Урок математики 2 класс "Прямоугольник.Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Лазарева Ксения Викторовна

Урок математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

1.Оргмомент

        Добрый день, уважаемые гости и ребята!

        Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся друг другу. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Пусть урок принесет нам всем радость общения.  

        У вас у каждого на парте лежит рабочий лист – указатель.

        Раскрасьте тот  смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.

        Постарайтесь передать мне свое настроение с помощью мимики и жестов.

        Учитель: Я очень рада, что у вас отличное настроение, значит можно начинать урок.

2. Мотивация к учебной деятельности  

        Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся с вами в удивительную страну, где живут необычные жители.

        В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!

        Но мы не можем попасть в удивительную страну, на пути нам встретились мухи. Давайте попробуем их разогнать.

Игра Мухобойка

Выходим по 2 человека и выполняем задания:

Я читаю задание, ваша задача найти нужный ответ и ударить мухобойкой по мухе.

  1. Покажи  число, которое стоит после 12? (13)
  2. Сумма чисел 10 и 5? (15)
  3. 15 уменьшить на 2? (13)
  4. Какое число стоит перед числом 10?(9)
  5. 8 да 8? (16)
  6. 14 это 7 и сколько? (7)
  7. Из 18 вычесть 10 ? (8)
  8. 13 + 5? (18)
  9. Уменьши 14 на 6? (8)
  10.  Покажи число, которое стоит перед 11? (10)
  11.  9 + 6? (15)
  12. 16 это 7 и сколько? (9)

Хорошо, молодцы. Продолжаем дальше.

        Для того чтобы нам узнать название страны куда мы с вами отправимся, необходимо найти значение числовых выражений и расшифровать слово. В рабочих листах у вас табличка…

Назовите наименьшее число? (1)

Назовите наибольшее число? (80)

А сейчас расположите числа в порядке возрастания.

Что это значит? (от наименьшего к наибольшему). Дети у доски делают слажено. Остальные в рабочих листах. Затем проверим.

Учитель: Итак, в какую страну мы с вами держим путь?  (Геометрию)

        Учитель: А кто знает, что такое геометрия?

        Слайд 2. Геометрия -  это наука о геометрических фигурах и их свойствах. Эта наука зародилась в глубокой древности.

        Учитель: Ну, а если мы говорим о геометрии как о стране, то кто же будет жителями этой страны? (Геометрические фигуры)

4. Самоопределение к  деятельности

        Учитель: Посмотрите, у вас на столах лежат конверты с карточками. Достаньте карточки и разложите  перед собой.

        Какое общее название мы можем дать всем этим фигурам? (Геометрические фигуры).

        Игра молчанка

        Я буду  читать загадку, а вам необходимо найти на неё ответ и поднять нужную карточку.

  1. Передо мной бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь

Посредине листочка.

И на листе получается. (точка)

        Учитель: Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия.

  1. У неё нет ни начала,  

Ни конца пути

Хоть сто лет по ней иди!

        У какой фигуры нет начала и конца? (прямая линия)

  1. Об этой фигуре разносится весть:

Конца в ней пусть и нет,

Начало – то есть. (луч)

  1. Часть прямой, у которой есть начало и конец. (отрезок)
  2. У этой фигуры

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.(треугольник)

  1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

Кто же я такой друзья? (круг)

  1. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

  1. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня... (квадрат)

        Учитель: Ребята, посмотрите на жителей страны Геометрия, какие они красивые, разноцветные! Давайте еще раз  вспомним, как зовут всех жителей этой страны? (геометрические фигуры)

        Учитель: Геометрические фигуры приготовили нам задание и если мы с ним справимся, то узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

5. Определение темы и целей урока.

Слайд 3.

Учитель: На доске изображены геометрические фигуры. Какая фигура здесь лишняя и почему? (Круг, у него нет углов.)

Учитель: А теперь какая фигура будет лишняя и почему? (Треугольник,  у него три угла.)

Учитель: Ребята, посмотрите на эти две геометрические фигуры, они вам подскажут тему сегодняшнего урока? Кто догадался?  (Прямоугольник. Квадрат)

        Слайд 3.  Учитель: Тема нашего урока «Прямоугольник. Квадрат».

        Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо узнать, что общего у обеих фигур, в чём различие.

А сейчас немного отдохнем.

Слайд 4. Физминутка

6. Открытие нового знания.

         Учитель: Ребята, прочитайте название следующего маршрутного указателя на ваших рабочих листах. (исследователи)

        Учитель: Сейчас мы с вами побудем в роли исследователей. Кто такие исследователи? (Люди, которые что-то изучают, исследуют.)

        Учитель: Исследователи — люди, занимающиеся научными исследованиями, которые получают какие то знания.

        Учитель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно изображение красной и зеленой фигуры.

        Что общего у этих фигур? (Обе фигуры – многоугольники, четырёхугольники, у каждой фигуры 4 угла, все углы прямые.)

        Учитель: А теперь давайте найдем различия у этих четырехугольников. (У красного четырёхугольника стороны разной длины, а у зеленого – все стороны имеют одну и ту же длину. Учащиеся могут сказать, что фигуры различаются цветом: одна – красная, а другая – зелёная, но это несущественное различие.) 

        Давайте подведем итог. На рисунке изображены два четырёхугольника. У каждого из них все углы прямые. Но у зелёного четырехугольника ещё и все стороны имеют одну и ту же длину. Этим он отличается от красного четырёхугольника.

        Учитель: Давайте прочитаем определение прямоугольника, приведенное в рабочем листе.

        Прямоугольником называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные сторона равны.

Назовите предметы похожие на прямоугольник.

        Учитель: Является ли прямоугольником красная фигура? Докажите. (Да, это четырёхугольник и все углы прямые.)

        Учитель: А теперь давайте посмотрим внимательно на зеленый прямоугольник. Вам хорошо знакома эта фигура. Как мы её называем? (Квадратом.)

        Учитель: А что такое квадрат? (это четырехугольник, многоугольник.)

        Учитель: Давайте прочитаем в рабочем листе какая фигура называется квадратом.

        Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны имеют одну и ту же длину.

Назовите предметы, похожие на квадрат.

8. Закрепление изученного (самостоятельная работа учащихся)

        Учитель: Ребята, давайте выполним задание в нашем рабочем листе.

        У вас изображено пять геометрических фигур. Нам надо выписать номера тех фигур, которые являются многоугольниками, четырёхугольниками, прямоугольниками и квадратами.

Работаем в парах, выписали и передаем соседу по парте. Выполняем взаимопроверку.

Назвать каждую фигуру.

        Правильный ответ вывешиваем на доску.

        

Запиши соответствующие номера фигур.

Многоугольники: 1, 2, 3, 4, 5

Четырёхугольники: 1, 3, 4

Прямоугольники: 1, 4

Квадраты: 1

        Учитель: Прочитайте название нашего следующего рабочего листа

( Изобретатели.)

        Учитель: Кто такие изобретатели? (Это люди, которые что-то изобретают.)

        Учитель: Изобретатель – творческий человек, который создает новые изобретения.

        Вот и мы с вами сегодня побудем в роли изобретателей.

9. Творческое задание (работа в группах)

        Учитель: Давайте объединимся  в группы.

1 группа – треугольники

2 группа – квадраты

3 группы – круги

4 группа – прямоугольник

Из мешочка вынимаем фигуры, кто какую фигуру вынимает, тот в ту группу и идет. Распределись по группам.

В группах будем работать сегодня с танграмом.

Что такое танграм? (головоломка из геометрических фигур).

        Учитель: Из геометрических фигур, лежащих в конверте, каждая группа будет  составлять  изображение.

        Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, как мы должны работать в группах, чтобы у нас все получилось? (Дружно и слаженно.) Должны дать название своим изобретениям.

        Учитель: Приступайте к работе и проявите свою фантазию и творчество.

        Учитель: Ребята, какие замечательные работы у вас получились. Я думаю, что жителям страны Геометрия они очень понравятся.

Дополнительное задание.  Работа в рабочих листах.

Учитель: На листочках у вас стоят точки.

 Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники.

Проверьте, будут ли равны стороны каждого из этих четырехугольников.

Будут ли эти четырехугольники квадратами? Как можно это проверить?

А сейчас проверим, как вы запомнили тему сегодняшнего урока.

Самоконтроль и самопроверка

1

2

3

4

5

Цифрами я указала № вопросов. Я читаю вопросы. Если вы считаете высказывание верным, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. Верно ли, что в прямоугольнике все углы прямые?
  2. Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
  3. Верно ли, что квадрат является прямоугольником?
  4. Верно ли, что у  квадрата все  стороны равны ?
  5. Верно ли , что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

Проверим .

Самооценка. Каждый поставит себе оценку.

Конструирование из  треугольников.

В конвертах лежат треугольники. Вам нужно из них сконструировать любую фигуру, которая дана на конверте.

Учитель: А наше путешествие подходит к завершению.

        Что  нового вы узнали сегодня на уроке?

        Что запомнили?

        Что было  интересно?

        Что было трудно?

11. Рефлексия.

        Учитель: Дети, я благодарю вас за урок и хочу поделиться с вами своим настроением. Моё настроение соответствует вот этому смайлику. Я дарю его вам.

А вы хотите поделиться со мной своим настроением?

        У вас на столах лежат смайлики, покажите, пожалуйста тот смайлик который соответствует вашему настроению.

        Я была рада общаться с вами. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...