Урок математики во 2 классе
методическая разработка по математике (2 класс)

Чернецкая Татьяна Васильевна

Математика 2 класс. Орнаменты и узоры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1»г. Емвы

Технологическая карта урока

Математики во 2 классе

по программе УМК «Школа России».

Урок-проект «Узоры и орнаменты на посуде».

Составила и провела

учитель начальных классов

Чернецкая Татьяна Васильевна

2022 год

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. «Математика, 1 часть» 2 класс. УМК «Школа России»

Тема проекта/урока

Тип проекта

«Узоры и орнаменты на посуде».

Творческий, информационный

Цель и задачи урока

Цель урока: формирование навыков проектной деятельности; использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.

Личностные УУД:

  • формировать интерес к изучению математики.
  • формировать активность и мотивацию к изучению предмета

Регулятивные УУД:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • прогнозировать результаты своей работы;
  • уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельность других;

Познавательные УУД:

  • уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • работать с информацией;
  • использовать полученные умения для новых знаний.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • продуктивно разрушать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Ожидаемый учебный результат

Предметные:

  • Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты.

Личностные:

  • умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Коммуникативные:

  • уметь ясно и четко излагать свое мнение
  • участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.

Познавательные:

  • преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Термины и понятия

Узор, орнамент.

Оборудование и материалы

Учебник «Математика, 1 часть» 2 класс, авторы: Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В..

Методы и формы обучения

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические, анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;

- статистические: оценка статической значимости гипотезы

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД

#1052;отивация к учебной деятельности

-Тепло, любовь, радость, дружбу….

Добрый день, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

- Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки.

Личностные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности;

-приобретение личного опыта общения с людьми.

#1040;ктуализация знаний учащихся

На столе – посуда с различными узорами.

Ребята, посмотрите на столе посуда. Как вы думаете почему она появилась на уроке математики? Обратите внимание на узоры, изображенные на посуде.

- Где ещё можно встретить знакомые геометрические фигуры?

- Какой можно сделать вывод?

Познавательные УУД:

- уметь анализировать, обобщать, делать выводы.

#1062;елеполага-ние

- Читают тему «Узоры и орнаменты на посуде».

- Читают задачи на стр. учебника

- С чем мы будем сегодня знакомиться?

- Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры

везде: на одежде, украшениях, посуде.

Узор –это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.

Геометрический узор –это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур

Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз получится орнамент

Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.

Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.

- Как вы думаете для чего нужна посуда?

- Кроме того, сегодня на уроке мы начнем реализацию проекта «Узоры и орнамент на посуде».

Познавательные УУД:

уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;

IV. Работа по теме урока:

#1052;отивация к деятельности

#1056;абота с учебником

#1055;одготовительный этап проекта «Узоры и орнамент на посуде»

4. Физминутка

5. Самостоятель

ная работа.

#1056;абота в группе.

(Групповая форма работы)

Самопроверка. Корректировка.

(Прием

составления

плана)

Внимательно слушают и смотрят презентацию.

Учащиеся работают с учебником на с. 48.

Дети отвечают – «Узоры и орнаменты

на посуде».

Ответы детей.

.

Дети выполняют движения.

Проект-это самостоятельная работа ученика по решению той или иной проблемы, в результате которой получается какой-либо продукт.

Переходят к столу с карточками.

- Располагают карточки по порядку.

Зачитывают результат.

Занимают свои места.

Ученики

заполняют самостоятельно.

Высказывания детей.

#1055;одготовка (тема, цель, продукт)

#1055;ланирование.

#1040;нализ информации.

#1054;бобщение (выводы).

5. Презентация (отчет).

- Учащиеся, обсуждая планирование, заполняют лист.

Дети предлагают свои варианты ответов:

- Украсить посуду различными узорами.

-Посуда

-Ответы детей.

Чтение плана учащимися.

Учащиеся проговаривают план на доске.

- Сегодня на урок ваш товарищ Ваня подготовил небольшую презентацию по теме. Предлагаю ее посмотреть и внимательно послушать Ивана.

-А теперь прочитаем как авторы учебника объясняют, что такое узор и для чего используют посуду.

- Какой проект мы с вами будем выполнять?

-Откройте учебник на странице 49 и прочитайте заголовок.

- Зачем люди украшают посуду различными узорами?

- Человек с давних пор привык жить так, чтоб его окружала красота. Сначала это была природа: деревья, облака, узоры на окнах от мороза. Потом человек начал украшать свое жилище, одежду, посуду.

Узоры и орнаменты бывают разные: растительный и животный мир, росписи, а сегодня у нас урок математики и поэтому мы выполняем геометрический узор.

#1059;знает очень просто Меня любой дошкольник: Три стороны и три угла – Зовусь я – треугольник!

#1054;н давно знакомый мой. Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его? Квадрат! #1071; – известный всем овал. У меня есть верный друг. Без него я никуда. А зовут его все – круг! #1069;то всем известно в мире, что у нас всего четыре. Четыре стороны и столько же вершин. Четырежды важные дела мы четырежды совершим! Прямоугольник. 5. Перед тобой бумаги лист, до чего ж он бел и чист. Фломастером ткнёшь посредине листочка и на листе получается (точка.) #1055;усть точек будет очень много, Ты через них веди дорогу. Соединяя точку с точкой, Ты начерти дорожку-строчку. Кривою линия зовётся. Ну а с линейкой по листу Так просто провести черту. Увидишь: ровная какая, Это линия- (прямая).

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Давайте вспомним, что такое проект?

-А какова же последовательность работы над проектом: с чего начать? Что сделать? Как закончить?

-Я предлагаю вам объединиться в группу.

-На столе лежат карточки, вам нужно расположить этапы в правильном, на ваш взгляд, порядке (что сначала, что – потом?)

Итак, проверим, что у нас получилось:

- Молодцы! Хорошо справились с этой работой.

- Сегодня предлагаю выполнить только первые 2 этапа проекта.

-У вас на столах лежат карты проекта, нужно их заполнить.

( лист проекта, учитель показывает на строки и выполняют работу)

-Цель проекта попытаемся сформулировать вместе. Ваши варианты.

-Что будет продуктом проекта?

- В виде какого узора будете вы выполнять свои работы?

Второй этап – планирование.

-Подумать над составлением своего плана работы я предлагаю в группе. Можно убрать какие-то части, а можно добавить что-то свое.

-Вы готовы! Прочитайте свой план.

- А теперь давайте сравним ваш план с планом, предложенный на доске:

#1042;ыбираем вид посуды.

#1042;ыполняем разметку посуды на листе.

3. Выполняем разметку орнамента на эскизе посуды.

#1057;борка орнамента в единый комплект, распределение деталей.

5. Оформление работы.

6. Наклеить изделие на лист картона.

Основной способ составления орнамента – ритмичное чередование фигур.

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать результат своей работы и деятельность других.

Личностные УУД:

- понимание ценности семьи в жизни человека.

Познавательные УУД:

- работать с информацией;

- использовать полученные умения для новых знаний.

-уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;

-строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД:

планировать свою работу;

прогнозировать результаты своей работы;

уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельность других;

Познавательные УУД:

уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

работать с информацией;

использовать полученные умения для новых знаний.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Ответы детей.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Что предстоит вам подготовить дома ?

- Кому эта идея очень понравилась, и они активно будут ее воплощать?

- Проделанная вами работа, будет первым вкладом большой и усердной общей большой работы.

Успехов в вашей работе!

Домашнее задание: посмотреть какие узоры и орнаменты изображены на посуде

Регулятивные УУД:

-уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельность других;

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

Приложение:

Карта проекта

Ученик:

Тема

«Узоры и орнаменты на посуде» ………………

Цель

Узнать об узорах и орнаментах на посуде

Продукт

Посуда …………………….

Планирование

#1055;осмотреть дома какие узоры изображены на посуде ___________________________________________________

__________________________________________________

#1056;ассмотреть иллюстрации, презентации с узорами и орнаментами на посуде________________________________________________

#1055;родумать ______________________________________________________________________________________________________________________

#1057;оставить _______________________________________________

__________________________________________________________

#1055;резентовать ______________________________________________________________________________________________________________

Карточка1:

Подготовка (тема, цель, продукт)

Планирование

Анализ информации

Обобщение (выводы)

Презентация (отчет)

Карточка2:

Выбираем вид посуды

Выполняем разметку посуды на листе

Выполняем разметку орнамента на эскизе посуды

Сборка орнамента в единый комплект, распределение деталей.

Оформление работы

Наклеить изделие на лист картона

Самоанализ урока.

Урок-проект «Узоры и орнамент на посуде»

(Тип проекта – творческий, информационный)

Цель урока: формирование навыков проектной деятельности; использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.

Используя метод проектов, как одну из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, я поставила целью урока: формирование навыков проектной деятельности; использование геометрических фигур в исполнении орнаментов и узоров.

Задачи урока: формирование

Личностных УУД:

  • формировать интерес к изучению математики.
  • формировать активность и мотивацию к изучению предмета

Регулятивных УУД:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • прогнозировать результаты своей работы;
  • уметь оценивать результаты своей деятельности и деятельность других;

Познавательных УУД:

  • уметь анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • работать с информацией;
  • использовать полученные умения для новых знаний.

Коммуникативных УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • продуктивно разрушать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Оборудование и материалы: учебник «Математика 2 класс, 1 часть», автор: Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., карта проекта, карточки, презентации.

В начале урока я мобилизовала интерес учащихся в предварительной работе, в ходе которой была обозначена проблема, проведено поэтапное обсуждение плана и начало реализации проекта по изучению таких понятий как «узор», «орнамент», рассмотрение узоров на посуде. Данный этап работы с учащимися способствовал формированию самостоятельных исследовательских умений, поиску нужной информации, практическому применению знаний.

Организовала работу учащихся, направленную на развитие интереса к узорам на посуде.

Учащиеся усвоили основные понятия урока по возможности раскрыли индивидуальные творческие способности.

Учебную деятельность формировали фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Я учитывала возрастные и индивидуальные особенности учащихся, что помогало осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому из учащихся. Обеспечивалась смена видов деятельности, проводилась динамическая пауза, в классе создан положительный микроклимат, доброжелательная обстановка, способствующие здоровьесбережению младших школьников.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты.

Личностные:

  • умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Коммуникативные:

  • уметь ясно и четко излагать свое мнение, -
  • участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.

Познавательные:

  • преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

На уроке я использовала современные технологии в работе с детьми, стимулировала их повышенный интерес в ходе урока, что способствовало формированию УУД, связанных с поиском, оценкой, отбором информации. Урок включал здоровьесберегающие технологии, решал воспитательные задачи, носил развивающий, обучающий, личностно-ориентированный характер.

Итогом урока стало желание детей рассмотреть узоры на домашней посуде. Им очень захотелось выполнить проект и поделиться с одноклассниками.

Защита проектов прошла в конце первой четверти. (Приложение…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...