Конспект урока математики в 3 классе по развитию функциональной грамотности
план-конспект урока по математике (3 класс)

 Майер Екатерина Юрьевна

Конспект урока математики в 3 классе по развитию функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Тема и обоснование её выбора (актуальность).

 Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности " Деление двузначного числа на однозначное".

Проблема формирования математической грамотности очень актуальна. Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».  Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

 Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:         а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);                                                                                                  

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях.

 Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);  

 в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры),  устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать  

 г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять  письменно, а когда устно.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).   

Целевая аудитория. 9лет /3 класс.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Сочетания устных и письменных вычислений должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках  технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

На данном уроке изучения новой темы, учитель использует разные виды деятельности: средства обратной связи, сравнение с образцом, индивидуальная и фронтальная проверка. На каждом этапе урока идёт работа по формированию умения реально оценивать свои возможности. 

 

Технологическая карта

 по учебному предмету «Математика». Класс - 3.

УМК «Школа России».

Учебник «Математика. 3класс» в 2-х частях Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Москва «Просвещение», 2016 год

Тема урока

Деление двузначного числа на однозначное.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

Познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления, числа на однозначное, составить алгоритм деления двузначного числа на однозначное, решать задачи.

Характеристика деятельности

обучающихся

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– делать выводы в процессе открытия нового знания;

– использовать правила деления суммы на число при решении

примеров и задач;

– работать с геометрическим материалом;

– совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые предметные

результаты

Ученик научится

– применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач;

– проговаривать алгоритм деления двузначного числа на однозначное;

– выполнять вычисления с устным подробным объяснением;

– решать составные задачи;

– дополнять условие задачи недостающими числами и решать ее.

Ученик получит возможность научиться

– находить и сравнивать длины ломаных;

– находить и записывать прямые, острые и тупые углы в треугольниках.

Планируемые

метапредметные результаты

Обучающийся

– проговаривает последовательность действий на уроке;

– высказывает своё предположение (версию) на основе работы

с материалом учебника;

– работает по предложенному учителем плану;

– фиксирует математические отношения между объектами и группами объектов в знаково–символической форме (на моделях);

– описывает результат учебных действий, используя математические термины и записи.

Планируемые личностные

результаты

Обучающийся

– положительно относится к учению;

– сопоставляет собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Этапы урока

Формируемые УУД,  компоненты функциональной грамотности

1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент.

1. - Послушайте, и  скажите о какой науке  говорится  в стихотворении?

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!   (хором)                     
Издавна люди  называли математику  царицей наук. Почему?                                                          

  ( Математика применяется в различных областях знаний)

 В каких областях знаний применяется математика?

Технология    « Ассоциативный куст»                                                                                                

  На доске - слово « математика» ( спорт, медицина,  строительство, наука,  торговля, семья)                                    

Личностные УУД

- умение организовывать себя на урок , формирование положительных мотивов учения; понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету

Социальная грамотность, естественно-научная грамотность.

1.2Актуализация знаний. Проблемная ситуация

1. Устный счет. Решение задач.

Спорт.

1. Команда третьеклассников выиграла у четвероклассников соревнования по футболу. Со счётом 16:8.  Во сколько раз больше голов забила  команда третьеклассников?

Медицина.

2.Размер сердца у взрослого человека 12 см, а у ребёнка до года – 3 см. Во сколько раз больше размер сердца  взрослого человека размера сердца ребёнка?

Наука.

3. Тополь поглощает в месяц 9 кг углекислого газа. Сколько должно быть ещё деревьев во дворе, чтобы они вместе поглощали 81 кг углекислого газа в месяц?

4.  С двух пасек собрали 21 кг мёда. Весь мёд разлили в бидоны по 7 кг в каждый. Сколько понадобилось бидонов?

5. В первый день в магазине продали 48 шкафа,  а во второй в 4 раза меньше. Сколько шкафов продали во второй день?

Обучающиеся устно решают задачи. Учитель . записывает на доске;

16 : 8 = 2

12 : 3 = 4

81 : 9 = 9

21 : 3 = 3

63: 3  = ?

 - Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем отличается оно от предыдущих? ( Это не табличный случай. Такого примера нет в таблице умножения.)

Понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету.

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов.

Стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат

Формулирование темы и целей урока.

- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему урока. (Деление двузначного числа на однозначное)

- Сформулируйте учебную задачу (Будем учиться делить двузначные числа на однозначные в тех случаях, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения).

- Итак, прежде чем узнать новое нужно… ( Составить план наших действий )

Учащимися составляется (при участии педагога) план:

1. Подумать, какие знания ,изученные на предыдущих уроках, нам помогут?

 2.Создать алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

 3. Научиться решать по новому алгоритму

Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.

Планируют учебные действия. Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности. ФГ умения слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Поиск решения учебной проблемы

А ) - Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения?

- Посовещайтесь в парах, попробуйте «открыть» новый прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему предыдущего урока «Правило деления суммы на число)

- Предлагайте! ( Надо разложить 48 на сумму слагаемых)

- Каких? Сколько их должно быть? (Два слагаемых, чтобы каждое делилось на 4)

- Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число)

Запишите выражение

63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 =

- Каким способом деления суммы на число воспользовались?

(Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили)

Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать?

(Заменить суммой разрядных слагаемых)

- А затем? (разделить каждое слагаемое на 3)

- Потом? (результаты сложить)

 Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

Ученики формулируют алгоритм деления:

1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем алгоритм деления двузначного числа на однозначное.

Кто хочет пойти к доске? Другие записывают в своих тетрадях.

86 : 2 =

96 : 3 =

88 : 4 =

84 : 6=

Б)  Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть?

- Как же быть?

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

- На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой слагаемых.

- Если в делимом на данное число делилось и число десятков и число единиц, то делимое заменяли суммой разрядных слагаемых.

Вывод:  В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

в) Составление алгоритма. Групповая работа.

- Давайте составим план наших действий.

АЛГОРИТМ

- Что мы делали сначала?

- Затем?

- А потом?

Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых

Разделили каждое слагаемое на однозначное число.

Ученики формулируют алгоритм деления:

1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных ) слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

Учебное сотрудничество. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем , организовывать совместную работу.

ФГ Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

1.

52 : 4                 96 : 4                93:3

36 : 2                  90 : 5               86 :2

Применение на практике нового знания

Физминутка.

Предлагаю игру на внимание.

Я называю единицы измерения разных величин.

Если слышите величину: - вместимость – вы садитесь на свои места;

 -массу – прыгаете на двух ногах;

 - длину – шагаете по классу. 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 200 г, 92м, 17л.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули)

- Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше?

смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ

Математическая грамотность: способны устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

Включение нового в систему знаний и повторение

1. Как вы думаете, при решении каких задач нам понадобятся полученные сегодня знания?

(Решение простых задач на нахождение цены, количества, стоимости)

-Придумайте задачу из жизни, где бы вам встретилось деление двузначного числа на однозначное. (Обучающиеся придумывают свои задачи. (Решение 1- 2 задач записываются в тетрадь)

1.5 одинаковых ручек стоят 85 р. Сколько стоит одна ручка?

2.Цена одной ручки 2 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 62 рубля?

1.Задача .

Пассажир купил 3 билета на автобус по одинаковой цене и заплатил 54 рубля. Сколько денег он заплатит за 5 билетов?

Цена        Количество        Стоимость

Одинаковая        3 билета        54 рубля

        5 билетов        ?

1)54:3=18(руб.)- цена одного билета;

2) 18* 5=90 (руб.)- цена пяти билетов.

Ответ: 90 рублей.

2.Давайте составим обратную задачу.

Вспомним, какую задачу мы называем обратной?

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются  алгоритмом решения задач изученных видов.

Информационная грамотность: отбирают, интерпретируют и применяют информацию в соответствии с учебной задачей.

Понимают необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни.

Математическая грамотность: решают учебные задачи, используя математические факты и методы

Рефлексивно-оценочный этап

- Какие цели ставили в начале урока?

 - Удалось ли их разрешить?

 - Какие новые знания получили?

- Чему научились?

 - Где можно применить новые знания?

 - Что хорошо получилось?   Над чем ещё надо работать?  (Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (Что получилось, что не получилось и почему?).

Формирование компонентов ФГ Естественно-научная грамотность: способны к рефлексивным действиям. Коммуникативная грамотность: готовы к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения. Языковая грамотность: отбирают языковые средства для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов. Математическая грамотность: формулируют суждения с использованием математических терминов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Мастер -класс по развитию функциональной грамотности.

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы.Задачи:- создать  у...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....