«Устные и письменные приемы вычислений»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Урок нацелен на формирование умения письменно и устно складывать многозначные числа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: математика
Класс: 4
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Цели: Формирование умения  письменно и устно складывать многозначные числа, способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения.
Предметная: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи.
Метапредметная:  создать условия для обучающихся:  понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из разных источников.
Личностная: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий, использовать в общении правила вежливости.
Тип урока: урок открытия нового знания и комплексного применения знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, презентация,учебник «Математика» М.И.Моро, 4 класс, 2022г.,  листы самооценки.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

- Добрый день, друзья!  Хорошее настроение у всех? Пусть для нас всех на уроке сопутствует успех!

-Запишите в тетрадь - число и классная работа.

II. Проверка домашнего задания (3 мин).

Фронтальная работа. Устные ответы детей.

III. Повторение изученного материала (6 мин).

 Минутка чистописания: Какое многозначное число можно составить, используя эту информацию? Допишем год. Отделим классы.
- Какое число получилось? (270923)

-Что мы можем сказать о данном числе?-Какие классы присутствуют?

-Назовите единицы каждого  разряда в каждом классе. Какой наивысший?

-Запишите соседей числа (270922, 270924)

На сколько последующее больше предыдущего? Как узнали?

Мы это всё знаем? Зачем повторяем? (Пригодятся для усвоения новых знаний).
IV. Изучение нового материала (22мин).

1. Подведение к восприятию новой темы урока(7 мин):

Устный счет:

Посмотрите на доску: 164 + 45 + 36 + 355                                                                                                    - Если уметь применять свойства сложения, то значение выражения можно вычислить устно (см.уч-к с.104)- Озвучьте эти св-ва:

1)От перестановки слагаемых сумма не изменяется (переместительный)                                                               2)Два соседних слагаемых можно заменить их суммой (сочетательный)

-Какое свойство применим? Вычислите. (164 + 36) + (355 + 45) = 200 + 400 = 600

- Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260    

Работа в парах(В парах по 1 примеру каждому ряду, 1-й все)2 й– 1 ряд       3 й– 2 ряд     4й –3 ряд(+, - в листе самооценки).

 Фиксация затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.

345+345(690)

3456+3456(6 912)

34 567 + 34 567(69 134)

- Выберете себе пример  по силам и решите.

 Желающие выйдите к доске. Проверьте и поставьте +, - в листе самооценки.

- Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)

- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком (в тетради)

- Складывали ли мы четырехзначные числа столбиком? (нет)

- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)

- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные).

2.  Определение новой темы урока. (2 мин)

- Какова будет  тема урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком).

Что нам  нужно вспомнить для данной темы?

(алгоритм сложения и вычитания  в столбик, разряды и классы).

-Сформулируйте цели урока.

1. Научимся выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком.

2. Повторим алгоритм письменного  сложения и вычитания многозначных чисел.

3. Включим новые знания в решение задач и уравнений.

- Начнём выполнять задачи?! Но сначала отдохнём.

Физминутка: «До чего дошёл прогресс» (движения под музыку)Приключения Электроника.mp3 (3 мин)

- Надо ли нам уметь складывать и вычитать многозначные числа, если прогресс довёл человечество до роботов, вычислительной техники?

4. Объяснение нового материала (10 мин)

1.Работа по учебнику.

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике.- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.60- Применяя этот вывод, проверьте решение примеров на слайде №2. Кто прав: Маша или Миша? - Что необходимо знать и уметь, чтобы успешно выполнять +,- многозн.ч.?

 - Но для этого составим алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.                                                                                                                                 2. Работа в парах:Составление алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.                                      Алгоритм:

1. Пишусотни тысяч под сотнями тысяч,десятки тысяч  под десятками тысяч,единицы

под единицами и т.д

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки

4. Складываю сотни

Итог: (по слайду №3)

………………………

5. Читаю ответ

(аналогично с вычитанием)

3. Самостоятельная работа.                                                                                                                            Решите  2 примера  самостоятельнос самопроверкой(по слайду №4,5)

385 746 + 23 352 = 409098

409 098 – 385 746 = 23 352

Самооценка в листах.

V.Закрепление знаний.


1. (Примеры на слайде №6)
 (3 мин).

– Теперь каждый из вас может  попробовать свои силы, выбрав задание. Прочитайте задания на слайде и выберите то, с которым  вы справитесь.

Уровень 1.

Выполни вычисления.

+4235           _36798          

  1943             19467             

Уровень 2.

Вычисли, записывая решение столбиком.

18506 + 32993

14238 – 2387

Уровень 3.

Вычисли, записывая решение столбиком, и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.

13534 + 32994                                                                    126547 – 79652

Самопроверка по слайду.Вывод:1.Если надо что-нибудь посчитать устно, то иногда это можно сделать быстрее и легче, пользуясь переместительным и сочетательным свойствами сложения.2.При сложении и вычитании многозначных чисел числа записывают одно под другим, одинаковые разряды стоят строго друг под другом: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Выполняем вычисления с наименьшего разряда.                                                                                                                                               3.Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел.                                                                                          4.Проверяем сложение вычитанием, а вычитание сложением.

2. Включение в систему знаний и повторения. Решение задач (7 мин).

Коллективная работа:С.60 №264—чтение, разбор, решение дифференцированно: сам-но,  на индив. досках 2 уч-ся, схемы-опоры для нуждающихся.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин):

 - Какая цель была поставлена  на уроке? - Удалось выполнить?

-Посчитайте баллы и поставьте себе отметку. Кто желает озвучить свою отметку, пожалуйста!

VII. Домашнее задание (1 мин):(Слайд №7) Стр. 60  № 263, №265.

Дополнительно: Посмотрите на №261. Прочитайте (объясни, что обозначают в рамках на полях записи)

(1)Если к числу прибавить 0, то получится тоже самое число;

2)если к 0 прибавить число, то получится тоже самое число;

3)если из числа вычесть 0 – то получится такое же число;

4)если от числа вычесть такое же число, то получится 0)

Эти свойства нам тоже пригодятся при решении примеров.

Приложение 3.Лист самооценки.

№1

№2

№3

№4

Итого

2б –правильно, 1б–частично, 0б - неверно

7-8б – «5»,  5-6б – «4»,  3-4б – «3»

Твоя оценка: __             Оценка учителя: __  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Устные и письменные приемы вычислений.

В 4 классе очень важная тема "Устные и письменные приемы вычислений. Сначала дети слушают информацию о устных и письменных приемах вычислений,затем записывают в тетрадб правила. идет повторение ранее ...

Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс

Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...