Урок математики "Когда время работы одинаковое"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Конспект урока по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_raboty_odinakovoe.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ивановской области                                                                                                                                                                                         областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                                                                                                               «Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф.И.О. студента, группа: Кузнецова Анастасия Юрьевна, группа 2Ш

Тема урока: «Когда время работы одинаковое»

Класс: 4 «В»

Цель урока: создать условия по формированию умения решения задач, когда время работы одинаковое.

Задачи урока:

Дидактические: научить решать задачи, когда время работы одинаковое;

Развивающие: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение между сверстниками при выполнении совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Сформировать умение решать задачи, когда время работы одинаковое .

2) Тренировать умение работы с таблицей при решения задач.

Метапредметные:

П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Р: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

К: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

1)Демонстрационный материал: мультимедийная презентация;

2)Раздаточный материал: карточки с заданием, с рефлексией;

3)Технические средства обучения: компьютер; проектор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Мотивация учебной деятельности.

1. Девиз урока.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. 

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте девиз урока.

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым»

- Как вы понимаете эту фразу?

– Как она связана с уроком математики?

2. Работа с числом.

- Какое сегодня число?

- Что вы можете сказать про число 10?

- Число 10 четное или нечетное?

- Число 10 двузначное или однозначное?

- Сколько в числе 10 десятков и единиц?

- Сколько делителей у числа 10?

- Назовите делители числа 10?

– Вы знаете, как в математике называются числа, у которых больше 2 делителей?

- Итак, запишите в тетрадях число.

Мотивация на урок математики

Приветствуют учителя, садятся.

Смотрят, один из учеников читает девиз вслух.

Высказывания детей.

Фронтальная работа с учащимися

- 10 марта

Высказывания детей

- Четное, так как делится на 2 без остатка.

- Двузначное, так как в записи числа две цифры 1 и 0.

- В числе только 1 десяток и 0 единиц.

- Четыре делителя.

- 1, 2, 5, 10.

Составные, если дети не знают сообщить самой

Работа в тетради. Учитель на доске

10 марта.

Классная работа.

  1. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

1. Дидактическая игра «Расшифруй слово».

Перед вами зашифрованные слова. Решите примеры и сопоставьте полученный результат с буквой в таблице.

1)20∙4+17=97      Т

2)20+4∙8=52        П

3)64-4∙10=24       В

4)(54+27):9=9     Н

5)8∙6+50=98        Л

6)40+7∙4=68        Д

7)30-4∙3=18         Р

8)30∙3-60=30       С

52

18

17

37

32

24

17

68

37

97

7

98

74

9

17

30

97

74

О

И

З

О

И

Е

Ь

О

Ь

Проверка:

- Чему равно значение первого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение второго выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение третьего выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение четвертого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение пятого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение шестого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение седьмого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

- Чему равно значение восьмого выражения?

- Какой букве соответствует ответ?

Вывод: 

- Что мы делали в данном задании?

- Какое слово Вы  расшифровали?

- Что такое производительность?

2. Решение задач на производительность

Задача: За 5 часов рабочий изготовил 60 деталей. С какой производительностью работает этот рабочий?

Краткая запись:

Заполнение таблицы:

– Куда запишем число 5 и почему?

– Куда запишем число 60 и почему?

–  Что нужно узнать в задаче и какое наименование?

Производительность

Время

Работа

? д./ч

5 ч

60 д.

– Зная работу и зная время, что можно узнать?

– Каким действием?

– Почему?

Решение: (вызвать 1 человека к доске)

60:5=12 (д./ч)

Ответ: 12  д./ч производительность рабочего.

Вывод:

- Как найти производительность?

Постановка учебной задачи:

- Какой вид задачи решили?

– Вы умеете решать задачи данного вида?

– Сформулируйте цель на уроке?

- Мы продолжим изучать задачи на производительность.

Практическая парная работа по карточкам №1

Слушают учителя.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

- 97

- Т

- 52

- П

- 24

- В

- 9

- Н

- 98

- Л

- 68

- Д

- 18

- Р

- 30

- С

- Решали примеры в два действия.

- ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.

- Скорость выполнения работы, выполнение работы за единицу времени.

Фронтальная работа с классом по ИКТ

-  Время, время работы

-  Работа, общее число деталей изготовленных рабочим

-  Производительность, д./ч количество деталей изготовляемых за 1 час

- Производительность

- Делением

-  По формуле нахождения производительности

- Работу разделить на время

- Задачи на нахождение производительности

- Да

-  Закрепить знания по решению задач на производительность

  1. «Открытие» нового знания.

Открытие новых знаний:

Задача №167, страница 52

а.) Автобус первые четыре часа ехал со скоростью 40 км/ч, а следующие четыре часа со скоростью в 2 раза больше. Во сколько раз расстояние, пройденное автобусом за вторые четыре часа, больше расстояния, пройденного за первые четыре часа?

Краткая запись: (заполнение таблицы)

Первичный анализ задачи:

– Что в задаче обозначает число 40 и куда его запишем в таблицу?

– Что в задаче обозначает число 4 и куда его запишем в таблицу?

– Что еще известно в задаче и куда это запишем в таблицу?

– Что нужно узнать в задаче?

V

t

S

40 км/ч

4 ч

во ? раз больше

?, в 2 раза больше

4 ч

Анализ задачи:

- Зная скорость первой части пути и зная время автобуса в пути, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

- Зная скорость автобуса в первой части пути и зная во сколько раз скорость автобуса во второй части пути больше первой, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

- Узнав скорость автобуса во второй части пути и зная время этого автобуса в пути, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

- Узнав расстояние пройденное автобусом во второй части пути и узнав  расстояние первой автобусом в первой части пути, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

Решение; (один человек у доски)

  1. 40∙4=160 (км)- расстояние 1 части пути
  2. 40∙2=80 (км/ч)- скорость 2 части пути
  3. 80∙4=320 (км)- расстояние 2 части пути
  4. 320:160=2 (раза)

Ответ: в 2 раза больше.

Вывод:

- Что можно сказать о времени движения автобуса в первой и второй части пути?

- Во сколько раз увеличилась скорость автобуса во второй части пути?

-Следовательно, во сколько раз увеличилось расстояние автобуса во второй части пути?

Итог (правило):

- Если время одинаковое и скорость увеличивается в 2 раза, то что можно сказать про расстояние?

- Как можно легче  было решить задачу, используя полученное правило?  

Анализ задачи:

– Если время одинаковое 4 часа и скорость увеличилась в 2 раза, что можно сказать про расстояние?  

– Есть смысл решать задачу?

– Уточните цель на уроке?

– Сформулируйте тему урока?

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Задача №167

б. Токарь первые четыре часа работал с производительностью 40 дет./ч, а следующие четыре часа с производительностью в 2 раза больше. Во сколько раз больше обработал деталей токарь за вторую половину 8-часового рабочего дня, чем за первую?

Краткая запись (заполнение таблицы самостоятельно):

Производительность

Время

Работа

40 д./ч

4 ч

во ? раз больше

?, в 2 раза больше

4 ч

- Что можно сказать о времени работы токаря?

- Что можно сказать о производительности токаря во 2 половину дня?

– Если время одинаковое 4 часа и производительность увеличилась в 2 раза, что можно сказать про выполненную работу?  

– Почему?

– Есть смысл решать задачу?

 Ответ: в 2 раза больше.

Вывод:

– Какого вида задачи вы решали в данном задании?

– В чем особенность задач данного вида?

Фронтальная работа с классом по учебнику

Решают задачу, отвечают на вопросы учителя

-  Скорость автомобиля в первой части пути, 1 столбик 1 строчка

-  Время автомобиля в первой и второй части пути, одинаковое, второй столбик 1 и 2 строчка

-  Скорость автомобиля во второй части пути в 2 раза больше, 2 столбик  2 строчка

-  Во сколько раз увеличится расстояние

- Расстояние пройденное автобусам в первой части пути

– Умножением, по формуле нахождения расстояния

- Скорость автобуса во второй части пути

– Умножение, увеличение в 2 раза

- Расстояние пройденное автобусом во второй части пути

– Умножением, по формуле нахождения расстояния

- Во сколько раз расстояние второй части пути больше, чем первой части пути.

- Делением, разделить большее число на меньшее

- Одинаковое 4 часа и 4 часа.

- Увеличивается в 2 раза.

- Увеличится в  2 раза.

-  Расстояние увеличится в 2 раза

- Сразу сказать в 2 раза.

- Увеличилось тоже в 2 раза

-  Нет, можно сказать сразу используя выведенное правило

-  Рассмотреть решение задач на производительность, когда время одинаковое

-  Когда время работы одинаковое

Выполняют физкультминутку

Фронтальная работа с классом по учебнику

Решают задачу, отвечают на вопросы учителя

- Одинаковое, 4 часа и 4 часа.

- Производительность увеличилось в 2 раза

-Работа тоже увеличилось в 2 раза

-По сформулированному правиле, если время одинаковое и производительность увеличилась в 2 раза, то и работа увеличится так же в 2 раза.

- Нет, можно сразу сказать ответ, используя выведенное правило

- Задачи на производительность

-  Время одинаковое и  производительность увеличивается в 2 раза, тогда и работа будет увеличиваться во столько же раз т.е. в 2 раза

  1. Первичное закрепление.

– Как вы думаете должна измениться производительность труда для того, чтобы за рабочий день продукции было произведено в 3 раза больше, чем при прежней производительности?

Токарь первые восемь часов работал с производительностью 15 дет./ч, а следующие восемь часов с производительностью в 3 раза больше. Во сколько раз больше обработал деталей токарь за вторую половину 8-часового рабочего дня, чем за первую?

Краткая запись:

Производительность

Время

Работа

15 д./ч

8 ч

во ? сколько раз больше

?, в 3 раза больше

8 ч

Первичный анализ задачи:

– Что в задаче обозначает число 15 и куда его запишем в таблицу?

– Что в задаче обозначает число 8 и куда его запишем в таблицу?

– Что еще известно в задаче и куда это запишем в таблицу?

– Что нужно узнать в задаче?

Анализ задачи:

- Зная производительность в первую половину рабочего дня и зная время, что можно узнать?

– Каким действием и почему

- Зная производительность в первую половину смены и зная во сколько раз производительность за вторую половину рабочего дня больше первой полвины рабочего дня, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

- Узнав производительность во вторую половину дня и зная время, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

- Узнав работу в первой половине рабочего дня и узнав работу во вторую половину рабочего дня, что можно узнать?

– Каким действием и почему?

Решение; один человек у доски

1)15∙8=120 (д.)- количество деталей в первую половину рабочего дня

2) 15∙3=45 (д./ч)- производительность за вторую половину рабочего дня

3) 45∙8=360 (д.)- количество деталей за вторую половину рабочего дня

4) 360:120=3 (раза)-

Ответ: в 3 раза больше.

Вывод:

- Что можно сказать о времени выполнения деталей в первую половину рабочего дня и вторую половину рабочего дня?

- Во сколько раз увеличилась производительность во вторую половину рабочего дня?

-Следовательно, во сколько раз увеличилось работа во вторую половину рабочего дня?

Итог: При одинаковом времени работы увеличение производительности в некоторое число раз приводит к увеличению объёма выполненной работы в это же число раз

Фронтальная работа с классом по ИКТ

- Если время работы одинаковое, то увеличение производительности в некоторое число раз приводит к увеличению объема выполненной работы в то же число раз, т.е. производительность увеличится в 3 раза.

-  Производительность в первую половину рабочего дня, 1 столбик 1 строчка

-  Время работы, в первую и во вторую половину рабочего дня, одинаковое, второй столбик 1 и 2 строчка

-  Производительность во вторую половину рабочего дня в 3 раза больше, 2 столбик  2 строчка

-  Во сколько раз во вторую половину дня было произведено продукции больше, чем за первую половину дня

-  Количество выполненных деталей в первую половину дня

-  Умножением, по формуле нахождения работы

-  Производительность во вторую половину дня

- Умножением, увеличение в 3 раза

- Количество выполненных деталей

-  Умножением, по формуле  нахождение работы

-  Во сколько раз больше токарь обработал деталей за вторую половину рабочего, чем за первую

- Делением, разделить большее число на меньшее

-  Одинаковое

-  В 3 раза

-  Увеличится в 3 раза

  1. Рефлексия учебной деятельности.
  1. Общая:

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель поставили на уроке?

- Мы достигли цели?

  1. Индивидуальная:

Закрасьте то свойство при решении задач на производительность, которое мы изучили сегодня на уроке. Зеленым- всё понял, желтым- были некоторые затруднения. Красным- ничего не понял.

Время одинаковое

Скорость одинаковая

Работа одинаковая

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют рефлексию.

- Тема: «Когда время работы одинаковое»

- Цель:  рассмотреть решение задач на производительность, когда время одинаковое 

- Цель достигли.

Подпись методиста:_________ /Дроздова Т.В./                           

Подпись учителя:___________/Шишова О.В./                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема: «Когда объем выполненной работы одинаковый» 4 кл.

формирование умения решать задачи на "объём работы, время и производительность" , установить зависимость между производительностью, временем при одинаковом объёме работы, формирование умения раб...

Математика, 4 класс "Когда время работы одинаковое" УМК "ПНШ"

...Математика, 4 класс "Когда время работы одинаковое" УМК "ПНШ"...

Урок математики по теме "Когда время движения одинаковое"

Представлен конспект урока по математике по ПНШ для 4 класса....

Исследовательская работа "Одинаковая ли плесень на разных продуктах питания?"

В своей  работе ученица проводит зксперименты с различными продуктами питания и исследует  плесень, которая образуется на продуктах....

«Когда объем выполненной работы одинаковый» 4 класс

Тема урока: «Когда объем выполненной работы одинаковый»Цель: формирование умения решать задачи на работу, когда объем выполненной работы одинаковый....

Презентация к уроку математики на тему: "Когда время работы одинаковое ".

Презентация к уроку математики на тему: "Когда время работы одинаковое ". 4 класс. УМК Перспективная начальная школа....