Учебное занятие «Урок математики в 4 классе»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Коношанова Вера Викторовна

План- конспект урока математики в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_skorost_4_klass.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие «Урок математики в 4 классе»

Коношанова Вера Викторовна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 п. Жигалово

Тип урока: урок изучение нового материала.

Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Цели: познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; работать в группах.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый,  практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

Организационный момент

-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.                                           

  Математику, друзья,

  Не любить никак нельзя!

 Это строгая наука,

 Это точная наука,

 Интересная наука –

Это математика!

  Нас с вами сегодня ждут интересные события и важные открытия. И поэтому прежде чем мы начнем урок, я хочу пожелать вам успехов и хорошего настроения. Помните – у вас всё получится, только нужно быть внимательными и помогать друг другу. Итак, удачи! Начнем урок.

Актуализация знаний  

Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям.

(на интерактивной доске размещено следующее задание:

Ед времени

Ед. веса(массы)

Ед.длины (расстояния)

мм, кг, т, мин, км, км/ч, ц, дм, ч

Самоопределение к деятельности.

Этап выявления места и причины затруднения

-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?

-Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются?

-О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать?

-Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение.

- А зачем вам эта информация?

Этап построения проекта выхода из затруднения

«Мозговой штурм»

Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения.

Заполним таблицу

Знаем

Новое

Работа в группах.

- Сегодня вы будите работать в группах и по ходу урока заполнять Бортовой журнал (Приложение 1)

-Вверху попробуйте спрогнозировать свою оценку. Оценка в начале урока:___________

Работа над новой темой

1 задание

- Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему?

-Приведите  свои аналогичные примеры.

(за составленную задачу в Бортовом журнале поставьте +)

2 задание

Рассмотри таблицу и ответь на вопросы:

Какова длина дистанции?

За какое время пробежал эту дистанцию Волк,  и за какую Заяц?

Кто из них быстрее?

Спортсмен

Дистанция

Время

Метров за секунду

Волк

150м.

15с.

Заяц

150м.

10с.

Почему заяц победил в соревновании по бегу?

Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.  Ответ запишите в бланк « Оценка результатов»

Проверка

 (за верные ответы  в Бортовом журнале поставьте +)

3 задание.

Заполни таблицу

Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.

Скорость –это _________________________________

Выберите правильное объяснение

Скорость – это расстояние.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

Скорость - это время движения.

Проверка

(за верные ответы  в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого действия мы вычислили скорость?

-От каких величин зависит скорость?

-В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. (слайд)

-Запишем  решение задачи про волка в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости.

- Подумайте, как, используя формулу, найти расстояние, если известно время и скорость?

-Как найти время по известным скорости и расстоянию?

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .

-Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить  наши новые правила, я предлагаю вам использовать вот такой хитрый треугольник. (Слайд)  Он поможет вам не запутаться и правильно определить каждую из величин, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Такой треугольник каждый из вас  получит в конце урока. (Приложение2 ).

-Посмотрите, как нужно им пользоваться. (Пояснить метод использования данного треугольника для запоминания формул).

А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.

- Теперь, когда мы умеем вычислять скорость, попробуем решить такую  задачу.

Задание 4

Стр 5 №9 1), 2)

(за верные ответы  в Бортовом журнале поставьте ++)

Физминутка

Давайте обсудим!

Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание:

Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей ( слайд )

Гепард

Описание: https://fhd.multiurok.ru/9/8/7/9871ddcc3303e23125debf9e2a290088cd3c7f5d/naghliadnyi-mietod-obuchieniia-na-urokakh-dlia-obratnoi-sviazi-s-uchashchimisia-s-pomoshch-iu-ighrushki-maghnitnaia-doska_3.jpeg

110 км/ч

Африканская антилопа гну

Описание: https://fhd.multiurok.ru/9/8/7/9871ddcc3303e23125debf9e2a290088cd3c7f5d/naghliadnyi-mietod-obuchieniia-na-urokakh-dlia-obratnoi-sviazi-s-uchashchimisia-s-pomoshch-iu-ighrushki-maghnitnaia-doska_5.jpeg

80 км/ч

Стриж

Описание: https://fhd.multiurok.ru/9/8/7/9871ddcc3303e23125debf9e2a290088cd3c7f5d/naghliadnyi-mietod-obuchieniia-na-urokakh-dlia-obratnoi-sviazi-s-uchashchimisia-s-pomoshch-iu-ighrushki-maghnitnaia-doska_6.jpeg

169 км/ч.

Рыба – парусник

109 км/ч

Касатка

55 км/ч

Американский  таракан

6 км/ч

5 задание

- Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов.

Название животного

скорость

время

расстояние

Стриж

169 км/ч.

5 ч

Гепард

110 км/ч

5 ч

Рыба - парусник

109 км/ч

5 ч

Африканская антилопа гну

80 км/ч

5 ч

Касатка

55 км/ч

5 ч

Американский таракан

6 км/ч

5 ч

Проверка (слайд)

(за все верные ответы  в Бортовом журнале поставьте +)

6 задание

 Вопрос-ловушка.

«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»

Соотнесите  различные объекты со  скоростями (соединить стрелками)                                

        Пешеход                                                         70 км/ч                        

        Ветер                                                                 5 км/ч

        Автомобиль                                                            600 км/ч

        Ракета                                                        5 м/мин

        Гусеница                                                          15 м/с

Проверка (слайд)

(за верные ответы  в Бортовом журнале поставьте +)

7 задание

(Слайд)

Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками.

 На дороге часто возникают следующие ситуации:

На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

(за верные ответы  в Бортовом журнале поставьте +)

- С помощью какого прибора водитель сможет определить превысил ли он скорость?(слайд)

Подведение итогов

-К сожалению, наш урок подходит к концу. Чтобы помочь вам понять, успешно ли  вы усвоили новое знание, предлагаю ответить на вопросы:

1) Согласны ли вы, что скорость измеряется в км/ч?

2) Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

3)Если мы  знаем скорость и время в пути, то можем узнать … .                

4) Чем больше скорость, тем… .        

5) В старших классах вы подробно будите изучать эту тему на каких предметах?        .

-Отлично! Вы легко ответили на все мои вопросы.

-Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммируем.

Критерии оценивания:

7 заданий

6 заданий

5 заданий

4 задания

8             - 5

7             - 5

6             - 5

5             - 5

7-6          - 4

6-5          - 4

5             - 4

4             - 4

5-4          -3

4              -3

4              -3

3              -3

менее 3   -2

менее 3   -2

менее 3   -2

менее 2   -2

- Сейчас я хочу попросить каждого  оценить свои упехи на уроке с помощью изображений вот такого прибора. (Приложение 3)

-Что это за прибор? Если ваша мысль на уроке была быстра и молниеносна, в все понимали и со всем справлялись – обведите на своем спидометре цифру 120. Если вы немного тормозили, но в целом все успели и поняли – цифру 60. Ну а если вы двигались так медленно, что теперь вам придется догонять остальных, обведите цифру 30. Я искренне надеюсь, что таких ребят очень мало. Не волнуйтесь, мы с вами обязательно поработаем дополнительно и догоним остальных.

VI.Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- Чем мы сегодня занимались?

-Достигли ли мы цели урока?

-Что больше всего вам понравилось?

- Что мы должны сделать в дальнейшем, чтобы хорошо уяснить тему?

VII .Домашнее задание (дифференцированное) :

- А теперь запишем в дневники домашнее задание: с.5 №11, №12.

-Составить задачи для своих одноклассников

-Индивидуальные карточки

-Благодарю  за урок.

Приложение 1

Бортовой журнал

Оценка результатов

Группа №_______

Оценка в начале урока:   _____________

№ задание

Ответ

Отметка о выполнении

1 задание

Устно составьте задачу

2 задание

Спортсмен

Дистанция

Время

Метров за секунду

Волк

150м.

15с.

Заяц

150м.

10с.

Заполните таблицу:

3 задание

Допишите:

Быстроту движения характеризует величина, которая называется ___________________.

Скорость –это ______________________________________-____________________________________________________

4 задание

стр.5 №5 (1)

стр.5.№ 5 (2)

Запишите ответ:

Ответ:_______________

Ответ:_______________

5 задание

Название животного

скорость

время

расстояние

Стриж

169 км/ч.

5 ч

Гепард

110 км/ч

5 ч

Рыба - парусник

109 км/ч

5 ч

Антилопа гну

80 км/ч

5 ч

Касатка

55 км/ч

5 ч

Американский таракан

6 км/ч

5 ч

Заполните таблицу:

6 задание

Соедините линией

Пешеход                 70 км/ч        

Ветер                         5 км/ч

Автомобиль                600 км/ч

Ракета                        5 м/мин

Гусеница                  15 м/с

7 задание

На участке дороги длиной 360 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

Обведи ответ:

ДА       НЕТ

Оценка в конце урока: _________________

Критерии оценивания:

7 заданий

6 заданий

5 заданий

4 задания

8             - 5

7             - 5

6             - 5

5             - 5

7-6          - 4

6-5          - 4

5             - 4

4             - 4

5-4          -3

4              -3

4              -3

3              -3

менее 3   -2

менее 3   -2

менее 3   -2

менее 2   -2

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Учебное занятие по математике " «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ» 1 класс.

Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объедин...

Конспект учебного занятия по математике 2 класс

Математика 2 классТип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знанийТема: «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100»Цель для учителя: создать благоприятные условия для обобщения иси...

Учебное занятие по математике 3 класс

Тип учебного занятия: урок новых  знаний Тема: «Умножение на 1»Цель: • познакомить учащихся с правилом умножения числа на единицу;• закрепить знание правила, выработать умения и навыки по ег...

Конспект учебного занятия по математике в 1 классе "Ломаная линия"

Тип урока: урок "открытия" новых знанийТриединая цель учебного занятия:Ознакомление с понятиями «ломаная», «звенья ломаной»; создание условий для самостоятельного открытия обучающимися новой темы...