Технологическая карта урока математики "Доли". 3 класс. УМК «Школа России».
план-конспект урока по математике (3 класс)

Селина Елена Владимировна

Технологическая карта урока математики "Доли". 3 класс.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Доли», раздел «Текстовые задачи».

Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; способствовать развитию умения решать текстовые задачи; развивать внимание и умение рассуждать, анализировать и обобщать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики. 3 класс. УМК «Школа России».

ФИО учителя: Селина Елена Владимировна

Класс: 3

УМК: «Школа России», М. И. Моро, Математика. – Москва, «Просвещение», 2023

Учебник: М. И. Моро, Математика: 3 класс, часть 1, стр. 58 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.:, «Вентана-Граф», 2018

Предмет: математика.

Тема: «Доли».

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Доли», раздел «Текстовые задачи».

Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; способствовать развитию умения решать текстовые задачи; развивать внимание и умение рассуждать, анализировать и обобщать.

Оборудование: ТПО, карточки для индивидуальной, парной работы и групповой работы, наглядный материал (рисунки торта, слова из толкового словаря на тему «Доли», яблоки, круги)

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

• формирование представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур,

• учить называть, записывать доли,

• учить сравнивать доли одного и того же предмета,

• воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений.

Умения: называть, находить долю величины (половина, четверть);

сравнивать величины, выраженные долями;

использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами;

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;

сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);

 выбирать верное решение математической задачи.

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

• называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета;

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям

Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках математики, могут быть полезны в жизни;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия

• развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности,

• обобщение жизненного опыта учеников.

Ход урока

Название  этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Организационный момент.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Словесное приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый Ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Поэтому девизом нашего урока буду такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Поэт.Роман Семёнович Сеф написал такие строчки:

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.

Предлагаю вам сегодня раскрыть одну математическую тайну. Готовы?

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Коммуникативные: умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Знают и выполняют правила вежливости.

2

Актуализация знаний.

1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.

3. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

4. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное).

Фронтальная

А пока повторим то, что мы уже знаем (устный счёт).

- Открываем тетради, записываем дату и классная работа.

Устный счет (ответ записываем в тетрадь через клетку).

1. Сумма чисел 3 и 8 равно (11)

2. Если 3 увеличить в 4 раза, получится (12).

3. Частное чисел 24 и 4 равно (6).

4. Произведение чисел 5 и 7 равно (35)

5. 5 увеличить в 2 раза. (10)

6. Стороны прямоугольника равны 4 см и 5 см. Найдите площадь прямоугольника. (20)

7. Найдите периметр квадрата со стороной 6 см (24)

Познавательные: общеучебные –

осознание того что уже усвоено и что нужно усвоить;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы,  решение текстовой задачи.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1) учащиеся ставят цель урока (цель – тема);

2) учащиеся определяют средства;

3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Фронтальная (постановка перед обучающимися проблемной ситуации, актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся)

Создание проблемной ситуации.

– Ребята, приближается долгожданный и любимый праздник всех взрослых и детей – это Новый год.

Вы с родителями готовите заранее угощения на праздничный стол. Самое главное угощение на столе торт и мандарины.

Вы скажете, причём тут торт и мандарины, когда у нас математика?

– А он нам поможет назвать тему урока.

– Когда мы ставим на стол торт и мандарины мы обязательно торт разрезаем на что? (части)

А мандарин обязательно очищаем от шкурки и делим на что? (На дольки)

 – То есть торт делим на части, а мандарин на дольки. А какие ещё продукты состоят из долек? (апельсин, лимон, грейфрукт, чеснок).

 – Итак, кто же догадался, какова тема сегодняшнего нашего урока?

- Ребята вы молодцы! Тема нашего урока «Доли».

Поэтому цель нашего урока? (узнать что такое доли, как они образуются называются и записываются)

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в диалоге или монологе.

Устные ответы

Физминутка

Индивидуальная

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.

Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни.

Выполнение движений согласно инструкций учителя.

4

Первичное усвоение новых знаний.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности 2.Обеспечить осознание обучающимися своих способов проработки учебной информации

Работа в парах постоянного и сменного состава.

 – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется?

 – Сложите круг пополам.

 – Разверните.

 – Сколько равных частей получили?

 – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.

- Как они называются? (половинки)

- Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам.

 - На сколько равных частей я разрезала яблоко?

- А как по-другому можно назвать половину яблока? (доля)

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

Сделаем вывод: что же такое доля? Если мы обратимся к толковому словарю, то мы узнаем несколько значений этого слова.

На доске (информационные плакатики):

  • До́ля — качественно или количественно выраженная часть от чего-нибудь целого:
  • До́ля — соотношение масс, объёмов или количества вещества компонента и смеси.
  • Доля —пай (акция) во взаимном фонде, кооперативе, строительном обществе, товариществе.
  • До́ля — старорусская единица измерения массы.
  • До́ля — элементарная единица музыкального метра.
  • До́ля — административно-территориальная единица в Российской империи.
  • До́ля — участь, судьба.
  • Доля лёгкого (анатомия человека) — принятое в медицине условное деление лёгких на доли.

-А если я возьму одну из двух долей?

- Как назовем долю?

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Знание табличных

случаев

умножения

однозначных чисел

на 9, умножения

числа 9 на

однозначные

числа.

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: ½, ¼

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы выполняем действие деления на уроках, то используем знак (:).

- В математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой? Что больше одна вторая доля яблока или одна четвертая?

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», «сколько долей взяли»

Чтобы правильно научиться записывать и читать доли, выполним задание № 1, 1) на стр. 92.

Начертите в тетради квадрат со стороной 6 см. Это у нас будет пирог. Разделите его на 6 одинаковых частей.

А теперь разделите каждую часть пирога пополам Сколько друзей можно угостить пирогом

-На сколько частей разделили сначала пирог?

-Запишем в тетради 1/6-одна шестая

-Сколько долей получится, если разделить на две равные части каждую шестую долю пирога?

-Запишите, какая получится доля.

-Чему мы сейчас научились?

Вывод: ребята, мы научились записывать и читать доли.

.

Первичная проверка понимания

1. Организовать самостоятельное выполнение учащихся типовых заданий на новый способ действия.

2. Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. 3.Выявить пробелы и неверные представления учащихся. 4.Провести коррекцию выявленных пробелов

Напишите, какие доли круга получились на каждом чертеже?

 \\Serverg\док-ты уч-ль\Селина Елена\Мои разработки\урок к аттестации распространенные и нераспространенные предложения\доли\phpEi4gIM_seminar-doli_html_13d163d405d9bef0.jpg

Сравните, какая доля больше:

Одна восьмая или одна четвертая

1/8        1/4

Одна третья или одна шестая

1/3       1/6

Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Знание табличных

случаев деления

чисел

на 9, деления с

результатом 9.

Первичное закрепление.

Зафиксировать умение определять  и делить на доли

  1. Закрась часть фигуры, соответствующей доли

1362001_3

               1/4                1/8                   1/10                  2/8

1362001_3

2/4          1/12             1/9                1/6

У вас в классе 12 человек. Я предлагаю разделить наш торт на равные части для каждого, чтобы на каждом кусочке была долька мандарина.

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2.Проверить запись домашнего задания

Индивидуальная, фронтальная

Домашнее задание. Поясняет домашнее задание.

№ 4, 8 (учебник)

Познавательные:

-умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Отметка и

оценка своей

деятельности.

7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния обучающихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2.Обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Индивидуальная, фронтальная

Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Технологическая карта урока. 3 класс. УМК "Школа России". Тема: "Что такое основа слова?"

УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. "Что такое основа слова?"Технологическая карта урока....

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта урока физкультуры класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"

Технологическая карта урока физкультуры  класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"...