РП Математика 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Святова Татьяна Павловна

РП Математика 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_kl.docx60.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 4  класс

Рабочая программа разработана  на основании следующих нормативных  документов:

1.  Федерального закона «об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273 ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Федерального Государственного образовательного Стандарта Начального Общего Образования , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями)

3.  Основной образовательной программы НОО МБОУ Холстовской СШ (утверженной приказом № 119-ОД  МБОУ Холстовской СШ от 31.08.2023 г )

4.  Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015г) (с изменениями и дополнениями)

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г.№858  «Об утверждении федерального перечня учебников  ,допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего ,среднего общего образования организациями ,осуществляющими образовательную деятельность  и установления предельного срока использования исключенных учебников»(с изменениями и дополнениями от 21.07.2023 Приказ Минпросвещения России №556)

 6. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро и  др.]. — 5-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.Содержание учебного предмета.

            3.Тематическое планирование .

Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 4 ч. в неделю, всего 136 ч. Рабочая программа рассчитана на 34 недели, 136 часа.

Цели и задачи :

Основными целями начального обучения математике являются:

 • Математическое развитие младших школьников.

 • Формирование системы начальных математических знаний.

• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  •  формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  •  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  •  формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
  • развитие математической речи ,логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Преподавание предмета ориентировано на использование учебника:

Математика. 4 класс.  учебник  для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро и др.] — 9-е изд. перераб.   — М. : Просвещение, 2019. —(Школа России)  112 с. ,  Ч. 2  / [М. И. Моро и др.] — 9-е изд. перераб.   — М. : Просвещение, 2019. —128 с.  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 Холстовская средняя школа

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПТГ

учителей- предметников

________/А.Н.Пуцков/

Заместитель директора по УВР

________/Д.Ю.Каргин ___/

Директор

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Холстовской средней   школы  

______ /_Н.С. Баранова__/

Протокол № 1

от 29.08.2023г

Протокол №1

               от 29. 08. 2023 г

  Приказ № 121-ОД

от  31.08.2023г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА       «Математика»

Предметная область        «Математика и информатика»

Уровень, класс, учебный год: НОО,    4  класс , 2023-2024

Срок реализации программы:1 год

Разработана учителем начальных классов   Святовой Т.П.

село Холстовка

2023 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

 • положительное отношение и интерес к изучению математики;

•ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала;

 • умение признавать собственные ошибки; могут быть сформированы:

 • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

• адекватная самооценка;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

• восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

 • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся  научатся:

• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

 • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;

• сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;

• выполнять арифметические действия с величинами;

 • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);

 • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

 • вычислять значение числового выражения, содержащего 3–4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;

 • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

• выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;

• устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;

• письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;

 • проверять результаты арифметических действий разными способами;

• использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

 • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

• понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;

• решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/ уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;

• задачи в 1–2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;

• распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);

• различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

• изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

• строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

• решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выполнять умножение и деление на трёхзначное число;

 • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

 • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;

• решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/ уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1–2 действия на движение в одном направлении;

• видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;

• решать задачи разными способами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

• использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

 • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

• использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

• выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи; моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

• сопоставлять разные способы решения задач;

• использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);

• устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

• осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

• конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

• сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;

• находить нужную информацию в учебнике.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

• моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;

• решать задачи разными способами;

 • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

 • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

• выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

 • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

• планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

• планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

• выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

 Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

 • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

 • учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

• выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

 • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

 Содержание учебного предмета.

Числа от 1 до 1000

Повторение. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация. Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание. Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Умножение и деление.

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (12 часов)

1

Нумерация.

1

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

3

Сложение нескольких слагаемых

1

4

Вычитание трехзначных чисел.

1

5-6

Умножения трехзначного числа на однозначное .

2

7

Алгоритм письменного деления

1

8

Алгоритм письменного деления

1

9

Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные

1

10

Знакомство со столбчатыми диаграммами.

1

11

Входная контрольная работа№1»Повторение изученноо в3 кл»

1

12

Что узнали. Чему научились. 

1

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (10 часов)

13

Разряды и классы.

1

14

Чтение многозначных чисел.

1

15

Запись многозначных чисел

1

16

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

17

Сравнение многозначных чисел

1

18-19

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

2

20

Класс миллионов и класс миллиардов.

1

21

Проект: «Числа  вокруг нас». Странички для любознательных.

1

22

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

Величины (14 часов)

23

Единица длины – километр. Таблица единиц длины

1

24

Закрепление.Решение задач .

1

25

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр

1

26

Таблица единиц площади

1

27

Определение площади с помощью палетки.

1

28

Масса. Единицы массы: центнер, тонна

1

29

Таблица единиц массы

1

30

Единицы времени.

1

31

Нахождение единиц времени по часам.

1

32

Решение задач на продолжительность события.

1

33

Единицы времени-секунда.

1

34

Единицы времени-век.

1

35

Таблица единиц времени.

1

36

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест.

1

Сложение и вычитание (11часов)

37-38

Алгоритм устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

2

39-40

Решение уравнений

2

41-42

Нахождение нескольких долей целого

2

43

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. 

1

44

Сложение и вычитание значений величин  

1

45

Решение задач.

1

46

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

47

Проверочная работа. «Проверим себя и свои достижения»(тестовая форма)

1

Умножение и деление (17 часов)

48-49

Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное.

2

50-51

Умножение чисел,  оканчивающихся нулями. 

2

52-53

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

2

54

Письменное деление многозначного числа на однозначное

1

55

Промежуточный контроль.Контрольная работа

1

56

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. 

Решение уравнений.

1

57-58

Решение текстовых задач на пропорциональное деление.

2

59

Закрепление по теме: «Деление многозначного числа  на  однозначное»

1

60-

Закрепление по теме «Решение задач разных видов.»

1

61

Закрепление по теме : «Деление многозначного числа  на  однозначное

( в записи частного - нули)»

1

62

Закрепление по теме: «Деление многозначного числа на однозначное число. Проверка деления».

1

63

Повторение пройденного. Проверочная работа. «Проверим себя и свои достижения»(тестовая форма)

1

64

Контрольная работа  № по теме: «Действия с  многозначными  числами. Уравнения».

1

Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление (продолжение) (40 часов)

65

Скорость. Время. Расстояние.

1

66

Единицы скорости.

1

67

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

68

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. «Странички для любознательных»

1

69-70

Умножение числа на произведение

2

71-74

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями

4

75

Решение задач на одновременное встречное движение

1

76-78

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».Контрольная работа №3.Промежуточный контроль.

3

79-80

Деление числа на произведение

2

81-82

Деление с остатком на 10, 100, 1 000

2

83-85

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

3

86-87

Решение задач разных видов.

2

88-89

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях

2

90

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проект: «Математика вокруг нас»

1

91

Проверочная работа. «Проверим себя и оценим свои достижения по теме:  «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».  

1

92

Контрольная работа №4 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

93-94

Умножение числа на сумму

2

95-97

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

3

98-100

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

3

101

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям

1

102-103

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

2

104

Контрольная работа № 5по теме « Умножение и деление»

1

Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление (продолжение) (22 часов)

105

Письменное деление многозначного числа на двузначное

1

106

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком

1

107-108

Письменное деление многозначного числа на двузначное по плану

2

109-110

Деление многозначного числа на двузначное число

2

111-112

Письменное деление на двузначное число (закрепление)

2

113

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули

1

114

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

115-116

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.

2

117-118

Деление на трёхзначное число

2

119

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

120

Проверка умножения делением и деления умножением

1

121

Проверка деления с остатком  

1

122

Проверка деления

1

123-124

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

2

125-126

Материал для расширения и углубления знаний.

2

127

Контрольная работа  № 6   по теме  « Деление на двузначное число»

1

Итоговое повторение (9 часов)

128-129

Нумерация. Выражения и уравнения.

2

130

Итоговая контрольная работа № 7

1

131

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

132

Умножение и деление.

1

133-134

Величины. Геометрические фигуры.

2

135-136

Решение задач

2

Итого :

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...