 5, 1, 25, 10       18, 6, 26, 1, 20, 30      21, 14        18, 1, 9, 3, 10, 3, 1, 20, 30

 

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т,

21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я. (Задачи решать - ум развивать)

- Вам удалось расшифровать шифровку? Что у вас получилось? Молодцы!

6. ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  БОЛЕЛЬЩИКОВ.

  1. Фигура, у которой все углы прямые, а все
    стороны равны. (Квадрат)

2.        Отрезок, соединяющий  центр окружности с
точкой на окружности. (Радиус)

3.        Единица измерения угла. (Градус)

4.        Три кошки за три минуты ловят трех мышей.
Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать 100 мышей.
 (3 кошки)

5.        Какой  музыкальный  инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)

6. Сосчитай, но только быстро, сколько пальцев на двух руках? (10).Сколько пальцев на 10 руках? (50)

7. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20)

7. КОНКУРС  КАПИТАНОВ. (Выходят капитаны команд, баллы по количеству правильных ответов)

  1. Как разделить число на две равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1000?

2. Запиши и реши пример.                                        18+8=26

 

                                                                                                    80+15=95

                                                                                             18:9=2

                                                                                             820=160

3. Забытые знаки.

В следующее равенство вставь забытые математические знаки:

                                 1 2 3 = 4 5

Ответ: 12 – 3 = 4 + 5.

8. ЗАДАЧИ  ДЛЯ  КОМАНД. (задание командам одновременно)

«Черепаший разговор»

Три черепахи ползут по прямой друг за другом.

Первая говорит: "Сзади меня ползут две черепахи".

Вторая говорит: "Впереди меня ползет одна черепаха и сзади одна".

Третья говорит: "Впереди меня ползет одна черепаха и сзади одна".

Могло ли быть такое?


Ответ: Да, если одна из черепах врет…  Кстати, какая?

«Сколько лет капитану?»

Представьте себе, что Вы капитан парохода. Ранним августовским утром вы отправляетесь в рейс по маршруту Астрахань-Москва. В трюме парохода - 200 тонн арбузов, 33 центнера рыбы и 499 центнеров помидоров.

Сколько лет капитану?

Ответ: Так как капитан теплохода - Вы, то …

9. БЛИЦ-ТУРНИР  (логические шуточные вопросы)

вопросы

ответы

1. Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться?

Нужно бросить яйцо на 4 метра, тогда первые

3 метра оно пролетит целым.

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?

Надо прыгнуть с нижней ступени.

3. Что все люди на земле делают одновременно?

Становятся старше

4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами?

Число 6.

5. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?  

Три утки, одна за другой.

6. Росли две вербы, на каждой вербе по 2 ветки. На каждой ветке – по 2 груши. Сколько всего груш росло на вербе?

Ни одной. Потому что на вербе не растут груши

7. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

8. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?

Ни одного, т.к. остальные улетели

9. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трёх водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?

2 ноги

10. Стёпа 15 картошек сварил за 10 минут. За сколько минут он сварит 3 картошки?

за 10 минут

11. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

11 штук

12. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили.

Сколько свечей осталось на столе?

Одна, остальные две сгорели.

13. На столе стояло четыре стакана с ягодами. Вова съел из одного стакана ягоды. Сколько стаканов осталось на столе?  

 четыре

14. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый из них?

 три

15. Что случится с вороной через три года после рождения?

 пойдет 4-й год

16. Что за фигура, в названии которой один слог?

 круг

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.              

- Какое задание было самым интересным?

- Друзья, подсчитайте своё количество заработанных жетонов?

- Кто сегодня стал победителем в интеллектуальной игре "Виват, Математика!", основанной на взаимном уважении и доверии? Аплодисменты! 

Вручение грамот.


4 класс (задания)

  • Подготовиться разминку к математическому КВНу.
  • Подготовить математическую сказку или веселую историю.
  • Выбрать команду из 6 человек

(название, эмблема, девиз)

  • На игре иметь ручки или карандаши.

                                     РЕБУСЫ  

           _________________________________________________

                                                                                                     ________________________________________________

___________________________

                                                                                                    __________________________________________________

                                                                     

                                                                                       

__________________________________________________

________________________________________

                                                             

                                                             

________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

 __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

ЗАДАНИЕ-ШИФРОВКА         

 

9, 1, 5, 1, 25, 10     18, 6, 26, 1, 20, 30    21, 14     18, 1, 9, 3, 10, 3, 1, 20, 30

 

Шифр: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы,

30-Ь, 31-Э, 32-Ю, 33-Я.

_________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

КОНКУРС  КАПИТАНОВ   

        1. Как разделить число на две равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1000?

 2. Запиши и реши пример.      

______________________________________

                       

 

_______________________________________       

= ________________________________________   

                   

3. Забытые знаки.  (В следующее равенство вставь забытые математические знаки)

1  2  3  =  4  5

                                                                                                                                                                           

                                                                                             

Черепаший разговор

Три черепахи ползут по прямой друг за другом.

Первая говорит: "Сзади меня ползут две черепахи".

Вторая говорит: "Впереди меня ползет одна черепаха и сзади одна".

Третья говорит: "Впереди меня ползет одна черепаха и сзади одна".

Могло ли быть такое?

Сколько лет капитану?

Представьте себе, что Вы капитан парохода. Ранним августовским утром вы отправляетесь в рейс по маршруту Астрахань-Москва. В трюме парохода - 200 тонн арбузов, 33 центнера рыбы и 499 центнеров помидоров.

Сколько лет капитану?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....