Технологическая карта урока УМК"Школа России" 3 класс. Тема: "Решение методом подбора"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Кальчик Наталья Сергеевна

конспект урока по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_podbora.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 26.04.2023

Школа: ОЦ «НЬЮТОН»

Класс: 3-14

Урок: 3

Время: 10:25-11:00

Кабинет:212

Студент: Кальчик Наталья Сергеевна

Группа: 44

Учитель: Серебренникова О.Л.______________

Методист: Шакирова О.Г._____________

Тема урока: «Деление методом подбора»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: научить решать деление двузначного числа на двузначное методом подбора.

Задачи урока

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятии «метод подбора»,
  2. Совершенствовать умения и навыки применять знания при решении практико-ориентированных задач,
  3. Продолжить формировать умение решать текстовые  задачи;

Предметные:

  1. Познакомятся с делением с остатком методом подбора;
  2. Уметь делить с остатком методом подбора
  3. Уметь решать задачи на деление с остатком.

Развивающие:

1. Развивать вычислительные навыки;

2. Способствовать развитию навыков логического мышления.

Личностные:

  1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;
  2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками.  

Воспитательные:

  1. Совершенствовать навыки сотрудничества.
  2. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

психологический настрой, беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

Прозвенел уже звонок.

 Сядьте тихо и неслышно,

 И скорей начнем урок.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

1. Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя и садятся.

Эмоционально настраиваются на работу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: устный счет

- Сейчас мы с вами потренируемся.

Посмотрите на доску :

Задание.

- А сейчас, давайте выполним математический диктант, Я говорю задание, вы записываете только ответ, в строчку, через запятую.

- Подберите такое число, чтобы от умножения его на 16 получилось 48.

- Запишите только те числа, которые делятся на 5: 36, 40, 6, 15, 0, 72, 45.

- На передних лапках у белки по 4 пальца, а на задних по 5. Сколько всего пальцев на лапках у белки?

- Давайте проверим ваши ответы. У кого не было ошибок? Молодцы!

- Ребята, сейчас я покажу вам геометрические фигуры, вы запомните их, а когда я их уберу, вы нарисуете их в своих тетрадях, в том порядке, в котором я их показала.

 4.  Как можно назвать числовые выражения, которые я записала?

      6 · 2

      4 · 5

Какой сумме соответствует произведение чисел 6 и 2, произведение 4 и 5

6+6

2+2+2+2+2+2

4+4+4+4+4

5+5+5+5

- А теперь, решим вот такие примеры, решите их самостоятельно.

 27:7

35:8

42:16

Почему возникло затруднение?

Какой возникает вопрос?

- Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.

- Это произведения

3(ост.6)

4(ост.3)

Затрудняются ответить

- Не знаем способ как решить, трудно длиться

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Презентация

Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

- Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить, поставьте буквы со слайда в правильном порядке.

ЕМОТД ОПБДОРА

- Сформулируйте тему урока.

- Предположите тему урока.

- Сегодня мы с вами узнаем о новом методе – методе подбора.

 Поставьте перед собой цели.

- О новом методе деления

- Тема: Деление методом подбора

Цели: Узнать о методе подбора

Научиться решать методом подбора

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа

Словесный: слово учителя, беседа

  • Итак, у нас возникли затруднения с некоторыми примерами.
  • С каким?
  • Сейчас мы будем работать над первым пунктом нашего плана.
  • Итак, мы уже знаем, что для того, чтобы разделить число нужно вспомнить какое мое большое число делится без остатка.
  • Но есть еще один способ разделить число.
  • Разберем на примере 34:9
  • Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти подбором частного
  • Надо 34 разделить на 9. Пробуем в частном 2.
  • Давайте проверим подойдет или нет. 9 умножаем на два получаем 18.
  • Подходит ли 2 в частном?
  • Почему?
  • Давайте попробуем в частном 3. Проверим. 9 умножаем на 3, получаем 27.
  • Подойдёт ли в частном 3?
  •  Теперь вернемся к нашему примеру.
  • Надо 42 разделить на 16. Пробуем в частном 2.
  • -Давайте проверим подойдет или нет. 1 умножаем на 2 получаем 32.
  • Подходит ли 2 в частном?
  • Как вы это поняли?

- Как же будем делить в тех случаях, когда трудно подобрать частное?

  • Давайте составим алгоритм. Как выполнить деление с остатком методом подбора.

- Вам дан алгоритм, ваша задача восстановить его в верном порядке.

Сравниваем делитель и остаток

Подбираем в частном цифру

Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно

Вычитанием найдем остаток

Умножаем делитель на частное

Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор.

-Что будет самым первым?

-Что будет вторым?

-Что будет следующим?

- Что будет четвертым?

- Что будет пятым?

- Что будет шестым пунктом?

Выполняют

- 42:16

Нет

18>9, Остаток сравнили с делителем и получили, что остаток больше, значит 2 мало.

Да, 7<9, остаток меньше делителя, значит 3 подходит.

- Да

- 10<16, остаток сравнили с делителем и получили, что остаток меньше, значит 2 подходит.

1. Подбираем в частном цифру

2. Умножаем делитель на частное

3. Вычитанием найдем остаток

4. Сравниваем делитель и остаток

5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор

6. Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебник

Презентация

Первичное закрепление (3-4 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Словесный: учебный диалог

  • Переходим ко второму пункту плана.
  • Итак, на странице 29 найдите номер 1.
  • В тетрадях запишите число, классная работа, номер 1.
  • Кто хочет выполнить задание у доски?
  • На слайде представлен алгоритм
  • Читаю первое выражение, 53 разделить на 8.

Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8*2=16. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-16=37, 37>8, значит частное 2 не подходит.

Пробуем в частном 3 Проверим 8*3=24. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-24=29, 29>8, значит частное 3 не подходит.

Пробуем в частном 4. Проверим 8*4=32. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-32=21, 21>8, значит частное 4 не подходит.

Пробуем в частном 5. Проверим 8*5=40. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-40=13, 13>8, значит частное 5 не подходит.

Пробуем в частном 6. Проверим 8*6=48. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-48=5, 5<8, значит частное 6, а остаток 5.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии

Карточки

Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

 Самостоятельная работа.

- Теперь выполним самостоятельную работу.

  • Вам представлены примеры с окошками, в которые вам надо вставить цифру. После того, как вы выполните задание, вместе проверим.

Задание выполняем на листочках.

ПРИМЕРЫ:

42:12 = …  (ост. …)

61:24 = …  (ост. …)

- Проверьте друг друга в парах по эталону на доске.

Выполняют задание самостоятельно

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

ТПО

Включение в систему знаний, повторение (2 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

  • Прочитайте про себя.
  • Что нас просят сделать?

- Хорошо. Давайте попробуем решить эту задачу.

  • О чем задача?
  • Что нам известно?
  • Что нам требуется узнать?
  • Как мы можем оформить кратко?

- Назовите тройку величин.

  • Посмотрите на слайд.

Расход муки за 1 день

Количество дней

Общий расход муки

  • Поставьте в тетради номер 2.Оформите таблицу в тетради.
  • Что нам известно о ежедневном расходе муки?
  • Значит в первый столбик мы запишем одинаковый
  • Что мы можем записать во второй столбик? Что нам известно?
  • А сколько мешков израсходовали за 3 дня?
  • Значит в третий столбик запишем 48 мешков
  • Какое данное нам еще известно?
  • Куда мы его запишем?
  • А нам известно на сколько дней хватит 80 мешков муки?
  • Значит, поставим знак вопроса во второй столбик
  • Внимание на слайд:

Расход муки за 1 день

Количество дней

Общий расход муки

Одинаковый

3 дн.

48 м.

?

80 м.

  • Что требуется найти в задаче?

- Что нам для этого надо знать?

  • Нам известен общий расход муки?
  • Нам известен расход муки за 1 день?
  • А что нам сказано?
  • Как тогда мы можем найти расход муки за 1 день, зная какие данные?
  • Знаем расход изначально?
  • Знаем количество дней?

- Запишите решение в тетради. Проверьте по эталону. Объясните решение.

  • Составить задачу обратную данной и решить ее
  • О мешках с мукой
  • За 3 дня израсходовали 48 мешков. Ежедневный расход муки один и тот же
  • На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится
  • Таблицей
  • Расход муки за 1 день, количество дней, общий расход муки

Один и тот же

  • 3 дня

- 48

- 80 мешков

- в третий столбик

- нет

  • На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится
  • Общий расход муки и расход муки за 1 день
  • Да, 80 мешков

  • Зная общий расход муки сначала и количество дней

  • Решение:

1) 48:3=16 (м.) - расходуют за 1 день

2) 80:16=5 (дн.)

Ответ: на 5 дней хватит 80 мешков муки

На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Учебник

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

  • - Что мы сегодня нового  узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - У всех ли это хорошо получалось?

- Как вы сегодня поработали на уроке?

- Если вы считаете, что вы поработали на отлично – нарисуйте на кружочках верхний смайлик.

Если вы считаете, что вы поработали хорошо – нарисуйте на кружочках средний смайлик.

Если у вас не все получилось так, как хотелось  – нарисуйте на кружочках нижний смайлик.

 Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Запишите д/з__________

- отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе_тема "Решение задач"_Технологическая карта

Урок составлен с учетом новых ФГОС, предусматривающих развитие УУД. Цель урока: закрепить знания учащихся о составных частях задачи, развитие умения составлять задачи по рисунку, ставить вопросы, опре...

Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему " Решение составных задач"

Технологическая карта урока содержит следующие моменты: этапы урока, используемые современные образовательные технологии, методы и приёмы работы, подробный конспект урока, формируемые УУД....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Решение задач"

Конспект урока по математике к параграфу 2.38 ("Школа 2100") по теме "Решение задач", 3 класс...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Решение уравнений"

Технологическая карта урока математики. - Ребята, давайте представим, что некий человек получил огромное богатство. Для себя и своих близких он уже всё приобрёл, позаботился о безбедном будущем, ...

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме  «Умножение многозначного числа на однозначное»   4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Тема " Решение задач на встречное движение"

Разработка открытого урока по математике по УМК "Перспектива"...