Теоретические основы формирования математической функциональной грамотности в начальной школе.
статья по математике (2 класс)

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования математической функциональной грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_formirovanie_matematicheskoy_fg.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №385

Красносельского района Санкт-Петербурга

Теоретические основы формирования математической функциональной грамотности в начальной школе

                                                                                                       подготовила

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                       Стасюк Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2023

Формирование математической функциональной грамотности у младших школьников обусловлено значительными изменениями приоритетов школьного образования в России. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 Организация Объединенных наций по образованию, науке и культуре переработало и дополнило это понятие: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека. Например, А. А. Леонтьев даёт следующее определение: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность включает:

— языковую грамотность;

— компьютерную и информационную грамотность;

— правовую грамотность;

— гражданскую грамотность;

— финансовую грамотность;

— экологическую грамотность;

— профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности.

Математическая функциональная грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

— понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);

— потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

— способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

— совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни.

В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями, например, высказать обоснованное мнение о бюджете семьи.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенность в себе и любознательность.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное — развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности обучающихся, достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

— обучение должно носить деятельностный характер (формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);

— обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

— учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

—  использовать продуктивные формы групповой работы.

Учителям при формировании математической грамотности не обойтись без таких технологий, как ИКТ (информационно и коммуникационные технологии), проектная деятельность, РКМ (развитие критического мышления), проблемно-диалогическая технология, уровневая дифференциация обучения. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Один из важных аспектов математической грамотности — это применение математики в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

        Математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

- 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

- 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

- 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

В ходе уроков математики развивается математическая культура учащихся в целом. В понятие математическая культура входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике. На каждом уроке математики необходимо отводить 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Нельзя забывать и   задачи практического содержания, решение которых направлено на привитие интереса к изучению математики. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности, позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.  Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.

 Применение приема классификации на уроках математики также способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. С целью формирования математической грамотности можно использовать такие приемы, как «Ложная альтернатива» (прием ТРИЗ): внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или - или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Прием «Лжезагадки»: например, «Что растет не березе - яблоки или груши?». Приём «Я возьму тебя с собой»: учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы. Приём «Хорошо — плохо» направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет) — универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы – горизонтальная. Приём «Займись синтезом». Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества. Приём заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Например, «Чем пахнет слово «учитель»?».

Указанные приёмы будут способствовать формированию математической функциональной грамотности у обучающихся, если будут соблюдены следующие условия:

- включение всех учащихся в учебную деятельность;

- установление доверительных отношений со всеми учащимися класса, основанных на взаимном уважении;

- учет возрастных, индивидуальных особенностей, темпа работы младших школьников, типа восприятия развития внимания и памяти учащихся;

- создание ситуации успеха для всех обучающихся через обеспечение условий работы как в зоне актуального. Так и в зоне ближайшего развития;

- использование привлекательной и интересной для учащихся формы предъявления заданий.

        Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных заданий, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

— распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

— формировать проблемы на языке математики;

— решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;

— интерпретировать полученные знания;

— формулировать и записывать окончательные решения.

Список использованной литературы:

1. Акатова, Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2006.

2. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие - ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009.

3. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. -  М.: Вентана-Граф, 2018.

4. Воронцов А.Б., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. –  М.: Просвещение, 2011.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий.

В данном разделе представленны методические разработки по теме "Формирование математической функциональной грамотности средствами STEAM-технологий"....