«Длина ломаной»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения находить длину ломанной линии разными способами, применяя чертежный циркуль и оцифрованную линейку.

Класс: 2

Задачи:

Дидактические: формировать представление о ломаной линии и способах нахождения ее длины; формировать умение использовать ломаную линию для решения задач практического содержания; формировать умение решать текстовые задачи;

Развивающие: развивать внимание, память, речь, мышление и наблюдательность; развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; культуру общения при работе в парах, группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat1.docx180.85 КБ
Файл razdatki.docx80.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: математика

Тема урока: «Длина ломаной»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения находить длину ломанной линии разными способами, применяя чертежный циркуль и оцифрованную линейку.

Класс: 2

Задачи:

Дидактические: формировать представление о ломаной линии и способах нахождения ее длины; формировать умение использовать ломаную линию для решения задач практического содержания; формировать умение решать текстовые задачи;

Развивающие: развивать внимание, память, речь, мышление и наблюдательность; развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; культуру общения при работе в парах, группах.

Характеристика этапов урока

Этап  урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы: «Длина ломаной»

Словесный

Наглядный: демонстрация

Проблемный метод: приём постановки проблемной ситуации

Словесный

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Все готовы? Проверьте принадлежности к уроку. Присаживайтесь!

Устный счет:

Задание 1. Вычислите: (слайд 1)

13 – 5 + 6=      13 – 0 + 7=

16 – 8 + 3=       7 + 8 – 15=

Задание 2. Вставьте пропущенное число: (слайд 2-3)

 +5 =13 (8)         7 +  = 14 (7)

9 +  =14 (5)         4 +  = 12 (8)

Задание 3. Засели домик (рисунок на доске).

 http://cdn01.ru/files/users/images/ab/72/ab720c56bf5812cea6a7d27ed461e4f7.png     

Постановка проблемной ситуации.

Все мы с вами знаем героев из мультика «Смешарики». Сегодня они столкнулись с проблемой. Они не смогли с помощью линейки и циркуля измерить длину вот такой линии (ломаная линия-слайд).

-Знаете ли вы как называется такая линия? (Нет)

-Я вам подскажу, такая линия называется ломаной.

-У каждого из вас на парте лежит карточка с изображением ломанной линии. Вам нужно в парах найти длину этой линии разными способами, применяя: 1) линейку, 2) циркуль и линейку

-Получилось ли у вас выполнить задание? (нет)

-Почему? (потому что мы не умеем находить длину ломаной линии разными способами)

Формулировка темы и цели урока.

-Так как мы не умеем находить длину ломаной, тогда чему мы должны научиться на этом уроке?

-Какие инструменты мы для этого применим? (циркуль, линейку)

-Давайте сформулируем цель нашего урока: (научиться находить длину ломаной линии разными способами, применяя циркуль и линейку)

-Откройте учебник на странице 33. Прочитайте тему нашего урока.

«Длина ломаной»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Выполняют предложенные задания. Записывают в тетрадь.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Находят длину линии

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

П

Ф

Ф

Речь учителя.

Смарт-доска, презентация

Доска

Речь учителя.

Раздаточный материал.

Магнитно-маркерная доска, наглядный материал

Учебник.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (Формулировка плана урока)

Давайте составим план для достижения нашей цели. Обратимся к словам-помощникам.

  1. Узнать, что такое ломаная линия и какие существуют способы ее нахождения;
  2. Научиться решать задачи практического характера, используя ломаную линию.
  3. Научиться решать текстовые задачи.

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Магнитно-маркерная доска,  карточки.

Контроль

Р: Принимают и сохраняют учебную задачу урока, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельно-сти

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод (Поиск решения проблем; Изложение разных точек зрения)

Наглядный

Словесный: объяснение, обсуждение

Словесный: объяснение

Наглядный: демонстрация

Словесный: рассказ

Практический: упражнение

Практический: упражнение

 

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Практический: моделирование

-С чего начнём изучение нашей темы?

Нам нужно узнать, что такое ломаная линия и какие существуют способы ее нахождения.

C:\Users\Юрий\Desktop\5d91973b-8fe8-4295-b5ec-140dfcfc880d.jpeg

-На рисунке вы можете увидеть ломаную линию, состоящую из трёх звеньев.

-Как вы думаете, почему эту линию называют ломаной? (предположения)

-Ломаная - это геометрическая фигура, состоящая из последовательно соединённых отрезков, в которой конец одного отрезка является началом следующего.

-Давайте вспомним, что такое отрезок? (это часть прямой, которая ограничена двумя точками, то есть она имеет и начало и конец, а значит можно измерить её длину).

-Звенья - отрезки, из которых состоит ломаная.

-Как найти длину ломаной?

-Давайте обратимся к учебнику. Тут нам предлагают 2 способа.

Сейчас я прочитаю вам 1:

-Узнать длину каждого звена ломаной и найти сумму этих длин.

-Но, чтобы найти сумму всех длин, что нужно найти сначала? (найти длину каждого звена)

- Какой чертежный инструмент нам понадобится в 1 случае? (линейка)

-Возьмём линейку и измерим звено под номером 1. Сколько получилось? (5 см)

-Самостоятельно измерьте остальные звенья. Сколько см длина 2 звена? (3 см) 3 звена? (3 см)

А что теперь нам нужно сделать, чтобы найти длину всей ломаной? (сложить длину всех звеньев)

-Как мы это сделаем? (5 см + 3 см + 3 см= 11 см)

Какие чертежные инструменты нам понадобятся для 2 способа? (подсказка: см. на стр. 33 в уч.)

-Да, это линейка и циркуль.

Циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. Самый старый, дошедший до нас железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.                                                                                                                                      Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Людям всегда было нужно уметь проводить прямые линии. Гладко обструганная дощечка-линейка помогала расчертить каменную плиту при строительстве пирамид, делить на столбцы пергаментный лист.

Сначала нам нужно начертить прямую. Затем взять циркуль, измерить одно равное звено ломаной циркулем, отложить на прямой этот отрезок. Самостоятельно проделайте такую же работу с остальными звеньями.

Измерьте получившийся отрезок.

Сколько же получилось см? (11)

-А теперь сравним. Сколько измерений мы делали в первом случае? (3)

-Во втором? (6)

-Сделаем вывод: Длину ломаной можно находить 2 способами. Какими? (Первый способ: узнаем длину каждого звена с помощью линейки и найдем сумму этих длин. Второй способ: с помощью циркуля откладываем на прямой один за другим отрезки, равные по длине звеньям ломаной. Затем измеряем длину всего отрезка. Это и будет длина всей ломаной).

-Какой способ для вас легче?

-Выполните задание в группах. Вспомните правила работы в группе.

1 группа работает на смарт-доске, 2 группа на интерактивной доске, 3 группа на карточках. Вставьте нужное слово, чтобы получилось определение.

Нажмите на кнопку, чтобы проверить верные ответы, у всех ли так получилось?

Ответ: 1-отрезки, 2- сумма.

-Какой этап работы мы выполнили?

-Если у вас возникли трудности на данном этапе, поднимите красную карточку, если их не возникло, то зеленую.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

Что мы будем делать дальше? (научимся решать задачи практического характера, используя ломаную линию).

-Сейчас у вас на столах лежат листы с заданиями. 1. Вам нужно найти самую короткую ломаную и отметить ее галочкой.

Но для то, чтобы найти самую короткую, что нужно сделать? (найти длину каждой ломаной).

-Проверка на сайте.

- Поменяйтесь заданием с соседом, если он допустил ошибку, поднимите красную карточку, если выполнил правильно, то зеленую.

- Второе задание выполним в парах. Длина ломаной равна 20 см. Добавьте число, чтобы запись стала верной.

1. 10 +  + 5 = 20 см

2. 8 + 10 +  = 20 см

3. 4 +  + 10 = 20 см

4.  + 2 + 13 = 20 см

- Обменяйтесь своими карточками, первый ряд отдает второму, второй первому.

Ответ: 1-5; 2-2; 3-6; 4-5.

Проверка на слайде.

-Покажите сигнальными карточками результат.

Что мы с вами делали на этом этапе урока? (решали задачи практического характера, используя ломаную линию)

-Возникли ли у вас трудности? Покажите сигнальной карточкой свое настроение.

-Какой этап урока нам осталось выполнить? (Научиться решать текстовые задачи).

-На стр. 33. выполним задание №6.

До остановки автобуса папа идет 10 мин, а на автобусе едет на работу на 20 мин больше, чем идет до остановки. Сколько всего времени он тратит на дорогу?

-Кто хочет прочитать задачу?

-Послушайте задачу еще раз.

-Давайте составим краткую запись в виде схемы.

математика 2 класс Моро, Волкова, Бантова, Бельтюкова - 1 часть страница 33. Номер 6

-О чем идет речь в задаче? (о времени, которое папа тратит на дорогу)

-Сколько времени папа тратит, для того что бы дойти до остановки? (10мин)

-Сколько времени ему требуется, чтобы на автобусе доехать до работы? (На 20 мин. БОЛЬШЕ)

-Какой главный вопрос задачи?      (Сколько всего времени он тратит на дорогу?)

-Сможем ли мы на него ответить? (нет)

-Почему? (Потому что мы не знаем сколько времени папа тратит на поездку на автобусе)

-Можем ли мы это узнать? (да)

-Как? (1) 10 + 20 = 30 (мин))

-Зная это, можем ли мы ответит на главный вопрос? Как? (Да, 2) 30 + 10 = 40 (мин)

(Проговаривают решение)

Решение задачи:

1) 10 + 20 = 30 (мин) – папа едет до работы.

2) 30 + 10 = 40 (мин)

Ответ: 40 минут тратит папа на всю поездку.

-Какой этап работы мы выполнили?

-Если у вас возникли трудности на данном этапе, поднимите красную карточку, если их не возникло, то зеленую.

Участвуют в промежуточной рефлексии

Рассматривают линию.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Дают определение.

Знакомятся со способами.

Отвечают на вопросы

Измеряют звенья.

Находят длину всей ломаной

Слушают рассказ об истории появления чертежных инструментов

Измеряют звенья циркулем

Делают выводы и закрепляют полученный материал

Дополняют определение словами

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

Выполняют физминутку

Выполняют задание на карточках.

Проверяют работу одноклассника.

Осуществляют взаимооценку.

В парах заполняют пропуски

Взаимопроверка

Участвуют в промежуточной рефлексии

Осуществляют самооценку.

Выполняют задачу у доски.

Решают задачу.

Составляют краткую запись.

Отвечают на вопросы

Записывают решение

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку.

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

И

Ф

Ф

И

Ф

Г

Ф

И

Ф

И

И

П

П

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

И

Доска, карточки

Смарт-доска, презентация

Речь учителя.

Учебник

Речь учителя

Линейка, учебник

Речь учителя

Телевизор, презентация

Учебник

Речь учителя

Смарт-доска, интерактивная доска, раздаточный материал

Речь учителя

 

сигнальные карточки

Речь учителя

 

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Сигнальные карточки

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Карточки

Сигнальные карточки

Доска, учебник

Доска

Речь учителя

Речь учителя

Речь учителя

Сигнальные карточки

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

 

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Взаимоконтроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Знают, что такое ломаная линия;

Умеют находить длину ломаной разными способами;

Умеют применять чертежный циркуль и оцифрованную линейку для построения фигур;

Умеют решать задачи практического содержания

Умеют решать текстовые задачи

Моделируют  задачу с помощью схематических рисунков;

П: проявляют познавательный интерес при изучении темы;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли при изучении математических  понятий

Р: планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

Р: проводят самооценку полученных результатов, проводят сравнения разных способов выполнения заданий, делают выводы, осуществляют поиск недостающих данных, используя разные способы, в частности беседы со взрослыми;

П: умеют добывать и анализировать полученную информацию и применять её

Р: умеют создавать схемы для решения учебных и познавательных задач.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

Проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

- Ребята, над какой темой мы с вами работали? Какую цель мы ставили вначале урока? Достигли Давайте вернемся к нашей проблемной ситуации.

-Сможем ли мы теперь помочь Смешарикам? (да)

-Оцените свою работу на уроке.

-Молодцы, все сегодня хорошо поработали, спасибо вам за упорство и целеустремленность.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии.

Ф

Речь учи-теля

Контроль

Соотносят результаты с поставленной целью.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

1. Вставьте нужное слово, чтобы получилось определение.

2. Найдите самую короткую ломаную.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4269/20200306125554/OEBPS/objects/t_math_2_13_1/5c602ff28b141757fe1e70fe.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4269/20200306125554/OEBPS/objects/t_math_2_13_1/5c602ff28b141757fe1e70fc.jpg                

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4269/20200306125554/OEBPS/objects/t_math_2_13_1/5c602ff28b141757fe1e70ff.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4269/20200306125554/OEBPS/objects/t_math_2_13_1/5c602ff28b141757fe1e70fd.jpg

3. Длина ломаной равна 20 см. Добавьте число, чтобы запись стала верной.

  1. 10 +  + 5 = 20 см
  2. 8 + 10 +  = 20 см
  3. 4 +  + 10 = 20 см
  4.  + 2 + 13 = 20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Ломаная. Нахождение длины ломаной.

Урок математики по УМК "Начальная школа XXI века"....

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация поможет интересно организовать изучение нового материала....

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация предназначена для урока математики по любой программе....

Конспект урока по математике в 3 классе «Ломаная. Длина ломаной»

Цель: - познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной. Предметные: Знать: как отличать ломаную от других фигур; Уметь: чертить ломаные линии, сравнива...

Урок математики во 2 классе по теме: "Ломаная. Длина ломаной. Периметр"

Урок по курсу "Математика" разработан по программе по математике для начальной школы "Учусь учиться" Л.Г.Петерсон для обучающихся 2 класса. Тип урока - урок "открытия" нового знания. Для достижения це...

Презентация к уроку "Ломаная.Длина ломаной."

Презентация и конспект урока  математики по теме "Ломаная.Длина ломаной." 3 класс, УМК "Начальная инновационная школа"....

Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной."

Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной". УМК  "Инновационная начальная школа", 3 класс....