Конспект урока по математике "Что такое задача".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Студеникина Ольга Вячеславовна

Конспект урока по математике "Что такое задача".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_chto_takoe_zadacha.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое задача?».

Ход урока:

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята!

Поприветствуем наших гостей.

Все ребята подровнялись

А теперь всем можно сесть.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Будем мы внимательны,

Активны и старательны.

Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас необычный урок. В гости к нам придут сказочные герои.

- Отгадайте имя первого из них.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … Незнайка

- Ребята, вы узнали, из какой сказки он к нам пришел? («Незнайка и его друзья»)

- А может быть, вы знаете, кто написал эту сказку, ребята? (Николай Носов)

- Герои Н. Носова приглашают нас с вами в сказочную школу.

- Девизом нашего урока я предлагаю взять слова другого героя этой сказки - Знайки.

«Чтобы вырасти умным и многое знать, математику надо, друзья, изучать!»

Актуализация знаний.

1)Устный счет (дифференцированная работа)

- Знайка предлагает нам устроить гимнастику для ума.

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у которых красный квадрат и сосчитайте до 20.

- Что происходит при счете до 20? (числа увеличиваются)

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у которых синий квадрат и выполните обратный счет.

- Что происходит при обратном счете?(числа уменьшаются)

2)Работа с учебником (в парах).

- А сейчас работу в парах вам предлагает Незнайка. Он приготовил для вас задание в учебнике №5 на стр. 65. Впишите карандашом пропущенные цифры в математическую цепочку.

10+7 … -2 … +4 (19) -5 … +4 … -8 … -2 … -3 … +10 … -5 (10) +7 … -10 … +3 (10)

(Самопроверка)

- На экране вы видите числа, которые должны были восстановить в цепочке. Проверьте себя.

(_ 17, 15, _ 14, 18, 10, 8, 5, 15, 10, _ 17, 7, _ )

- Чья пара правильно выполнила задание? Молодцы!

- Чья пара допустила 1 ошибку? Будьте внимательны!

- Чья пара допустила 2 и более ошибок? Молодцы, что нашли свои ошибки и исправили их.

Определение темы и целей урока.

-А чем мы будем заниматься в сказочной школе, вы мне скажете, если правильно выполните задание Синеглазки. Найдите значения выражений на крылышках волшебной бабочки, ответ замените буквой и разгадайте слово.

15+3(З)4+5(Ч)7-2(Д)10+4(А)

18

14

5

14

9

14

(ЗАДАЧА)

-Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока?

Да, вы правильно определили тему урока. Прочитаем еще раз хором тему урока. (Что такое задача?)

-А что мы с вами будем развивать, какими навыками овладевать? Выберите начало вашего ответа.

Узнаем … (что такое задача, из каких частей она состоит)

Будем учиться … (решать, составлять задачи)

Будем развивать … (внимание, мышление, речь, воображение)

Открытие детьми новых знаний.

Исследование. Работа в группах.

-В нашей сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу.

Давайте посмотрим, что у героев сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья» получилось?

Сейчас вы будете работать в группах по плану.

- Познакомьтесь с планом.(план – на экране).Читает ученик.

План.

Прочитать памятку «Что такое задача?»

Назвать составные части задачи и их признаки.

Прочитать задание сказочного героя и определить, является ли оно задачей. Ответ обосновать.

-У каждой группы есть лист с текстами.

Авоська.

Я принес 2 корзины с яблоками, а потом еще 3. Как же я устал!

Незнайка.

Сколько корзин я набрал?

Знайка.

Нужно принести 10 корзин с яблоками. Мы уже набрали 5. Сколько же еще корзин нужно наполнить яблоками?

- Вы должны определить, кто из героев придумал задачу. Для этого воспользуйтесь памяткой, которая есть у вас на столах. Прочитайте памятку.(читает ученик)

Памятка.

Что такое задача?

Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть – условие (то, что известно, данные числа)

Вторая часть – вопрос (то, что неизвестно)

После решения задачи, можно дать ответ на вопрос.

-Прежде, чем ответить на вопрос, кто из героев придумал задачу, проведем исследовательскую работу в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе.(называет ученик)

Говори тихо, чтобы слышала только наша группа.

Уважай мнение другого человека.

Не отвлекайся.

Работаем дружно и активно, т.к. наш успех зависит от каждого из нас.

(Учитель комментирует план работы)

-Итак, сейчас каждая группа выбирает сказочного героя и оценивает, правильно ли он выполнил домашнее задание. Чьи слова являются задачей? Используйте памятку и работайте по плану.

Физкультминутка.

- Встаньте, пожалуйста. Давайте немного отдохнем.

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать)

Посмотрите все в окно (влево-вправо)

Ах, как солнце высоко (вверх)

Мы глаза сейчас закроем (ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем (по дуге вверх вправо-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз (вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать)

Закрепление.

1)Обмен информацией (работа в группах).

-Кто же из героев сказки составил задачу?(Знайка)

(Группы доказывают свое мнение, называют составные части задачи (условие - что известно в задаче и вопрос - что нужно узнать).

2) Работа в тетради.

-Ребята, но что-то грустный наш Незнайка. Хотите узнать почему?

Оказывается, у него есть много друзей, малышек-коротышек. Незнайка не хочет с ними расставаться и желает, чтобы они жили все вместе в одном большом доме. Поможем?

-Чтобы построить дом для Незнайки и его друзей, мы должны решить задачу Знайки. Работаем в тетради. Помогать мне в этом будет...

-Как же решить задачу? Что для этого нужно сделать?

- … будет проговаривать этапы решения задачи и помогать мне строить дом для Незнайки и его друзей. (прикрепляем к доске цветные полоски-кирпичики с названиями этапов решения задачи)

Запишем условие кратко (о чем говорится в задаче, что известно)

(сделаем рисунок) – основ. кирпичик в нашем доме,

без него нельзя решить задачу(1 кирпич УСЛОВИЕ)

Обозначим вопрос (что нужно узнать) – если нет вопроса,

значит, нет и задачи(2 кирпич ВОПРОС)

Запишем решение (как узнать, каким действием) – (3 кирпич РЕШЕНИЕ)

Запишем ответ (прочитать вопрос и ответить на него) –

заключительный, не менее важный этап при решении задачи(4 кирпич-крыша ОТВЕТ)

10-5=5(к.)Ответ: 5 корзин.

-Молодец! Благодаря … тебе мы справились с задачей и построили большой дом!

- Сумели мы помочь Незнайке?

Посмотрите, как повеселел Незнайка. Он рад дому, который мы построили для его друзей малышек-коротышек.

- Напомните, из каких частей он состоит.

( Дом Незнайки под названием «Задача» состоит из условия, вопроса, решения и ответа)

3)Фронтальная работа.

-А давайте дополним рассказы других героев так, чтобы получились задачи. Каких частей не хватает в текстах? (Придумайте вопрос задачи или недостающие данные).

В словах Авоськи отсутствует вопрос, т.е. неизвестно, что нужно найти. Придумайте вопрос. (Сколько всего корзин я принес?)

В словах Незнайки есть вопрос, но нет условия. Его текст нужно дополнить данными. (Вчера я набрал 5 корзин яблок, а сегодня 3) и задать вопрос: Сколько корзин я набрал?

8. Обобщение.

-Ребята, теперь мы с вами сможем ответить на вопросы: что такое задача, из каких частей она состоит?

-Выберете начало для ответа на поставленный вопрос и продолжите.

Задача – это …

Задача состоит из двух частей - … и …

Условие – это …

Вопрос – это …

Физкультминутка.

Вы устали, засиделись?

Вам размяться захотелось?

Отложите вы тетрадки.

Приступаем мы к зарядке.

Незнайка приглашает вас немного отдохнуть. Незнайка – мальчик-озорник. Он играл и нечаянно свою шляпу закинул высоко на дерево. Поможем ему ее достать.

Наш Незнайка потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Шляпу видно не нашел.

Чтобы шляпу нам достать,

Надо на носочки встать.

Применение полученных знаний. Творческая работа. Самостоятельная работа.

-Вы смогли правильно оценить домашнее задание сказочных героев. Они очень довольны, что вы справились с этим.

А теперь сами попробуйте придумать задачу по рисунку.

- Давайте разыграем эту задачу. У нас есть шапочки: условие, вопрос, решение, ответ(распределение ролей). Каждый выполняет свою роль.

1 ученик. Найдем в задаче условие, сделаем краткую запись.

2 ученик. Находим и обозначаем вопрос.

3 ученик. Решаем задачу.

4 ученик. Записываем ответ.

Повторение.

Дифференцированная самостоятельная работа по учебнику.

- Задание предлагает вам Доктор Пилюлькин. Задание №3 на стр. 64 в учебнике.

Выберите себе задание по силам. Одни из вас будут выписывать, и решать примеры на сложение, а другие – на вычитание (по выбору). А кто хочет, решите все примеры, но выполнить это нужно быстро и правильно. Приступили к выполнению.

(Взаимопроверка). Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

Поднимите руки, кто допустил ошибки. Вам нужно быть более внимательными, старайтесь!

Подведение итогов.

- Знайка хочет узнать, понравилось ли вам в сказочной школе?

- Давайте подведем итог урока. Можно использовать начало ответа, которое вы видите на экране.

Мы узнали …(что такое задача, из каких частей состоит задача)

Мы учились …(решать и составлять задачи)

- Молодцы! Вы многому научились, многое узнали.

Рефлексия. Самооценка деятельности.

- Герои сказки сегодня покидают нас, но обещают снова прийти в гости.

А я вам предлагаю оценить свою работу(смайлики)

-я хорошо работал на уроке, было интересно, хочу узнать больше.

-я хорошо работал, но могу лучше.

-я недоволен своей работой, было трудно.

- Я рада, что вы можете честно оценить свою работу.

Молодцы те, кто хорошо работал на уроке.

Но я вижу, что некоторым ребятам было трудно сегодня на уроке. Не расстраивайтесь, мы ведь только учимся, и все у нас обязательно получится.

Урок окончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Что такое задача?"

Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...