Уроки математики
план-конспект урока по математике (3 класс)

Уроки математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Тема: Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620 – 200

Цель: формирование умения применять приёмы устных вычислений выражений вида 450+30, 620 – 200

Задачи:

Дидактические: познакомить с приёмами устных вычислений вида 450+30, 620 – 200; учить решать текстовые задачи, пользуясь приемами устных вычислений; учить выполнять деление с остатком.

Развивающие: развивать учебно-познавательный интерес к материалу по теме «Приемы устных вычислений вида 450+30, 620 – 200», математическую речь; развивать мотивы учебной деятельности, формировать личностный смысл учения.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, паре, фронтально; воспитывать любовь к математике.

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Запишите в тетради число, «Классная работа».

Ребята, над какой темой мы с вами работали на прошлом уроке? (Приемы устных вычислений) Чему мы учились? (мы учились применять приемы устных вычислений в пределах 1000)

Давайте вспомним, с какими приемами мы познакомились? Как нужно рассуждать при вычислении трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями? (300 – 200 = 100, потому, что 3 сот. - 2 сот. = 1 сот… и т.д.)

Постановка проблемной ситуации

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, чему мы научились на прошлом уроке, выполнить задание на карточке №1 в группах на скорость. Посмотрите, на карточках представлена математическая цепочка, в которой даны первое число и последнее. Вам необходимо заполнить пропуски в цепочке. Будьте очень внимательны, ведь от вас зависит, правильно ли вы выполните задание. Как только выполните задание, поднимите руку, чтобы я видела, что вы готовы.

Итак, первая группа, представьте результаты своей работы. Вторая группа, оцените работу первой группы. Поднимите зеленую карточку, если вы согласны с вычислениями первой группы, поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Посмотрите, у нас возникло затруднение: наши мнения разошлись. Как вы думаете, почему? (Потому что мы не умеем использовать приемы устных вычислений выражений вида 450+30)

Формулировка темы и цели урока

Как вы думаете, какую цель мы поставим на урок? Чему будем учиться? (Будем учиться использовать приемы устных вычислений выражений вида 450+30)

Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Приемы устных вычислений вида 450+30, 620 – 200».

2. Проектировочный этап

На каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Поэтому сейчас я предлагаю вам с помощью опорных слов, представленных на доске, составить план наших действий.

  1. Познакомиться с приёмами устных вычислений вида 450+30, 620 – 200;
  2. Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устных вычислений;
  3. Учиться выполнять деление с остатком.

За каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок математика. В конце урока мы сможем посмотреть, все ли справились с задачами. Самый активный ученик получит дополнительный значок.

3. Процессуальный этап

Ребята, посмотрите на план. Какой пункт мы должны выполнить первым? (Познакомиться с приёмами устных вычислений вида 450+30, 620 – 200)

Откройте учебник математики на 67 странице. Посмотрите, под красной чертой дано новое правило. Имя ребенка, прочитай его, пожалуйста. Всё ли понятно в формулировке правила?

Ребята, на основе какого математического свойства проведены данные вычисления? Посмотрите на доску: (a+b) + c=a + (b+c). Как можно сформулировать данное свойство? (Соседние слагаемые можно заменить их суммой/ Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой).

Верно, давайте устно выполним №1 и подставим вместо переменных числа из данных выражений.

Возьмем первое числовое выражение: 420 + 50=… В качестве суммы каких слагаемых мы можем представить число 420? (400+20). У нас получается следующее выражение: (400 + 20) + 50=… Воспользуемся данным свойством (правилом), что у нас получится?

420 + 50= (400+20) + 50=400+ (20+50) =470

Ребята, зачем мы применили данное правило? (Чтобы было удобнее сделать вычисления)

Давайте рассмотрим выражение 830 – 300. В качестве суммы каких слагаемых мы можем представить число 830? (800+30) У нас получается следующее выражение: (800 + 30) – 300 =… Воспользуемся правилом. Что у нас получится?

830 – 300 = (800 + 30) – 300 = (800 – 300) + 30 = 530

Возьмем первое числовое выражение: 650 + 50=… В качестве суммы каких слагаемых мы можем представить число 650? (600+50). У нас получается следующее выражение: (600 + 50) + 50=… Воспользуемся правилом. Что у нас получится?

650 + 50 + (600 + 50) + 50 = 600 + (50 + 50) = 700

Возьмем первое числовое выражение: 120 – 20 - 40 В качестве суммы каких слагаемых мы можем представить число 120? (100+20). У нас получается следующее выражение: (100 + 20) – 20 – 40 =… Воспользуемся правилом. Что у нас получится?

100 + (20 – 20) – 40 = 60

Самостоятельно вычислите значение выражений второй строки, все вычисления проводите устно, в голове.

Имя ребенка2, выполни данное задание у доски.

Согласны ли вы с мнением Имя ребенка2? Поднимите зеленую карточку, если вы согласны; поднимите красную карточку, если вы считаете, что Имя ребенка2 допустил ошибку. (Если есть ошибки, разбираемся)

Какой же пункт плана мы с вами выполнили? (Познакомиться с приёмами устных вычислений вида 450+30, 620 – 200)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите первый значок математика.

(Физминутка «Рыбки»:
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.)

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устных вычислений)

Для этого мы с вами решим задачу №3 в парах.

Имя ребенка3, прочитай, пожалуйста, задачу.

Обратите внимание на единицы массы, указанные в задаче. Что нужно сделать, прежде чем решать задачу? (Выразить данные в одинаковых единицах измерения.)

Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)

Решите задачу в парах. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Помните о правилах работы в паре.

Какая пара желает представить результаты своей работы? Какой ответ у вас получился? Как вы решили данную задачу? Ребята, проверьте и оцените работу первой пары. Поднимите зеленую карточку, если вы согласны с мнением первой пары. Поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Какой пункт плана мы с вами выполнили? (Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устных вычислений)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите первый значок математика.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Учиться выполнять деление с остатком)

Для этого мы с вами решим №7. Имя ребенка4, прочитай, пожалуйста, задание. Ребята, понятно ли вам задание? На его выполнение вам дается 7 минут. Когда закончите, сядьте правильно, чтобы я видела.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и выполните проверку. Если пример решен верно, поставьте напротив него плюс. Если вы нашли ошибку, зачеркните ее карандашом и помогите соседу выполнить вычисления верно. На проверку вам дается 2 минуты.

Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (Учиться выполнять деление с остатком)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите первый значок математика.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили на урок? (Научиться использовать приемы устных вычислений выражений вида 450+30)

Как вы считаете, достигли ли мы цели? Сможем ли мы теперь вычислить значение выражений вида 450+30 и объяснить, какие приемы использовать для решения выражения 450 + 30?

Давайте вернемся к математической цепочке, с которой у вас возникли затруднения в начале урока. Вам необходимо в группах заполнить пропуски в цепочке на скорость. Будьте очень внимательны, ведь от вас зависит, правильно ли вы выполните задание. Как только выполните задание, поднимите руку, чтобы я видела, что вы готовы.

Итак, первая группа, представьте результаты своей работы. Вторая группа, оцените работу первой группы. Поднимите зеленую карточку, если вы согласны с вычислениями первой группы, поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Хорошо, молодцы!

Давайте посчитаем, сколько значков математика вы собрали. Поднимите руку, кто собрал 3 значка (2 значка, 1 значок). Ребята, как вы думаете, кто был самым активным на уроке? Имя ребенка получает дополнительный значок математика, молодец!

Закончить сегодняшний урок мне бы его хотелось очень важными словами советского математика – Алексея Ивановича Маркушевича:

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Занимайтесь и любите математику, и тогда вы будете внимательными, настойчивыми и упорными.

На этом наш урок подошел к концу, вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Тема: Приёмы устных вычислений

Цель: формирование умения применять приёмы устных вычислений в пределах 1000

Задачи:

Дидактические: познакомить с приёмами устных вычислений в пределах 1000; учить складывать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями; учить решать текстовые задачи, пользуясь приемами устного сложения и вычитания.

Развивающие: развивать учебно-познавательный интерес к материалу по теме «Приемы устных вычислений», математическую речь; развивать мотивы учебной деятельности, формировать личностный смысл учения.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, паре, фронтально; воспитывать любовь к математике.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Запишите в тетради число, «Классная работа». Ребята, скажите, какие числа вы изучали на прошлых уроках? (Числа от 1 до 1000)

Верно, на прошлых уроках вы рассматривали числа в пределах 1000. Поэтому сейчас я предлагаю вам устно вспомнить, как образуются, как называются числа в пределах 1000.

Дан ряд чисел: 156, 157, 158. В каком порядке расположены числа? (В прямом порядке/в порядке возрастания)

Назовите самое большое число в данном ряду. (158)

Какое число предшествует числу 158? (157)

Какое число следует за числом 158? (159)

Какая цифра стоит в разряде десятков этого числа? (5) Что она означает? (в числе 5 отдельных десятков) Сколько в нем всего десятков? (15)

Продолжите ряд на 3 числа. (159, 160, 161)

Увеличьте число 159 на 1 (160); число 200 на 10 (210); число 201 на 100 (301).

Отлично, вспомнили!

Постановка проблемной ситуации

Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите примеры.

3 + 4        60+10        100 + 400                120 - 50

5 + 1        30 + 20        700 + 200                150 - 90

9-6        70-50        600 – 500                110 - 30

6-2        40-30        900-300                700 + 90

Чем похожи примеры первого столбика? (Примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.)

Решите данные примеры устно.

Чем похожи примеры второго столбика? (Примеры на сложение и вычитание круглых двузначных чисел.)

Вы уже умеете складывать и вычитать круглые двузначные числа, используя приемы устных вычислений. Решите данные примеры устно.

Чем похожи примеры третьего столбика? (Примеры на сложение и вычитание круглых трехзначных чисел.)

Чем похожи примеры четвертого столбика (Примеры на сложение и вычитание круглых двузначных и трехзначных чисел)

Решите данные примеры устно. Объясните, как же складывать и вычитать круглые трехзначные числа? Трехзначные и двузначные? (Мы еще не решали такие примеры/мы не знаем, как объяснить решение данных примеров.)

Ребята, мы столкнулись с затруднением: мы не знаем, как устно решать с объяснением примеры на сложение и вычитание с числами в пределах 1000.

Формулировка темы и цели урока

Откройте учебник математики на 66 странице. Прочитайте тему урока. Верно, сегодня на уроке мы будем работать над темой «Приемы устных вычислений».

Какую же цель мы поставим на урок? Верно, мы будем учиться применять приемы устных вычислений в пределах 1000.

2. Проектировочный этап

На каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Поэтому сейчас я предлагаю вам с помощью опорных слов, представленных на доске, составить план наших действий.

  1. Познакомиться с приёмами устных вычислений в пределах 1000; 
  2. Учиться складывать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями;
  3. Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устного сложения и вычитания.

За каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок математика. В конце урока мы сможем посмотреть, все ли справились с задачами. Самый активный ученик получит дополнительный значок.

3. Процессуальный этап

Ребята, посмотрите на план. Какой пункт мы должны выполнить первым? (Познакомиться с приёмами устных вычислений в пределах 1000)

Вы уже умеете представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. Как вы думаете, а можно ли складывать и вычитать числа, заменив их сотнями или десятками?

Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выполнить следующее задание в карточке №1. Ваша задача вставить пропуски и заменить числа сотнями или десятками так, чтобы получился верный ответ. На выполнение работы вам дается 5 минут. Помните о правилах работы в паре.

Карточка №1

Итак, первая пара, представьте результаты своей работы.

Ребята, оцените работу первой пары. Поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что первая пара справилась с заданием; поднимите красную карточку, если вы считаете, что первая пара допустила ошибки. (Если красные, то где пара допустила ошибки?)

Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание, и откроем учебник на 66 странице. Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, правило. Сравните свою работу с правилом. Как вы понимаете его?

Давайте разберем данное правило вместе. Как нашли значение первого выражения? (Заменили числа сотнями: 300 — это 3 сотни, 200 — 2 сотни, сложили и получили 5сотен, т. е. 500.)

Чтобы не ошибиться в вычислениях, мы с вами будем выделять сотни и десятки карандашом. Я буду выделять на доске, а вы в карточке №1. (Учитель записывает примеры на доске: 300 + 200 = 500, выделяет сотни мелом)

Сколько сотен в каждом числе второго выражения? (8и 6.)

Сколько сотен получили при вычитании? (2.)

Какое это число? (200.) 800 - 600 = 200

Что выделим в третьем выражении? (Десятки.)

Сколько десятков в числе 120? (12.)

Сколько десятков в числе 50? (5)

Сколько десятков получили при вычитании? (7)

Какое это число? (70) 120 - 50 = 70

(Аналогично разбираются остальные выражения.)

Итак, ребята, с помощью каких же приёмов можно произвести устные вычисления? Верно, с помощью приёма сложения и вычитания десятков с переходом через сотню (70+80=150), сложения и вычитания по разрядам (300+200=500, 120-50=70).

Давайте попробуем самостоятельно выполнить №1 на 66 странице учебника. Прочитайте задание. Выполнять данный номер мы будем устно по цепочке с объяснениями, рассуждая аналогично. (300 – 200 = 100, потому, что 3 сот.- 2 сот. = 1 сот… и т.д.)

Какой же пункт плана мы с вами выполнили? (Познакомиться с приёмами устных вычислений в пределах 1000)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите первый значок математика.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Учиться складывать трехзначные и двузначные числа, оканчивающиеся нулями).

Для этого мы с вами поработаем индивидуально в рабочей тетради. Откройте 47 страницу, прочитайте задание. На выполнение работы вам дается 5 минут.

Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения работы. Рядом с правильно решенными примерами поставьте плюс, рядом с неправильно решенными – минус. Если ваш сосед допустил ошибку, помогите ему решить данный пример верно.

Какой же пункт плана мы с вами выполнили? (Учиться складывать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями).

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите второй значок математика.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устного сложения и вычитания)

Для этого мы с вами поработаем индивидуально и решим задачу под номером 2. Имя ребенка решит данную задачу самостоятельно у доски.

Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, задачу. Ребята, всё ли понятно в условии задачи? Запишите в тетради номер и приступайте к решению задачи. На выполнение работы вам дается 8 минут.

Ребята, какой ответ у вас получился? Как вы его получили? Какие приёмы устного вычисления вы использовали?

Какой же пункт плана мы с вами выполнили? (Учиться решать текстовые задачи, пользуясь приемами устного сложения и вычитания)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт, возьмите третий значок математика.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним над какой темой мы работали на уроке? («Приемы устных вычислений») Какую цель мы ставили на урок? (Научиться применять приемы устных вычислений в пределах 1000).

Как вы считаете, достигли ли мы цели? Сможем ли мы теперь устно решить примеры, с которыми у нас возникли затруднения в начале урока?

Посмотрите на доску. Давайте решим данные примеры устно, по цепочке. Имя ребенка, прочитай и реши первый пример.

100 + 400 (=500)        120 – 50 (=70)

700 + 200 (=900)        150 – 90 (60)

600 – 500 (=100)                110 – 30 (=80)

900-300 (=600)                700 + 90 (790)

Хорошо, справились, молодцы!

Давайте посчитаем, сколько значков математика вы собрали. Поднимите руку, кто собрал 3 значка (2 значка, 1 значок). Ребята, как вы думаете, кто был самым активным на уроке? Имя ребенка получает дополнительный значок математика, молодец!

А на этом наш урок подходит к концу, вы все отлично поработали, молодцы! 



Предварительный просмотр:

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/15/07/46/mathematics-1044087_1280.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...