Конспект урока математики. 2 класс. Тема: «Сложение вида 37+53»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Никеева Надежда Егоровна

Конспект урока математики. 2 класс. Тема: «Сложение вида 37+53»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «Сложение вида 37+53»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: получение алгоритма сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается десяток

Дидактические задачи:

  1. Получить алгоритм сложения двузначных чисел, когда в разряде получается 10;
  2. Учиться использовать алгоритмы вычислений при выполнении заданий;
  3. Учиться решать текстовые задачи изученных видов.

Развивающие задачи:

  1. Учиться применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  2. Учиться представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
  3. Учиться комментировать процесс вычисления, построения, решения;
  4. Учиться ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
  5. Учиться осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
  6. Учиться находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать в себе стремление углублять свои математические знания и умения;
  2. Воспитывать в себе стремление использовать математические приемы при решении практических задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Получает алгоритм сложения двузначных чисел, когда в разряде получается 10;
  2. Использует алгоритмы вычислений при выполнении заданий;
  3. Решает текстовые задачи изученных видов.

Личностные:

  1. Стремится углублять свои математические знания и умения;
  2. Использует математические приемы при решении практических задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  2. Представляет текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Коммуникативные:

  1. Комментирует процесс вычисления, построения, решения;
  2. Ориентируется в алгоритмах: воспроизводит, дополняет, исправляет деформированные; составляет по аналогии;

Регулятивные:

  1. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивает их;
  2. Находит ошибки в своей работе, устанавливает их причины, ведет поиск путей преодоления ошибок.

Оборудование: учебник с.13, слайды презентации, печатный материал.

Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – С. 13: ил. – (Школа России).

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.)

Математический диктант

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

3.1 Составление равенств по модели

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)

5.1. Знакомство с вычислительным приемом

5.2. Составление алгоритма

5.3. Проверка составленного алгоритма

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8-10 мин.)

6.1. Работа по учебнику

6.2. Работа над заданием №2 (стр. 13)

6.3. Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8-10 мин.)

7.1. Работа над заданием №3 (стр. 13)

7.2. Работа над заданием №4 (стр. 13)

8. Этап включения в систему знаний и повторение (1-2 мин.)

Самостоятельное выполнение задания из рубрики «Проверь себя» (стр. 13).

9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

                                                                                                             Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Задача: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Егоровна и сегодняшний урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Ребята, проверьте, пожалуйста вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал

- Хорошо

1.3.Эмоциональный настрой

- Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

- Ребята здороваются и настраиваются на работу

 

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Математический диктант

- Ребята откройте, пожалуйста, свои тетради и подпишите в них число и классную работу

- Итак, я вижу, что все справились

- Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить математический диктант

- Я буду читать вам задание, а вы записываете только ответ.

Ответы записываете через запятую.

Внимание:

  1. Из суммы чисел 10 и 8 вычесть 2? (16)
  2. На сколько 13 больше суммы чисел 4 и 3? (6)
  3. Разность чисел 9 и 5 увеличить на 20. (24)
  4. 19 уменьшить на разность чисел 8 и 6. (17)
  5. Сколько десятков и сколько отдельных единиц надо прибавить к числу 43, чтобы получить 100? (5 десятков и 7 единиц)
  6. Уменьшаемое 14, вычитаемое выражено разностью чисел 8 и 6. Чему равна разность? (12)

- Давайте проверим по эталону на слайде

- Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок?

- А что нужно повторить тем, кто допустил ошибки? (приемы вычислений в пределах 100)

- Молодцы!

- Дети открывают тетради и подписывают в них число и классную работу

 

-

- Дети поднимают руки

- Приемы вычислений в пределах 100

Фронтальная

Индивидуальная

Л.2

Р.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1.  Составление равенств по модели

- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать по парам

- Посмотрите, пожалуйста, на доску:

На доске         +        = 50

- Вам нужно, работая сообща, составить как можно больше равенств по этой модели, чтобы слагаемые были двузначными числами.

Примеры

13+37

36+14

28+22

34+16

15+35

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

- (Имя ребенка) выйди, пожалуйста к доске и прикрепи на нее ваши выражения.

- Скажи сколько выражений у вас получилось составить?

- Прочитай их, пожалуйста.

- Хорошо, спасибо.

- Ребята, скажите есть ли у кого-то другие варианты?

- Молодцы, посмотрите, как много вариантов у нас в итоге получилось.

- Ребята, скажите, что общего в этих равенствах?

- Верно

Скажите, а какая сумма у нас должна была получиться при сложении единиц? (10)

3.2. Формулирование проблемы урока

- Как же вы думаете какие примеры мы будем решать сегодня на уроке?

- Верно

- Дети начинают свою работу и совместно пробуют составить как можно больше вариантов.

- Все примеры на сложение; результат одинаковый 50; каждое число двузначное

- Я думаю, что мы сегодня будем решать примеры, в которых при сложении единиц получается десяток

Парная

Фронтальная

Л.2

Р.1

Л.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Формулирование темы урока

-Так какая тема нашего урока? (Решение примеров сложения вида 37+53)

(На доску повесить карточку с темой)

4.2. Самостоятельное формулирование цели и задач урока.

-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Что мы будем делать для того, чтобы достичь нашей цели?

1. составить алгоритм сложения чисел

2. учиться складывать двузначные числа по алгоритму

3. учиться решать задачи с использованием известных приемов вычисления

-Молодцы

- решение примеров

- Узнать способ сложения двузначных чисел, когда сумма единиц составляет десяток

Фронтальная

Л.1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Знакомство с вычислительным приемом

- Ребята, запишите пример 36+54 столбиком

- А кто мне может напомнить, как правильно записывать столбиком?

- Верно. Итак, что же мы с вами будем делать сначала?

- Запись на доске 36+54 столбиком. 

- Верно. А сколько единиц в числе 10? (0 ед.)

- Сколько десятков? (1)

-Куда запишем десяток?  

В разряд единиц записываем 0, а десяток переходит в свой разряд.

- Что делаем дальше? (Складываем десятки: 8 да ещё 1 получается 9.)

На доске делаю запись

В разряд ед. записываем 0, а дес. переходит в свой разряд.

Что делаем дальше? (Складываем дес. 8 да еще 1- получается 9.)

   1

   36

+54

  90

5.2. Составление алгоритма

- Итак, ребята, как вы думаете, что мы будем делать сейчас?

- Верно. Я предлагаю нам составить алгоритм сложения

- Скажите, что же мы будем делать сначала?

- Хорошо. Что делаем дальше?

(Проговорить устно весь алгоритм).

5.3. Проверка составленного алгоритма

- Ребята, мы с вами составили свой алгоритм, поэтому я предлагаю проверить наше предположение с помощью учебника.

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр.13. Прочтет алгоритм сложения….

Сделайте вывод (мы составили алгоритм верно)

-Чем он отличается от алгоритма на стр. 12?

Чем он отличается от алгоритма на стр. 12?

 

- Прочтите пример на полях. Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом.

Пример: 37+53

 

- Ребята, скажите, чему мы учились на этом этапе?

- Какие трудности у вас возникли?

- Единицы мы пишем под единицами, а десятки под десятками

- Сначала мы будем складывать единицы и получим 10

- В числе 10 ноль единиц

- Один десяток

- В разряд единиц записываем 0, а десяток переходит в свой разряд.

- Складываем десятки: 8 да ещё 1 получается 9.

- Я думаю, что сейчас мы будем составлять алгоритм

- Сначала мы складываем единицы. Если у нас получается 10 единиц, то это 1 один десяток и 0 единиц

- Далее мы будем складывать десятки и не забываем про тот который запомнили. После этого мы читаем ответ.

Пишу… 

Складываю ед… 

Запоминаю… 

Складываю дес…. 

Читаю ответ…

Пишу… 

Складываю ед… 

Запоминаю… 

Складываю дес…. 

Читаю ответ…

Пишу…

Складываю единицы…

Запоминаю…

Складываю десятки…

Читаю ответ…

- Алгоритм на странице 13 отличается от алгоритма на странице 12 тем, что при сложении единиц мы получаем 10, то есть 1 десяток и 0 единиц

- Пишу 37+53

Складываю единицы:

7+3=10

10 ед. – это 1 десяток и 0 единиц

Пишу под единицами 0, а 1 дес. запомню и прибавлю к десяткам

Складываю десятки:

3+5=8, да ещё 1

8+1=9

Пишу под десятками 9.

Читаю ответ: сумма равна 90

- На этом этапе мы знакомились с новым вычислительным приемом

Фронтальная

К.1

ПР.1

П.1

ПР.2

Р.2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Работа по учебнику

- Ребята, найдите, пожалуйста, на странице 13 №1

- Решать это задание мы будем с объяснением

- … выходи к доске и записывай первый пример. Ребята, а вы его записываете у себя в тетрадях

- Итак, … как же мы будем решать этот пример?

- Хорошо. А что мы будем делать дальше?

- А что же нужно теперь?

- Молодец! Присаживайся.

Остальные – аналогично

  48      56        38      58     67

+32    +24      +42   - 32    -13 

  80      80         80     26      54

- Какие вы молодцы.

- Ребята, давайте с вами еще раз проговорим алгоритм.

- Молодцы!

-Чему мы учились при выполнении этого задания? (складывать числа в столбик, когда в результате сложения единиц получается десяток)

- Какие трудности у вас возникли?

6.2. Задание №2

- Ребята, посмотрите на задание №2.

- Скажите, что вам нужно сделать?

- Какое действие нужно выполнить первым? (сложение)

- Как проверить результат сложения? (если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое)

- Как проверить результат вычитания? (если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое)

Выполните задание самостоятельно в тетрадях (2 чел работают у доски)

 36

+ 9

 45 

 45

- 9

 36

92

- 8

84

 84

+ 8

 92

-Все вычисления выполняем в столбик

-Приступайте

Давайте проверим как … выполнил задание. Кто не согласен?

У кого были ошибки, поднимите руку. Что нужно повторить?

  1. Физминутка (текст)

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

- Дети записывают пример

  48      

+32    

     

- Сначала, мы будем складывать единицы: 8+2=10

10 ед. – это 1 десяток и 0 единиц

Пишу под единицами 0, а 1 дес. запомню и прибавлю к десяткам

- Теперь складываю десятки: 4+3= 7, да ещё 1

7+1=8

Пишу под десятками 8.

- Теперь нужно прочитать ответ. Сумма равна 80

- Пишу…

Складываю единицы…

Запоминаю…

Складываю десятки…

Читаю ответ…

- Складывать числа в столбик, когда в результате сложения единиц получается десяток

- Нам нужно решить пример с проверкой

Ребенок записывает пример 36 + 9    

-Сложение

- Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое

- Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое

Фронтальная

ПР.2

Л.1

К.2

Р.1

Л.2

7. Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Задание №3

- Ребята, запишите у себя в тетрадях слово «задача»

«У лодочной станции было 15 яхт.  Когда несколько яхт вышло в море, осталось 8 яхт. Сколько яхт вышло в море?»

Прочитайте задачу №3 самостоятельно. Вслух задачу прочитает…

-О чем идет речь в задаче (о лодочной станции и яхтах)

- Кто знает, что такое яхта?

Яхта-это парусное или моторное судно, используемое для прогулок, круизов или гонок. 

Впервые такой вид водного транспорта появился в Голландии, где небольшие парусные лодки использовались для охраны от пиратов крупных торговых судов. На этих быстрых и маневренных судах было легко догонять пиратские корабли. Поэтому изначально их называли охотничьими кораблями, а слово «яхта», предположительно, происходит от слов «догонять», «охотиться». Позже яхты использовали для передачи посланий, прогулок.

-Какие слова выделим для краткой записи (было, вышло в море, осталось)

Б. 15 ях.

В. ? ях.

О. 8 ях.

-Сколько яхт было у лодочной станции (15)

-Что еще известно в задаче (осталось 8 яхт)

- Ребята, скажите, что нужно узнать в задаче? (Сколько яхт вышло в море)

-Как узнать сколько яхт вышло в море? (из кол-ва яхт, которые были вычесть то кол-во которое осталось)

- Как мы это можем узнать? Что нужно сделать? (15-8=7 (яхт))

Запишите решение задачи и ответ самостоятельно

Давайте проверим

(эталон на слайде)

Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при записи решения и ответа

Молодцы!

7.2. Задание №4

-Запишите слово «Задача»

Прочитайте задачу №4 на странице 10

Вслух, громко и четко прочтет задачу….

 

-О чем говориться в задаче? (О яхтах)

-Они одинаковые? (нет, большие и маленькие) 

-Сколько больших? (16) 

-Сколько маленьких? (неизвестно, но сказано, что на 7 меньше) 

-Какой вопрос задачи? (Сколько всего яхт вышло в море)

На столах у вас лежат карточки с краткой записью к этой задаче

Вам нужно дополнить краткую запись необходимыми значениями самостоятельно, 1 человек у доски

- Давайте проверим

-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько вышло больших яхт и маленьких)

-Что найдем в первом действии? (сколько маленьких яхт вышло в море)

-Что значит на 7 меньше? (столько же, но без 7)

-Какое действие выполним, чтобы узнать, сколько маленьких яхт? (вычитание) (16-7=9) 

… запиши первое действие у доски

- Что надо узнать в задаче? (Сколько всего было яхт)

-Что значит всего? (вместе) 

-Какое действие выполним? (сложение)

… запиши второе действие у доски

- У доски … 

1) 16-7=9 (яхт)- маленьких

2) 9+16=25 (яхт)- всего 

Ответ: 25 яхт

- Поднимите руки у кого возникли затруднения при решении задачи

- Какие затруднения возникли?

- О лодочной станции и яхтах

- Было, вышло в море, осталось

-15

- Осталось 8 яхт

- Сколько яхт вышло в море

- Из кол-ва яхт, которые были вычесть то кол-во которое осталось

-Вычесть 15-8=7 (яхт)

- «В море вышло 16 больших яхт, а маленьких на 7 меньше. Сколько всего яхт вышло в

море?»

- О яхтах

- нет, большие и маленькие

-16

- на 7 меньше

- Сколько всего яхт вышло в море

- Сколько вышло больших яхт и маленьких

- Сколько маленьких яхт вышло в море

- Столько же, но без 7

- Вычитание

- Сколько всего было яхт

- Вместе

- Сложение

Фронтальная

Индивидуальная

ПР.3

Л.2

П.2

К.1

Р.1

Р.2

8. Этап включения в систему знаний и повторение.

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Самостоятельное выполнение задания из рубрики «Проверь себя».

- Ребята, давайте, сейчас с вами повторим то, чему мы учились на сегодняшнем уроке с помощью задания, которое находится в конце этой страницы.

- Выполнять его вы будете самостоятельно у себя в тетрадях, а… (2 человека) выполнят его у доски.

  29

+48

  77

  64

+16

  80

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось

-Молодцы

Ребята самостоятельно решают задание, после совершается проверка

Фронтальная

Индивидуальная

ПР.2

Р.1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Напомните какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? (составить алгоритм…

-Как выдумаете, достигли мы этой цели? Каким образом?

- Ребята, поднимите, пожалуйста, солнышко, если вы запомнили алгоритм сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается десяток.

- Поднимите тучку те, кому нужно повторить алгоритм и поупражняться в вычислениях

- Давайте повторим шаги алгоритма

- Чем отличается этот алгоритм от ранее изученных? (Когда в результате сложения единиц получается 10)

Оценка детей

 

- Решение примеров сложения вида 37+53

-Цель нашего урока составить алгоритм (узнать способ) сложения двузначных чисел, когда сумма единиц составляет десяток

- Мы решали примеры, составляли алгоритм, работали с задачами

- Пишу…

Складываю единицы…

Запоминаю…

Складываю десятки…

Читаю ответ…

- Когда в результате сложения единиц получается десяток

Фронтальная

Р.1

П.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект с презентацией урока математики на тему "Сложение вида +4" УМК "Школа России"

конспект с презентацией урока математики на тему "Сложение вида +4", УМК "Школа России". урок составлен в виде путешествия на Луну.  ...

Самоанализ урока математики по теме "Сложение вида 76+24" 2 класс

Конспект самоанализа урока по теме "Сложение вида 76+24"...

Конспект урока математики по теме "Сложение вида 87+13" 2 класс

Урок по программе "Школа России".  Соответствует новым стандартам НОО....

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10.

На данном уроке идёт  закрепление приёмов вычислений вида 10+7, 17-7, 17-10....