урок по математике Понятия "много", "один". Цифра 1.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Попова (Макиенко) Ирина Юрьевна

Конспект урока по математике

Цель:создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать «один» и «много».

Планируемые результаты:
 Предметные результаты:
 знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру 1.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место и привести его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которыми овладеют на основе изучения раздела; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.

Личностные результаты: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, счетный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_urok_9.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятия "много", "один". Цифра 1. Письмо цифры 1

Цель:создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать «один» и «много».

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
 знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру 1.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место и привести его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которыми овладеют на основе изучения раздела; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.

Личностные результаты: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, счетный материал

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1)Сказка

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Каждое число жило само по себе. Не было у них никакого порядка. Поэтому числа ссорились между собой. Но однажды в царстве появился Добрый Волшебник. Он решил навести порядок. Поставить числа в порядке возрастания: 3,5,7,9. Потом Волшебник встретил числа: 2,6,4. Оказалась, числа можно построить так, чтобы каждое следующее было больше предыдущего на единицу.

Что должно было получиться?

2,3,4,5,6,7,8,9.

Вдруг из домика выскочил бублик:

- Возьмите меня в свой ряд!

- Как тебя зовут? – спросил Волшебник.

- Нолик,- ответил  бублик.

Что ты умеешь? – продолжил Волшебник.

- Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю,  как любое число сделать большим-пребольшим, — похвастался Нолик.

- Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым, - обрадовал его Волшебник.

Чисел стало на одно больше. Ряд получился такой: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.

Вдруг числа услышали чей-то плач. Как вы думаете, кто мог плакать?

Конечно же, число один.

Вот один иль единица.

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок. Г. Виеру

- Где должно стоять число один? (Верно, после ноля)

     - Вот и пришли  числа к согласию. У каждого есть своё достойное место.

Устный счет.

- Сегодня, ребята, Добрый Волшебник поможет нам путешествовать по стране Математика.

- Давайте посмотрим, что он нам приготовил?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Сколько карточек? (10)

- Какое число первое? (0)

- Какое число последнее? (9)

- Какое число стоит за числом 1? (2)

- Назовите число, следующее за числом 2. (3)

- Давайте посчитаем вместе. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- Сколько точек на пятой карточке? (4)

- Какое число предшествует числу 3? (2)

- Назовите соседей числа 7. (6 и 8)

Дима слив в саду нарвал

И ребят он угощал:

Одну сливу дал Наташе,

Одну – Лене, одну -  Саше.

Две осталось у него.

Сколько было слив всего?

- Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько  всего груш?

- Ни одной, так как на вербе груши не растут.

- Молодцы! Вы хорошо справились.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

- Миша взял с собой Дашу и они отправились в лес за грибами.

- Даша собрала полную корзину грибов, а Миша один.

- Сколько грибов нашёл Миша? (Правильно, один)

- Сколько грибов нашла Даша? (Конечно же, много)

- Назовите фигуры, которые появляются.

- Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

- Сколько всего фигур? (четыре)

- Как можно сказать по-другому? (Много)

- Убираем 1 прямоугольник. Сколько осталось? (три)

- Убираем 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (две)

- Убираем 1 круг. Сколько осталось фигур? (Один треугольник)

- Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён жителю страны Математика – числу и цифре один.

- Мы будем вспоминать всё, что связано с единицей, будем считать, решать примеры и задачи, узнавать новое и помогать друг другу.

 

Формирование знаний

Тонкая, как спица,

Цифра ЕДИНИЦА.

От неё ведётся счёт,

И за это ей почёт.

Что же уместиться

Может— целый шар земной,

Он один у нас с тобой.         В.Орлов

- В чём разница между цифрой 1 и числом 1?

- Число  считаем  и  слышим, цифру пишем и  видим. Число  на бумаге  записывается  цифрой.

- Назовите соседей числа 1.

- Верно. 0 и 2

Это интересно!

Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа, считал он, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Единица почиталась особо и была символом славы и могущества. Она означает человека активного, смелого,  храброго. Единицу относят к  именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илья, Слава.

Вам повезло, ребята, хорошее и счастливое у вас число.

- Число один показать можно по-разному. Кто-то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один. Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав. В жизни чаще используют арабскую цифру 1.

- Где можно встретить такое обозначение?

- Такое обозначение мы можем встретить в номере квартиры, дома, номере маршрута на автобусе, на гире, на пакете молока, на часах, на линейке, на календаре.

Физкультминутка

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

- Посмотрите на цифру 1. На что она похожа?

- Попробуйте выложить при помощи палочек, ниточки и геометрического материала цифру 1.

- Посмотрите, что получилось на экране.

-Это мы изобразили печатную цифру 1, а есть ещё прописная. Сейчас мы поучимся её писать. Но прежде чем писать вспомним правило посадки.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Цифра 1 состоит из 2-х элементов: две наклонные палочки, малая и большая.

- Начинаем писать малую наклонную палочку с середины клетки и ведём её в верхний правый угол. Затем пишем большую наклонную палочку от верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки.

Прописываем два раза. Затем ещё три раза.

- Давайте продолжим свою работу. Добрый Волшебник хочет познакомить вас с ещё одним правилом математики.  1 -  волшебница. Оказывается, если к любому названому числу прибавить единицу, то получится последующее число. Если из любого названого числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Проверим это правило?

1)Сказка

ЕДИНИЦА шла-шла

И ещё одну нашла.

Ухватила бойко,

Превратились вместе в ….

 

ДВОЙКА С ЕДИНИЦЕЮ

Сотворила чудеса,

Поглядите, что за птица

Полетела в небеса?...  (тройка)

ЕДИНИЦА, как стрела,

Мигом ТРОЙКУ догнала.

Выстрел меткий, точно в тире.

Превратилась ТРИ  в …. (четыре)

Цифра сильная – ЧЕТЫРЕ,

Выжимать умеет гири,

Поднимает целый пуд,

А ЕДИНИЧКА тут как тут:

– ЧЕТВЁРКА, я с тобой дружу.

Хочешь, фокус покажу?

ЕДИНИЧКА её хвать!

Превратила в цифру …  (пять)

ПЯТЬ у звёздочки концов.

ПЯТЬ в скворечнике птенцов.

Вдруг примчалась ЕДИНИЦА,

Единица-озорница.

Скачет, забавляется,

К цифрам прибавляется и  …(шестёрка) получается.

Вот ШЕСТЁРКА в дом стучится,

Дверь открыла ЕДИНИЦА:

– Проходите, проходите!

Ой, ребята, поглядите!

Ведь ШЕСТЁРКИ нет теперь,

А… СЕМЁРКА входит в дверь.

– Что с тобою, цифра СЕМЬ,

Что сгорбилась совсем?

– Единицу я ищу,

Стать …ВОСЬМЁРКОЮ хочу.

Цифра ВОСЕМЬ – два колечка –

Выбегает на крылечко.

Поскакала вперевалку,

Зацепилась за палку.

И упала, и пропала?

Нет, она… ДЕВЯТКОЙ стала.

По тетрадке, как лошадка,

Скачет весело ДЕВЯТКА.

ЕДИНИЧКУ к ней приделать –

Будет палка и кружок.

Было ДЕВЯТЬ – стало … ДЕСЯТЬ.

Молодчина ты, дружок!   О. Горемыкина

 Физкультминутка

-Добрый Волшебник  предлагает отдохнуть.

2)В стране фигур.

- Назовите фигуры.  

- Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.

- Сколько квадратов? (один)

- Сколько треугольников? (один)

- Сколько прямоугольников? (один)

- Сколько кругов? (один)

- Назовите предмет, который нарисован из данных фигур. (Правильно, это скворечник).

3) Игра « Отыщи»

- Какие единичные предметы нас окружают?

(Одна дверь, одно окно, один журнал, одна указка, один учитель и т.д.)

-Проверьте, все  ли предметы на слайде изображены по одному

- Конечно, все предметы изображены по одному, кроме цветов, которых на слайде два.

- Назовите предметы вокруг нас, которых много.

- Проверьте на слайде количество предметов.

- Верно. Бабочка на слайде одна, а остальных предметов много.

4) - Какое слово спряталось?

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

В целом  – леса, горы, равнины,

К  целому полны любовью сердца. 

 Это слово Родина.

7. Анализ достижений учащихся

8. Итоги урока (рефлексия)

- Добрый Волшебник благодарит вас за интересный урок.

- Вы теперь знаете, что число 1 мы слышим и произносим, а цифру 1 мы пишем и видим. В правой  руке у Волшебника прописная цифра, а в левой  печатная. Правда, ребята?

- Он предлагает  последнее задание.

Пословица «И один в поле воин».

- Как вы её понимаете?  

- Каждый способен на великие дела.

- Дело в том, что любой человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, наша школа, страна. По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.

Знаменитый математик Пифагор не случайно приписывал числу один великую силу. Он считал, что число один символизирует единство.

- Вот пришла пора прощаться с Добрым Волшебником. Давайте подарим ему свои улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Число и цифра 1".

Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон....

Конспект урока по математике. Число и цифра 8.

Урок с использованием игровых элементов обучения....

Коррекционный урок по математике "Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты".

Коррекционный урок по математике " ТЕМА: Число и цифра 18. Получение, написание. Место в числовом ряду. Письменная нумерация. Монеты. "...

Разработка урока по математике "Число и цифра 5".

Урок был подготовлен и проведен в ходе подготовки к заседанию школьного педагогического совета по теме "Требования ФГОС к управлению уроком". Учитель работает по учебно - методическому комплекту Л.Г.П...

Урок в 1 класс. Школа России Математика Много. Один. Цифра 1

Много. Один. Цифра 1Урок математики 1 класс Школа России. Тип урока: урок изучение нового материалаОборудование: проектор, интерактивная доска Smart Board,колонки, микрофон, программа Notebook, у...