Открытый урок по математике (2 класс) «Квадрат»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Анохина Елена Николаевна

Открытый урок по математике (2 класс)

«Квадрат»

Цели: познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата; познакомить со свойствами квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_urok_matematiki.pptx2.31 МБ
Файл otkrytyy_urok_matematiki.docx168.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м м а «Школа России» в торое полугодие т 2 класс а и т е к http://aida.ucoz.ru Учитель начальных классов МБОУ «ЕСШ № 3» Анохина Е.Н. а

Слайд 2

Мы лениться не желаем, Ведь от лени нет и прока! Мы друг другу пожелаем Интересного урока! 14.02.2023 2

Слайд 3

70 – 46 = 9 – 4 + 7 = 67 – 30 = (8 – 2) + 7 = 77 + 8 = 100 – (60 + 24) = (70 + 25) – 90 = (9 + 7) – 8 = 60 – (80 – 37) = 14.02.2023 3 24 13 5 12 85 8 37 16 17 Р М Г О Я Е И Е Т 5 8 12 13 16 17 24 37 85 Г Е О М Е Т Р И Я

Слайд 4

г е е о т р и м я http://aida.ucoz.ru Геометрия – это раздел математики, в котором изучаются различные геометрические фигуры и их свойства ( Словарь русского языка Ожегова)

Слайд 5

14.02.2023 5

Слайд 6

14.02.2023 6

Слайд 7

Каких целей мы должны с вами достигнуть в этом путешествии? 1.Понять, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник 2.Научиться строить квадрат и находить его периметр. 3. Распознавать симметричные фигуры. 14.02.2023 7

Слайд 8

Общие признаки П рямые углы Противоположные стороны равны Ч то такое симметрия ? Симметрия – зеркальное отражение предметов, которые при наложении друг на друга полностью совпадают Отличаются У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – нет А можно сказать, что всякий прямоугольник –это квадрат? Нет . Не всякий прямоугольник – квадрат. *У прямоугольника 2 оси. * У квадрата 4 оси. 14.02.2023 8 Ч ем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник

Слайд 9

Закрепление Начертите квадрат со стороной 3 см. Найдите периметр квадрата. 3 см 3 + 3 +3 +3 = 12 (см) – Р квадрата. 3 • 4 = 12 (см) Ответ:12 см Проведите оси симметрии. 14.02.2023 9

Слайд 10

14.02.2023 10

Слайд 11

Домашнее задание. Стр.34 №5. Закрасить на рисунке все квадраты, и начертить свой квадрат 14.02.2023 11



Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике (2 класс)

«Квадрат»

Цели: познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата; познакомить со свойствами квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Учебные материалы. Учебник «Математика». 2 класс

(Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.); презентация урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент, актуализация знаний.  (СЛАЙД № 1 )

Мы лениться не желаем,

Ведь от лени нет и прока!

Мы друг другу пожелаем

Интересного урока!

- На уроке математики мы должны хорошо считать и слушать внимательно. Прослушайте две задачи. Если задача решается действием «+» садятся девочки, если «-» то мальчики.

1. Учительница купила 7 сборников задач, после чего в магазине осталось 9 сборников. Сколько сборников задач было в магазине сначала? (16)

2. На прилавке в магазине стоит 12 магнитофонов, что на 4 больше, чем телевизоров. Сколько телевизоров стоит на прилавке? (8)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, в одну очень интересную страну, и познакомимся с жителями, которые в ней живут. Некоторых вы уже знаете, а с одним из них мы познакомимся сегодня. Название этой страны мы узнаем после правильного выполнения заданий. Ну, что начинаем.

- Давайте запишем в тетрадях дату нашего путешествия.

Число.

Классная работа.

  1. Устный счёт. Сообщение темы урока.

А) - Что можно сказать о числе 15?

- Назовите с цифрами 1 и 5 все двузначные числа;

- Найдите разность этих цифр.    /(4) выставляю эту цифру на доску/

- Нам сегодня цифра 4 будет нужна? У кого какие предположения?

- Ну, что проверим.

Б) Для того, чтобы узнать в какую страну мы отправляемся выполним следующее задание Вычисли и запиши только значение выражений.  (СЛАЙД № 2)

  / На доске примеры, дети записываю в строчку ответы/

70 – 46 =

9 – 4 + 7 =

67 – 30 =

(8 – 2) + 7 =

77 + 8 =

100 – (60 + 24) =

(70 + 25) – 90 =

(9 + 7) – 8 =

60 – (80 – 37) =

24

13

5

12

85

8

37

16

17

Р

М

Г

О

Я

Е

И

Е

Т

Проверяем                                                                              (СЛАЙД № 3)   

На доске записан шифр. Поставьте ответы, в порядке возрастания. Им соответствуют определенные буквы, которые надо поставить в таком же порядке, и вы прочитаете название страны.

                               (СЛАЙД № 4) Проверка:

5

8

12

13

16

17

24

37

85

Г

Е

О

М

Е

Т

Р

И

Я

- Итак, мы отправляемся с вами в страну ГЕОМЕТРИЮ!    (СЛАЙД № 5)

- Кто знает, что такое геометрия?

Геометрия – это раздел математики, в котором изучаются различные геометрические фигуры и их свойства (Словарь русского языка Ожегова) 

- Ребята, а нам нужна геометрия?  (Да)

/Геометрия – это наука, которая является неотъемлемой частью реальности. 

-Геометрия есть в природе. В быту.                                           (СЛАЙД № 6)

- Когда мы делаем ремонт дома. Геометрия важна и нужна.

  1. Физминутка.

 Учитель: Вы готовы отправиться в страну Геометрия? (Да)

- Встаём, руки перед грудью, рывки руками.

- Кулачки зажали, правая рука вверх, левая вниз.

- Поиграем, какие геометрические инструменты вы возьмёте с собой? Я буду называть предметы, если это геометрические инструменты, то вы должны хлопнуть в ладоши и присесть.  

Приготовьте ладошки. Поехали!

Кукла, линейка, подушка, треугольник, ложка, утюг, молоток, циркуль, пила, фонарик, транспортир.

  1. Новая тема                                                                         (СЛАЙД № 7 )   

  -Двигаемся дальше.

А) На доске изображены фигуры. Назовите их.

(Круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, ромб)

- На какие две группы их можно разделить?

- Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники).

- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольника равны).

- Прослушайте стихотворение и определите тему урока

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я …(квадрат)

- Итак, о какой фигуре пойдет речь на уроке? (О квадрате)

-Слово «КВАДРАТ» пришло к нам из латинского алфавита. В этом слове есть часть «квадр», которая означает «четыре». Отсюда произошли слова квартет (четыре музыканта, которые выступают на сцене), квадроцикл (мотоцикл на 4 колёсах, квартал .(часть города, образованная пересечением 4 улиц) / (сообщение ученика)

-Вот для чего нам нужна цифра 4.                                        (СЛАЙД № 8)

- Каких целей мы должны с вами достигнуть в этом путешествии?

1.Понять, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник

2.Научиться строить квадрат и находить его периметр.

3. Распознавать симметричные фигуры.

Б) Понять, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник   (СЛАЙД № 9)

- А сейчас поработаем в паре. - Перед вами на столе конверты достаньте геометрические фигуры.

- Чем они похожи?

- Итак, у этих фигур есть общий признак – прямые углы. Давайте найдем еще один общий признак. Каждую из этих фигур согните пополам, совместив их стороны. Что можем сказать?  

 (Противоположные стороны равны)

- Какой вывод можем сделать?

(Квадрат и прямоугольник имеют общие признаки. Значит квадрат – это прямоугольник)

- А теперь найдем различия между ними. Чем они отличаются?

(У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – нет)

- Как это можно доказать?

(Наложением, измерить линейкой и циркулем)

Давайте впишем эти свойства квадрата в нашу схему.                (СЛАЙД № 10)

- Давайте обобщим все, что мы с вами узнали о квадрате, глядя на схему.

(Квадрат – это 4-угольник, у которого все стороны равны, а все 4 угла -  прямые. )

- У какой фигуры схожие характеристики?

(у прямоугольника)

-Давайте сравним и сделаем вывод.

На доске слайд- сравнение.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

- А можем сказать наоборот, что всякий прямоугольник –это квадрат?

(Нет. Не всякий прямоугольник – квадрат. )

В) - Давайте вспомним, что такое симметрия? Какие предметы называются симметричными?                                                                         (СЛАЙД № 11)

Симметрия – зеркальное отражение предметов, которые при наложении друг на друга полностью совпадают

 Эта строгая правильность, если сложить фигуру пополам, то половинки должны совпасть.

- Давайте проверим сколько осей имеет прямоугольник?! (2)

- А сколько у квадрата? (4)

5. Закрепление.                                                                               (СЛАЙД № 12)

А) Начертите квадрат со стороной 3 см.

Найдем периметр квадрата (Сложим длины всех сторон: 3 + 3 + 3 + 3 =12 см)

Проведите оси симметрии.

Б) Работа по учебнику

1.Стр.34 №1, сколько осей симметрии имеет фигура №2 и № 4 /УСТНО/

2.Стр. 34 №4, 6

5. Итог урока.                                                                                   (СЛАЙД № 13)

- Вот и заканчивается наше путешествие по стране Геометрии. Но мы с вами обязательно в ней побываем еще не раз.  Вам было интересно?

-  А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?

(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

- А что нового учились распознавать? (Симметричные фигуры)

6. Рефлексия. Показ сказки.

(Если останется время)

- Ребята, а что помогло квадрату и треугольнику помириться из этой сказки?

(Умение слышать другого, доброжелательность).

- Я надеюсь, что и вы будете относиться друг к другу и окружающим с добротой и пониманием.

7. Домашнее задание.                                                                            (СЛАЙД № 14)                                                       

 Стр.34 №5. Закрась на рисунке все квадраты, и начертить свой квадрат

       Сказка про квадрат и прямоугольник

Жили-были два брата

Прямоугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - прямоугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?

Ведь у нас углы прямые

И четыре стороны,

Только разница в одном-

Разная длина сторон.

Я чуть-чуть длинней тебя,

Но ведь это не беда!»

И квадрат здесь согласился,

С братом разом помирился!

                   

Сказка про квадрат и прямоугольник

Жили-были два брата

Прямоугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - прямоугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?

Ведь у нас углы прямые

И четыре стороны,

Только разница в одном-

Разная длина сторон.

Я чуть-чуть длинней тебя,

Но ведь это не беда!»

И квадрат здесь согласился,

С братом разом помирился!

Сказка про квадрат и прямоугольник

Жили-были два брата

Прямоугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - прямоугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?

Ведь у нас углы прямые

И четыре стороны,

Только разница в одном-

Разная длина сторон.

Я чуть-чуть длинней тебя,

Но ведь это не беда!»

И квадрат здесь согласился,

С братом разом помирился!

Сказка про квадрат и прямоугольник

Жили-были два брата

Прямоугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - прямоугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?

Ведь у нас углы прямые

И четыре стороны,

Только разница в одном-

Разная длина сторон.

Я чуть-чуть длинней тебя,

Но ведь это не беда!»

И квадрат здесь согласился,

С братом разом помирился!

Сказка про квадрат и прямоугольник

Жили-были два брата

Прямоугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - прямоугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?

Ведь у нас углы прямые

И четыре стороны,

Только разница в одном-

Разная длина сторон.

Я чуть-чуть длинней тебя,

Но ведь это не беда!»

И квадрат здесь согласился,

С братом разом помирился!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Открытый урок по математике "Прямоугольник и квадрат" УМК "ПНШ"

ОТКРЫТЫЙ УРОКМАТЕМАТИКАТема: ПРЯМОУГОЛЬНИК И КВАДРАТ(2 класс)    Учитель: Визнович Наталья Васильевна...

Открытый урок по математике Тема: «Прямоугольник. Квадрат.» (2 класс)

Цели :Уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат»; выявить основные свойства прямоугольника и квадрата.Учить распознавать эти фигуры на основе существенных свойств.-  Формировать навыки изображе...

Открытый урок по математике 2 класс "Квадрат"

Открытый урок по математике 2 класс "Квадрат"...

Открытый урок по математике 2 класс "Квадрат"

Открытый урок по математике 2 класс "Квадрат"...