Открытый урок математики в 3-м «г» классе по теме: "Площадь. Единицы площади"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Сувашбаева Гульсина Аликовна

Открытый урок математики в 3-м «г» классе

по теме:

"Площадь. Единицы площади"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Открытый урок математики в 3-м «г» классе

по теме:

"Площадь. Единицы площади"

  1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Цель и задачи:

1. создать мотивацию к учебной деятельности на личностно значимом уровне;

2. определить тематические рамки урока;

3. Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.

4. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.

Ровно встали

тихо сели

головами покрутили

Сладко-сладко  потянулись

И друг другу улыбнулись

Прозвенел звонок

Начинаем мы урок  

- ребята, оглянитесь !!!, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с гостями!!!  садитесь, подготовьтесь к уроку: книгу, тетрадку,  ручку ,простой карандаш и линейка , а  проблему и тему нашего сегодняшнего урока я вам сообщать не буду, вы чуть позже сами об этом узнаете.

 А урок я бы хотела начать со слов ученого Исаака Ньютона

Прочтите внимательно и подумайте

«В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми  мелкими ошибками»

- Ребят, скажите о чем это выражение? Как Вы понимаете?

А можно ли допускать ошибки в других науках. На каких уроках нужна еще внимательность и нельзя допускать ошибки. Точность важна не только в науках.

А теперь посмотрите что у меня в руках. Это оренбургский пуховый платок – жемчужина пуховниц . Именно платки связанные в нашем областном центре ценятся по всей России и за ее пределами любителями прекрасного, теплого и уютного. Считается причина уникальности платка в том, что только в наших краях и в нашем климате самый хороший козий пух. Жесткие погодные условия позволяют вырабатывать  добрый  пух.

сейчас же мы  вами попробуем изобразить орнамент , элемент узора платка.

Открываем тетрадочки, записываем число , классная работа для этого виз 4 клетки, справа 10 клеток, в 11 пишем классная работа, ан полях 24.11

24 ноября.

письмо клеткам. работаем карандашом. начниаем середины рабочей строки. 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево , 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вверх, 1 влево , 1 клетку вверх,  1 влево 1 вверх, 1 клетку влево, 1 вверх, 1 кл вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 кл.вверз., 1 вправо

Ребята посмотрите у всех ли получилось поднимите руку, у кого фигура не получилась?

значит был не достаточно внимателен,  следующий раз все получится.

Данный элемент оренбургские пуховницы используют , как основа шалей, паутин, палантинов. А сейчас мы с вами познакомимся с разнообразием форм пуховых изделий.

какая математика без устного счета

Задание для первой группы , остальные молчим, договорились, начинаем:

Какое сегодня число? 24

Увеличьте его на 7.  31  

Сколько дм в 1 м?  10

Какое число следует за числом  59,88,99?  60, 89, 100

Увеличьте 9 в 6 раз  54

Увеличьте 9 на 6     15

Молодцы ребята, хорошо справились , а теперь задания для второй группы , остальные молчим:

Уменьшить 42 на 7  35

Уменьшить 42 в 7 раз  6

Сколько см в 1 м?  100

Сколько см в 1дм?   10

- Сколько лап у двух медвежат?    8

- Сколько ушей у трех мышат?    6

  молодцы с заданием справились.

-Молодцы ребята! Поднимите руки, кто действительно убедился, что хорошо знает таблицу.

- А как убедиться, насколько хорошо каждый  из вас знает таблицу умножения и деления?

Чтобы проверить свои знания, давайте  выполним самостоятельную работу.

-Самостоятельная работа нам поможет не только проверить ваши знания, но и подскажет нам тему сегодняшнего урока.

-Перед вами лежат карточки, Возьмите карточки. Задание на карточках «Расшифруй слово», а как вы поймёте, что выполнили работу верно? Когда правильно будет заполнена таблица. На это задание вам дается 2мин., начали время пошло:

  45:9 = П         4 · 6 = Ь     10 : 5 = О        

  42:6 = Щ        5 · 3 = Л     24:3 = А

  21:7=Д

5

15

2

7

8

3

24

Если вы,  верно выполнили задание, поставьте +, если ошиблись, то -.

-Какой вывод вы сделали: усвоена таблица умножения и делания или нет?

-Что нужно сделать, чтобы больше не допускать ошибки?

Чтобы не ошибаться, нам нужно хорошо запомнить таблицу.

-Какое слово у вас получилось?.-У нас должно получится слово. Сформулируйте тему сегодняшнего урока ПЛОЩАДЬ. Единицы площади.

Талех , собери карточки и отдай нашим гостям, они посмотрят правильно вы решили и расшифровали слово

ПЛОЩАДЬ

Тема сегодняшнего урока: «Площадь»

  1. Изучение нового материала

-Класс, 2 хлопка,  а  вы слышали слово «Площадь»? Где оно вам встречалось? Давайте составим   «Кластер», Что я знаю о площади? Что я хочу узнать?Что я узнал о площади?,а что такое кластер, всем нам расскажет  

Мы по ходу урока будем заполнять таблицу,сперва мы заполняем с вами первый столбик, Что я знаю о площади?

(Кластер — что такое мы с вами знаем это, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.)

-давайте с вами заполним таблицу:

Что я знаю о площади?

Что я хочу узнать?

Что я узнал о площади?

Учащиеся говорят, что встречали данное слово в словосочетаниях:

Ребята ну ка скажите словосочетание связанные с площадью: Красная площадь,  площадь квартиры, Дворцовая площадь, игровая площадка, еще: Университетская площадь, хорошо, молодцыи.т.д.

Учащиеся рассказывают о площадях:

- Сегодня мы с вами рассмотрим слово ПЛОЩАДЬ с математической точки зрения. Это слово часто будет звучать сегодня на уроке.

Запишите новое слово в тетрадь.

Какие орфограммы встретились нам в нём?

Ответы учащихся

Учащиеся записывают слово в тетрадь.

элина :1) Словарное слово

Надя: 2)Ча-ща пиши с а

Егор: 3)Показатель мягкости согласного звука - ь

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?  

-Давайте заполним второй столбик нашей таблицы.

-Где мы можем посмотреть значение нового слова?

Альберт: В толковом словаре.

Работа со словарём.

 Площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

-Кто знает, как в математике принято обозначать слово «Площадь»?

Если нет верной версии – подсказывает учитель.

-В математике принято обозначать данную величину латинской буквой S. Учитель показывает на доске , как надо писать, а дети в тетрадях.  Запишите в тетрадь.

Записывают:  Площадь – S

Ребята мне кажется вы немного устали, давайте проведем  Физпаузу:

под музыку Л.Зыкиной. Оренбургский пуховый платок

повторяем движения за мной и прислушивайтесь к словам.

песня о пуховых платках. Мы сегодня весь урок работаем и обсуждаем пуховый платок.

4.Практическая работа с геометрическим материалом.

Теперь нам нужно узнать, как же находить площадь разных фигур?

Чтобы ответить на поставленные нами вопросы, мы с вами  выполним практическую работу.

Перед вами лежат геометрические фигуры

Возьмите синий и зелёный квадрат.  Покажите квадрат, который занимает больше места на вашей парте.                                                                                                     Синий квадрат занимает больше места на парте.

Как вы определили?

-Видно «на глаз»

-Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зелёного квадрата.

-Кто догадался, как это можно записать математическим языком?

Sс.>Sз.

Сделайте вывод,  как можно определить площадь фигуры?

Можно определить «на глаз»

-Давайте запишем открытый нами способ в таблицу в третий столбик

- Возьмите красный и жёлтый круг. Сравните их. Можно ли определить «на глаз», площадь какого круга больше?

Определить трудно.

-Что же делать?

-Оказывается, есть ещё способ определения площади фигур.

-Можно наложить или совместить эти два круга.

-Как можно определять площадь фигур? Как записать математическим языком?

-Можно определить площадь фигуры  наложением фигур друг на друга.

Sк.=Sж.

-Давайте запишем в нашу таблицу.

- А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Какой способ вы применили?

Площадь стены больше, чем площадь классной доски. Применили 1 способ «на глаз»

Площадь учебника больше площади тетрадного листа. Применили 2 способ наложением друг на друга.

5.Проблемная ситуация.

-У вас на парте лежат еще фигуры: Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат.  Определите, у какой фигуры площадь больше.

Дети попадают в затруднение, так как на глаз и наложением не определить.

-Не подходят оба способа.

-С какой мы столкнулись трудностью?

-Какую мы цель поставим?

 -Нам нужно открыть новый способ определения площади фигур.

Версии учащихся

Правильная версия есть                    нет правильной      способ нужно открывать новый  

Версии учащихся. (если правильного ответа нет, предложить начертить эти фигуры в тетради.)  

Сосчитайте количество клеток в наших фигурах.

Ребята догадываются, что можно разбить фигуры на равные квадраты и сосчитать их.

В квадрате 64 клетки

В прямоугольнике 60 клеток

-Можем ли мы теперь сделать вывод, у какой фигуры площадь больше?

-Да можем.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

-Сформулируйте третий способ определения площади фигур. Запишите в таблицу.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.

6.Этап закрепления новых знаний:

Теперь вам такое задание  самостоятельно:

Начертите в тетрадях квадрат со стороной 3см. и прямоугольник со сторонами4 см и 2 см

 Укажите длины сторон квадрата и  прямоугольника.

http://festival.1september.ru/articles/312140/img1.gif

Как же сравнить площади этих фигур?

1. Начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.

Можно посчитать клетки.

Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

36>32

Сравните площади квадрата и прямоугольника.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Дети 1см2 квадрата равно 2 клеткам.Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см).Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их  9>8

5. Подведём итог наших наблюдений.

Что же такое площадь фигуры? Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.

На доске Учитель чертить квадрат и прямоугольник и обозначает стороны латинскими буквами Аи B

Если обозначить стороны буквами а и b, то при вычислении получаем формулу S=a·b, длину умножаем на ширину, запишите в тетрадях формулу нахождения площади.  Мы с вами нарисовали квадрат со стороной 3 см., прямоугольник со сторонами 4см и 2 см по формуле находим площадь этих фигур, первый и третий находят площадь квадрата, а второй ряд площадь прямоугольника, что у вас получилось в ответе, дети называют ответы, если затрудняются, учитель помогает 9см2  и 8см2

Как можно сравнить площади фигур? “На глаз” и наложением друг на друга.

Как можно вычислить площадь фигуры? Используя формулу.

Смехотерапия:

Ребята вы мне кажется, какие то напряженные давайте с вами проведем сеанс  смехотерапии:

Сеанс смехотерапии у нас будет такой , пока я подбрасываю шар, пока шар будет в воздухе вы все смеетесь, как шар окажется  у меня в руках вы замолкаете (3-4 раза подбрасывать), молодцы, посмотрите друг на друга, вай какие вы все красивые, какие у вас улыбки.

7.Работа над пройденным материалом.

А теперь гимнастика для глаз, расшифруйте мне это слово и получим следующее задание: Решение задачи

Откройте учебник на страница 57, №4.

- От доски длиной 8 метров отпилили часть длиной 2 метра. Во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная?

- О чём говорится в задаче? (О доске от которой отпилили часть.)

- Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная?)

- Что необходимо знать, чтобы сравнить? (Сколько отпилили т сколько осталось).

- Запишем задачу кратко.

Было – 8 м

Отпилили – 2 м        Во ? раз больше

Осталось - ? м

1) 8-2=6 (м) – осталось

2) 6:2=3 (раза)

Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть, чем отпиленная.

8. Закрепление.

1) учебник с.57 № 1 (устно).

На рисунке изображены фигура

Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.

http://festival.1september.ru/articles/312140/img2.gif

9.Рефлексия деятельности на уроке.

Чтобы прлучить билет на выход, заполните строчки на карточке номер . Помощники раздайте ребятам в группе карточки.

-Какая была тема урока?

-Повторите способы определения площади фигур.

1 способ «на глаз»

2 способ наложением друг на друга

3 способ использовать мерки

-Какое нужно соблюдать условие для третьего способа?

Мерки должны быть одинаковые

-На все ли вопросы в таблице мы ответили?

-Да

Для чего нужно уметь находить площадь

10.Задание на дом

- Оценки за урок.

 Используя, один из открытых нами способов измерения площадей, сравните площади учебника по математике и учебника по литературному чтению.Домашнее задание с пояснением.

Страница 57 №2 (3 и 4 столбики по действиям), №5.

Класс, подведем итог и по пуховому плтку. Я открою Вам секрет, что на изготовление одного платка уходит 184 часа , а это на минуточку целый месяц рабочего времени.

Ну и напоследок изюминка всех пуховых платков в том, что шаль ооепнбургская славится тем, что проходит сквозь кольцо.Давайте проверим, мои хорошие)

И в конце урока наш класс хотел бы всех присутствующих поздравить с наступающим праздником. Поздравляем с днем матери! От всей души и искреннего сердца, желаем всем мамам, будущим и настоящим — крепкого здоровья, счастливых глаз, спокойных ночей, ласковых улыбок и много-много прекрасных и незабываемых моментов! Спасибо вам, за жизнь, за поддержку, за любовь и полную тепла душу, и наш класс дарит вам песню, примите наш музыкальный подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс

Урок построен на проблемно-диалогической технологии....

План-конспект урока по математике ( 3 класс) по теме: «ПЛОЩАДЬ, ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ»

Представлена разработка урока урока по математике в 3 классе....

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе («Школа России» М.И. Моро) Тема: «Уравнение»

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе  («Школа России» М.И. Моро) Тема:  «Уравнение»Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе....

Открытый урок математики УМК "Планета знаний", 3 класс "Единицы длины"

Урок математики по теме "Единицы длины" с применением  технологий проблемного диалога, ТРКМ, системно-деятельностного подхода....