Доклады, открытые уроки
занимательные факты (1 класс)

Горина Татьяна Альбертовна

Мои выступления и открытые уроки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутузовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Открытый урок по математике 4 классе

Тема: «Порядок действий в примерах со скобками и без скобок»

учитель начальных классов

первой категотии

Шачнева Н.И.

Тьютор: Горина Т.А.

2022 - 23 год

Тема: «Порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок».

Цель: - закрепление порядка выполнения действий в примерах со скобками и без скобок

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение выполнять порядок действий в примерах со скобками;
  • совершенствовать навык решения задач;
  • совершенствовать навыки устного и письменного счета.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать произвольное внимание, наблюдательность, мыслительные операции;
  • развивать связную устную речь;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость;
  • прививать интерес к изучаемому предмету;
  • формировать навык самостоятельной работы;
  • воспитывать самоконтроль, трудолюбие, аккуратность.

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: учебник, тетради, индивидуальные карточки с заданиями на каждого учащегося;

Ход урока.

I. Организационный момент

Колокольчик прозвенел, всех собрать он в класс сумел!

Не сутультесь, встаньте ровно, ведь к уроку все готово?

Всем садиться разрешаю, и урок мы начинаем!

- Зачем нужно знать математику?

1. Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

2. Без счета письмо не найдет адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

3. Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

- Давайте изучать математику и подниматься в ее царстве по ступенькам все выше и выше.

II. Устный счёт

Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать: 5, 14, 20, 54, 90, 99

Сколько хвостов у пяти котов? ( 5 )

Сколько ушей у девяти мышей? ( 18 )

Сколько лап у семи медвежат? ( 28 )

- Назовите недостающие числа

5, … ,15, …, …, …, …, …, …, 50 (ответ: 10, 20, 25,30, 35, 40, 45, 50)

- На сколько увеличивается каждое число? (на 5)

- Увеличь в 6 раз следующие числа: 12, 24, 6, 18, 48, 54, 42, 60, 36, 30.

Ответы: 2, 4, 1, 3, 8 9, 7, 10, 6, 5.

- От умножения каких чисел получится число: 24 (3x8; 6x4); 18 (2 x9; 3x 6)

Задание: Составь примеры и реши их:

.. x … = 32 … x … = 56

.. x … = 48 … x … = 54

.. x … = 30 … x … = 21

.. x … = 63 … x .. = 60

.. x … = 45 … x … = 81

- Сколько раз по 7 содержится в числах: 14, 21, 42, 63, 49, 35, 56, 28.

Тьюторское сопровождение: (оказание помощи ученику в выполнении индивидуальных заданий)

- Работа по учебнику стр. 191, № 23. Выполни действие (устно)

- Что можно сказать про примеры в данном задании? (в первом столбике первый и третий примеры со скобками) – Какое действие будем выполнять первым? ( сначала умножение в скобках, затем деление). Устное решение по цепочке.

Тьюторское сопровождение: (оказание помощи ученику в выполнении индивидуальных заданий)

III. Актуализация знаний (повторение пройденного)

(на доске примеры)

9 + 6 – 7 2 х 2 х 3 10 +20 : 4

3 х 4 : 2 7 + (12 – 2) 15 : 5 + 5

- Вспомните, в каком порядке выполняются действия со скобками?

- Найдите такой пример, объясните, какое действие будем выполнять сначала? (7 + (12 – 2))

- Если нет скобок, то что выполняем сначала, умножение и деление или сложение и вычитание?

- Найдите такие примеры, объясните, какое действие будем выполнять сначала? (10 + 20 : 4; 15 : 5 + 5)

(Действия умножения и деления выполняются первыми, действия сложения и вычитания –вторыми )

- Если в примерах действия одной ступени, т.е. сложение и вычитание или умножение и деление, то как мы будем выполнять действия?

- Найдите такие примеры (9 + 6 – 7; 3 х 4 : 2; 2 х 2 х 3)( действия одной ступени выполняются в том порядке, как они даны)

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим решать примеры и делать правильный выбор действий

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите показы. (ребята выполняют работу, учитель ходит смотрит, обращает внимание на осанку)

Тьюторское сопровождение: (оказание помощи ученику в выполнении чистописания))

V. Работа по закреплению знаний и умений

1. Решение примеров под руководством учителя

- Прежде, чем начать решать примеры, давайте ещё раз вспомним порядок действий.

-В каком порядке выполняются действия в примерах со скобками? (Сначала выполняются действия в скобках)

- Если нет скобок, то что выполняем сначала, умножение и деление или сложение и вычитание? (Действия умножения и деления выполняются первыми, действия сложения и вычитания –вторыми)

- Если в примерах действия одной ступени, т.е. сложение и вычитание или умножение и деление, то как мы будем выполнять действия? (действия одной ступени выполняются в том порядке, как они даны)

Выполнение примеров с объяснением у доски

20кг + 20кг : 2 =30кг (сначала выполняем действие деление, а потом сложение

87кг – 15кг : 3 = 82кг(сначала выполняем деление, а потом вычитание)

26кг + 2кг х 7 =40кг (сначала умножение, а потом сложение)

70кг – 5кг х 3 =55кг (сначала умножение, а потом вычитание)

(25л – 13л) :2 =6л (сначала выполняем в скобках, а потом деление)

(9л + 7л) :2 =8л (сначала выполняем в скобках, а потом деление)

14л – 2л х 6 =2л (сначала умножение, затем вычитание)

Тьюторское сопровождение: (оказание помощи ученику в решении примеров)

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться, два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире, пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

  1. Решение задачи стр. 172, № 29 (под руководством учителя)

Прочитай задание. Составь задачу по краткой записи.

О чем говорится в задаче? (о спортивных секциях)

Что известно в задаче? (сколько чел. занималось волейболом )

Что нужно найти? (сколько человек занималось футболом)

Сможем ли мы сразу найти, сколько было футболистов? (нет)

Почему? (не знаем, сколько занималось гимнастикой)

А можем узнать? (да)

Каким действием будем находить? (делением)

Объясняем второе действие (сложение) – Можем ли мы ответить на главный влпрос задачи? (да)

Тьюторское сопровождение: (оказание помощи ученику в разборе и решении задачи)

4. Самостоятельное решение примеров № 38 (3-4 ст), стр. 173

- Сейчас вы самостоятельно решите примеры и покажите, как вы научились решать примеры в 2 действия

Тьюторское сопровождение: Индивидуальная помощь слабым учащимся (3 группа) – стр. 174, №1

(2, 4 ст.) – по карточкам

Проверка качества выполненных заданий (Андрей назовёт ответы второго столбика, Лёша ответы 3 столбика)

- Поднимите руки у кого также, как на доске. Молодцы!

- Проверим ответы у ребят по картьчкам - Артём, Максим, Рустам.

5. Работа с геометрическим материалом. Начерти прямоугольник. Начерти прямую линию вне прямоугольника. Начерти отрезок внутри прямоугольника.

Тьюторское сопровождение: оказание помощи в работе с геометрическим материалом.

VI. Домашнее задание.

На самоподготовке вы будете выполнять примеры №15, стр. 205.

VII. Итог урока

- Что на уроке мы сегодня закрепляли? (решали примеры и выбирали правильный порядок действий)

Выставление оценок ( с объяснением)

- А я хочу закончить урок словами:

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом, и при этом, вы заметьте-ка, нужна

Очень важная наука – Математика.

Спасибо за урок!

Задания для устного счёта:

Назовите недостающие числа

5, … ,15, …, …, …, …, …, …, 50

Увеличь в 6 раз следующие числа: 12, 24, 6, 18, 48, 54, 42, 60, 36, 30.

Задание: Составь примеры и реши их:

x = 32 x = 56

x = 48 x = 54

x = 30 x = 21

x = 63 x = 60

x = 45 x = 81

Сколько раз по 7 содержится в числах: 14, 21, 42, 63, 49, 35, 56, 28.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутузовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Открытый урок в 1 «в» дополнительном классе

по предмету мир природы и человека

на тему: « Фрукты. Яблоко, груша. Называние, различение по форме, величине, вкусу.»

Учитель начальных классов

первой категотии

Шачнева Н.И.

Тьютор: Горина Т.А.

2023 - 24 год

План конспект урока по предмету мир природы и человека

на тему: « Фрукты. Яблоко, груша. Называние, различение по форме, величине, вкусу.»

Цель: - Продолжать знакомить детей с фруктами: яблоком и грушей.

Задачи: -Учить сравнивать яблоко и грушу по цвету, форме, величине, вкусу; - Развитие зрительного внимания, тактильной чувствительности; - Формирование доброжелательных отношений в детском коллективе, навыков сотрудничества и самостоятельности.

Ход урока:

Орг.момент. Прозвенел звонок веселый,нам пора урок начать.

Сели правильно, красиво. Значит можно :начинать

- Какое сейчас время года? - Назовите весенние месяцы? – Какой сейчас месяц? - Какое сегодня число? -Какой день недели? - Какой день недели был вчера? …. будет завтра? - Какой сейчас урок?

Введение в тему урока.

Актуализация опорных знаний. - Ребята, давайте вспомним, что помогает человеку быть здоровым? (спорт, здоровое питание, здоровый образ жизни)

- Как вы понимаете, что такое «здоровое питание»?

- ЗОЖ – соблюдать режим дня, на уроке соблюдать правила посадки, делаем физминутки, на большой перемене – выходим на прогулку, закаливание, чистота тела, класса, больше кушать фруктов, овощей и вы будите расти сильными, крепкими, здоровыми)

Определение темы урока. – Послушайте загадку и определите, о чём будем говорить на уроке.

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты вместе все зовутся … фрукты. (О фруктах)

– А о каких фруктах? Для этого нужно выполнить задание: сложи пазл.

Работа тьютора на уроке: оказание помощи детям

– Что изображено у девочек? – А у мальчиков? – О каких фруктах будем говорить на уроке? - Человеку нужно употреблять фрукты, чтобы расти и развиваться и, при этом, не болеть. - Скажите, из чего вырастают овощи и фрукты? (из семян)

- Сейчас вы превратитесь в маленькие семена. Выдем из-за парты, присядьте на корточки. Семена посадили в землю. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянутся к солнышку., растут, растут и выросли. (дети садятся на места)

Основная часть. Сообщение темы урока - Ребята, где растут овощи? - На грядке,в огороде. - А где растут фрукты? (в саду на деревьях ) - Сейчас мы соберём урожай, а помогут нам в этом загадки.

#1050;руглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки.(яблоко)

#1057; оранжевой кожей на мячик похожий,

Но в центре не пусто,а сочно и вкусно. ( апельсин)

3. Он почти как апельсин,с толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один - кислый очень. очень. (лимон)

4. Сладок он и толстокож

И чуть-чуть на серп похож. ( банан) – Какие фрукты мы ещё не назвали? Работа по таблице.

Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете что растёт в саду и на огороде.

#1048;гра «Четвёртый лишний» а) Капуста, яблоко, картошка, чеснок.

б) Абрикос, киви, помидор, груша. в) Огурец, перец, баклажан, гранат.

Работа тьютора на уроке: Определить с учеником лишнюю картинку

Изучение темы урока. - Возьмите яблоко в руки, рассмотрите его внимательно. - Ребята, поднимите, руку, кто любит яблоки. - Какого оно цвета? (Красного.) – Какого ещё цвета бывают яблоки? (жёлтые, зелёные) – Какое яблоко по форме? (Круглое.) - Какое яблоко на вкус? (сладкое, вкусное.) - Когда ты ешь яблоко, что из него вытекает? (Сок.) - Если из яблока вытекает сок, значит оно сочное, спелое. - А какое яблоко по размеру? (Большое - маленькое.) – Посмотрите внимательно, что растет на этом дереве? ( Яблоки ) - Правильно, а как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня.) - О каком фрукте сейчас говорили? (о яблоке)

Работа тьютора на уроке: работа по карточкам совместно с ребёнком

Рассмотрим грушу. Рассмотрите ее внимательно. - Какого цвета груша? (Зеленого.) - Какая груша по форме? (Овальная.) -Какая она на вкус? (Сладкая, вкусная.) - Капает из груши сок? (Да.) - Как мы можем сказать? (Сочная.) - А груша какая по размеру? (большая.) ). - Где растёт груша? (на дереве, в саду). Молодцы, правильно. А что растет на этом дереве? (Груши.) - Как называется дерево, на котором растут груши? (Груша.) - О каком фрукте сейчас говорили? (о груше)

Физминутка (с участием тьютора)

Закрепление темы урока - Фрукты - сочные съедобные плоды, которые мы употребляем в пищу. Фрукты имеют большое значение в питании человека. В фруктах много витаминов, они нам нужны, чтобы мы не болели. – В каком виде мы употребляем фрукты? (свежие, консервируем на зиму: сок, варенье, можно посушить: сухофрукты..

- Ребята, в какое время года поспевает урожай фруктов? Правильно, осенью. Ваши родители вместе с вами убирают урожай и все рады, что уродилось много яблок, груш. - Я предлагаю и вам назвать наш богатый урожай.

Игра «Один-много».(яблоко – яблоки, груша – груши, банан – бананы,…)

Работа тьютора на уроке: работа по карточкам совместно с ребёнком

- Скажите, а что нужно сделать с фруктами перед едой ?-Обязательно вымыть.

Игра «Что за фрукт?» (Один ученик выходит к доске, встаёт спиной к классу. Ему на спину прикрепляется табличка с названием фрукта. Учащиеся класса дают описание, по которому надо назвать фрукт ученику, стоящему у доски.

Цвет – жёлтый, форма – похож на месяц, на вкус – сладкий. (Чтобы съесть плод нужно очистить от кожуры) (банан)

Цвет – зелёная, форма – округлая, похожа на лампочку, вкус - сочная. (Груша)

Цвет - светло-жёлтый , форма - овальный. Мякоть сочная, кислая. (Лимон)

Цвет – оранжевый, форма – круглый, на вкус – сладкий, сочный. (апельсин)

- Ребята,какие фрукты мы отгадывали по описанию? (банан, груша, лимон,

апельсин) – Как их назвать одним словом: фрукты.

- Что такое фрукты? Фрукты – это растения, которые растут на деревьях в

саду. Они сладкие, кислые, сочные.

- Ребята, зачем нужно употреблять в пищу овощи и фрукты? (пополнять наш

организм витаминами) - Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми,

быстрее выздоравливать ешьте лимоны, апельсины, груши.

От простуды и ангины помогают апельсины,

ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Игра «Отгадай фрукт». Отгадывание фруктов на слайде. (слайд 3 – 8)

- Ребята, глядя на изображения на слайде, отгадайте, что это за фрукт.

(На экране изображения половинок фруктов).

Работа тьютора на уроке: работа по карточкам совместно с ребёнком «Картинки – половинки» - собери пазл

- Где растут фрукты? (на деревьях, в садах) Какие фрукты на вкус? (сладкие, кислые, сочные). - Что можно приготовить из фруктов? (компот, варенье). - А зачем нам нужны витамины? (чтобы быть здоровыми и сильными).

Метод актуализации опорных знаний «Магазин» («купить фрукты в

названии которых есть звук – а - »). Для этого на доску вывешиваю картинки

с изображением предметов. Класс делю на две команды; ученик подходит к

доске, произносит фразу: «Я покупаю грушу потому, что в слове есть звук

«а». Ученик, правильно выбравший картинку, забирает ее себе. В конце

подводится итог, чья команда сделала больше покупок.

- Как назвать одним словом то, что вы назвали? (фрукты)

Работа тьютора на уроке: работа по карточкам совместно с ребёнком (показать картинки в названии которых есть звук – « а »

Рефлексия - О чем мы сегодня с вами говорили? - Где они растут?

Дома: Раскрасить фрукты: яблоко, груша.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

доклад

Особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ

Подготовила: тьютор,

Горина Татьяна Альбертовна

2022-2023 уч.год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЬЮТОР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5

Возникновение тьюторства 5

Трактовки тьюторства в современном образовании 6

Должностные обязанности тьютора 7

2. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 10

Общая характеристика детей с ОВЗ 10

Тьютор в системе инклюзивного образования 11

Цели и задачи в работе тьютора ребенка с ОВЗ 14

Принципы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ 16

3. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ НА УРОКЕ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе и развитие инклюзивной практики, призваны обеспечить равные права и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все больше таких детей обучается в общеобразовательных учреждениях, так как получить образование и лучше адаптироваться к жизни ребята смогут в среде типично развивающихся сверстников, на которых данная модель обучения также оказывает положительное воздействие: развиваются важные и необходимые качества, такие как толерантность и ответственность.

Тьюторское сопровождение является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования. В инклюзивном образовании подобных специалистов называют «педагог сопровождения», «адаптор». При этом понятие «тьютор» является более точным.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Другими словами, тьютор – это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде.

Обычно тьюторское сопровождение необходимо детям с расстройствами аутистического спектра и обучающимся со сложной структурой дефекта (например, глухой с тяжелой умственной отсталостью). Возможна и модель инклюзивного образования с организацией работы тьютора для сопровождения учащихся с легкой умственной отсталостью в условиях общего класса. Именно этот подход является интересным для школ, реализующих инклюзивную практику. Именно это обусловлено актуальностью данной работы.

Объект исследования – тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Цель данной работы является изучить и проанализировать особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  1. Ознакомиться с термином «тьютор», а также рассмотреть специальность тьютер в системе профессионального образования.
  2. Изучить особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
  3. Рассмотреть профессиональные задачи тьютора в организационной деятельности ребенка с ОВЗ.

1. ТЬЮТОР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк – знаменитый английский педагог, живший в XVII в. – указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни.

Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела.

Цель тьютора – не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников.

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство.

1. Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство – сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство – фасилитация (деятельность, направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Должностные обязанности тьютора

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные обязанности тьютора:

  • Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
  • Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
  • Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
  • Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
  • Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
  • Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
  • Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий). - Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
  • Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
  • Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.
  • Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
  • Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
  • Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
  • Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
  • Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
  • Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
  • Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
  • Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Общая характеристика детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обусловливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни. В рамках образовательного аспекта (согласно Закона «Об образовании в РФ»), обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У данной категории детей наблюдаются нарушения психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), им требуется специальное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

В настоящее время представлены несколько классификаций ОВЗ. Например, М. Варнок предложил классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии. Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизотогенеза:

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Тьютор в системе инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д».

В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т. д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи:

1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса. Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом. От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.

2) Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.

3) Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени. В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можем привести опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашние задания у всех учеников, следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой ученика с особенностями развития. В то время как основной преподаватель объяснял новый материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным. Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.

Цели и задачи в работе тьютора ребенка с ОВЗ

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от ). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Принципы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ

Выделяют шесть основных принципов, которые необходимо учитывать для эффективной организации тьюторской деятельности детей с ОВЗ:

1. Открытость.

Данный принцип связан с преодолением границ школьного положенного системой традиционного образования как основного, и пониманием того, что каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его контекста, использовать соответствующим для этого образом.

2. Вариативность.

Этот принцип предполагает создание разнообразной среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы.

3. Непрерывность.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития детей.

4. Гибкость.

Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьютора, поддержка любой инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования

5. Индивидуальный подход.

Принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. Тьютору для построения эффективного процесса обучения, необходимо подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности своих учеников.

6. Индивидуализация.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным.

Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы. Данный принцип является ведущим [5].

3. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ НА УРОКЕ

Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться:

1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физическое передвижение, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.

2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках. Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке». Сопровождение ученика на уроке предполагает:

1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;

2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.

Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:

1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;

2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения. Придерживаясь такой логики, представим описание некоторых возможных действий тьютора по сопровождению обучающегося на уроке. Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:

– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;

– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;

– дает индивидуальные задания;

– контролирует выполнение учебного задания;

– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);

– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);

– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);

– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним;

– дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы. Отсчитай пять полосок бумаги. Возьми одну полоску бумаги. Разрежь её пополам. Возьми еще одну полоску» и т.д.

Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:

– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;

– помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;

– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, расслабиться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д.

– обеспечивает (по необходимости) активность ученика. Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д. Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например:

– осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы пред усмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д.

– замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.

Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:

– все исходно диагностические данные на ребенка;

– содержание всех разделов общеобразовательной программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося ученика;

– содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися;

– содержание календарно-тематического планирования по предметам;

– содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика, и заранее его планировать.

Тьютор при подготовке к уроку (имея на руках краткий конспект учителя класса на данный урок), основываясь на исходных диагностических данных на ученика с ОВЗ, должен предположить, что ученик испытывает затруднения при самостоятельном ознакомлении с текстом стихотворения. А значит, время, предназначенное для данного вида деятельности, для него может быть потрачено «впустую». Поэтому тьютор готовит для него другое задание, которое будет способствовать решению поставленных в его индивидуальной образовательной программе задач.

Таким заданием, лаконично увязанным с уроком чтения, может стать чтение учеником слоговых таблиц, что решает задачу из его индивидуальной образовательной программы по обучению его чтению по слогам. Однако если тьютор видит, что в следующий за этим вид деятельности ученик может быть включен вместе со всеми одноклассниками, то тогда ему нужно успеть еще и познакомиться с текстом стихотворения (возможно, не в полном объеме). Для этого тьютору нужно знать, сколько примерно времени выделит учитель на чтение стихотворения учениками класса. Тогда такое же количество времени он отведет на выполнение учеником двух видов деятельности.

При подготовке к сопровождению ученика с ОВЗ только лишь в этой части урока, тьютору нужно будет заготовить слоговые таблицы и ознакомиться со стихотворением, выбрать из него наиболее подходящий отрывок. Очевидно, что, не готовясь заранее к уроку, тьютор не смог бы предусмотреть необходимость наличия на данном уроке слогового материала, а отрывок из стихотворения ему пришлось бы выбирать «на ходу». Во втором случае другой пример, когда ученику доступны самостоятельное чтение и понимание содержания текста рассказа, но ему будет недостаточно времени для этого.

Тьютор решает данную ситуацию следующим образом: три минуты отводит для самостоятельного чтения текста рассказа учеником, а за последнюю минуту дочитывает сам окончание рассказа, что параллельно помогает ему решать одну из задач из индивидуальной образовательной программы ученика: учить его внимательно слушать учителя или одноклассника, не отвлекаясь, в течение одной минуты. Перечень действий тьютора может распространяться и на область его взаимодействия с другими обучающимися данного класса. Например, он может побуждать всех школьников высказываться, предлагать кому-то из детей стать «маленьким учителем» для его одноклассника, оказывать помощь еще и другому ученику, если это нужно и уместно.

Объем и характер действий тьютора на уроке в каждом конкретном случае будет зависеть от наличия тех или иных особых образовательных потребностей ученика и понимания этих потребностей командой педагогов, работающих с ним.

Помимо «урочной» деятельности, разумеется, у тьютора достаточно времени уйдет и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению ученика на уроке. Такая деятельность включает в себя:

– модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и т.д.);

– модификацию ресурсов (использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);

– модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);

– модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).

Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника.

Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, а тьютор помогает реализовывать это.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Государство обязано дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметова Д. З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

3. Джумагулова Ч.А. Принципы и практика инклюзивного образования.Бишкек, 2001.

4. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. – Технологии открытого образования: сборник научно-методических материалов / Т. М. Ковалева. – М.: АПКиПРО, 2002.

5. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск, 2005.

6. Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002

7. Медведева, А.В. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / А.В. Медведева, И.Б. Клюбина. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г.

8. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под общ. ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2012. – Режим доступа: .

9. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях/ Сост. И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.; 2011. – 56 с.

10. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

11. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др. М.: Советская энциклопедия, 1968. (Энциклопедии. Словари. Справочники). Т. 4: Сн–Я. 912 с

12. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений/ Сост. С. В. Алещенко. – Томск, 2014 – 42 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на тему:

«Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»

Подготовила:

тьютор Горина Т.А.

2023 – 2024 г

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Адаптация детей младшего школьного возраста подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребёнка – это приспособить его к развитию, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребёнка, должны помнить о создании условий для последующего развития младшего школьника. Задачами адаптации младших школьников к процессу обучения являются создание условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь:

- организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;

- оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- координирование действий всех специалистов, работающих в школе.

Оценочные критерии адаптации:

Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре, навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие поступки, помогать взрослым по их просьбе.

Коммуникативные способности детей: понимание ситуаций, уровень проявления организаторских способностей. При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

С самого начала школьного периода у младших школьников начинается формирование их нового личностного и социального развития, связанного с практически полным изменением их привычного образа жизни. В этот период ребята привыкают к одноклассникам, к новым задачам и требованиям школы. Важная роль этого периода вхождения детей в непривычную для них жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью младшим школьников, но и комфортность дальнейшего пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Этап младшего школьного возраста соотносится с активным развитием психики у детей, где следует упомянуть о развитии таких психических процессов, как память и мышление (в младшем школьном возрасте преобладает словесно-логический тип мышления). В этом возрасте у детей всё ещё доминирует непроизвольность реакций, но ребята уже начинают учиться сознательно управлять поведением и выполнять требования, обозначенные в обучении, то есть происходит развитие произвольности. Низкий уровень готовности к школьному обучению — одна из характеристик отличающая детей с ограниченными возможностями здоровья от нормотипичных детей. Поэтому познавательная сфера данной категории младших школьников имеет отличительные особенности, влияющие на процесс их адаптации к обучению в школе. При обращении к различным психолого-педагогическим источникам и к анализу педагогического опыта можно заметить, что у младших школьников данной категории часто отмечается пониженная работоспособность, выражающаяся в неустойчивости их внимания. Детям с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь свойственна недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире из-за трудностей процесса переработки информации, которая поступает через органы чувств. Недостатки пространственного восприятия затрудняют обучение чтению и письму. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Такое взаимодействие у детей с ограниченными возможностями здоровья часто складывается неполноценным, поэтому на этапе адаптации к обучению в школе идёт эффективная и регулярная работа тьютора по сопровождению ученика в новую образовательную и социальную жизнь, в которой присутствуют разные учебные и внеучебные ситуации. Приспособление человека к новым условиям жизни, деятельности, к новым социальным ролям называется адаптацией. Время на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья школе зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Гораздо быстрее адаптация происходит у тех детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки. Основная задача тьютора по адаптации к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья увидеть ресурсы и дефициты, чтобы уже вместе с самим ребёнком найти пути решения возникающих в процессе учёбы проблем. Несмотря на большое количество существующих диагностических методик для оценивания тех или иных критериев адаптации можно сказать, что в работе тьютора главным методом будет являться наблюдение за ребёнком, которое должно быть дополнено медицинскими сведениями, личными данными о ребёнке и результатами диагностик. В своей работе по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья тьютор будет оценивать параметры — моторные навыки, общение, речь, уровень развития когнитивной деятельности, особенности поведения и навыки самообслуживания. Критерием успешности работы будет являться постепенное снижение участия тьютора в жизни ребёнка по мере развития его самостоятельности, где большее место уже будет занимать общение со сверстниками и взаимодействие с педагогами.

Содержание деятельности тьютора по сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обуславливается многими факторами, в том числе:

1) классификацией нарушений развития,

2) активности ребёнка,

3) уровня готовности школы к развитию инклюзивной практики,

4) степени подготовки специалистов и педагогического коллектива,

5) заинтересованности и участием родителей в коррекционном процессе. Тьютор занимается проработкой и поиском решений тех задач, которые стоят перед ребёнком с ограниченным возможностями здоровья в школе. Для этого специалисту нужно уметь определять позитивные и негативные факторы, которые влияют на ребёнка и правильно организовывать вокруг него предметно-развивающую среду. Поэтому во время адаптации проводится индивидуальная работа с ребёнком по формированию его мотивации к обучению. Во время адаптации нужно уделять особое внимание вхождению ребёнка с ограниченными возможностями в коллектив одноклассников. Часто у детей с нарушениями наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и навыков налаживания контакта с другими ребятами. В этом случае задача тьютора наблюдать за тем, как ребёнок общается и контактирует с другими детьми, например, во время прогулок, на переменах, в играх и в столовой. Ведь один из ведущих факторов успешной адаптации ребёнка в школе это общество сверстников, не отвергающее «особого» ребёнка. Уже постепенно освоившись в новой среде, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья переходит на новый этап адаптации, где задачей будет являться снижение тревожности и напряжения у младшего школьника в процессе обучения. Работа тьютора на данном этапе заключается в поддержании мотивации ребёнка и возможности дать почувствовать ему свои успехи. Формирование эмоционально-положительного отношения к учёбе заключается в такой организации образовательного развития ребёнка, где большое значение придаётся саморефлексии и самостоятельной оценки ребёнком той деятельности, которая соотносится с его интересами и устремлениями. В ходе тьюторского сопровождения у ребёнка должна увеличиваться доля самостоятельности при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно налаживаться его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с школьным коллективом. Стоит сказать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. Нельзя допускать того, чтобы ребёнок привыкал к излишней помощи, иначе это спровоцирует нежелание достигать конечный и успешный результат в учёбе. В ходе основных этапов тьюторского сопровождения проводится диагностика в процессе обучения ученика с ограниченными возможностями здоровья, даётся анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребёнка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП (индивидуальная образовательная программа). На каждом этапе тьюторского сопровождения специалист информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения, а при необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Подводя итог, главным критерием успешности и эффективности тьюторского сопровождения в адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, если это возможно при определенном статусе ребенка, является выход тьютора из системы или уменьшение его влияния при работе с ребёнком.

Литература:

#1040;брамова Г. С. Возрастная психология. — М.: АК Проект, 2001. #1040;хметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ. — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017.

3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2012.

#1069;льконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 2016.
5. Дурнева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов в период адаптации / О.В. Дурнева// Сборник «Учитель – учителю». Белгород 2010.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Кутузовская   школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Внеклассное мероприятие

                                            «Моя малая Родина»

Выполнила:

Учитель начальных классов:

Шачнева Наталья Ивановна

Тьютор: Горина Татьяна Альбертовна

2022 – 2023 г

Тема: «Моя малая Родина».

Цель:

воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу; вызвать у детей чувство гордости за свой город, свою страну.

Задачи:

• закрепить знания о родном городе, празднике – Дне рождения города;

• воспитывать любовь и привязанность к своему дому, своему родному городу;

• обогащать детей новыми впечатлениями;

• создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения.

Оборудование: изображения флага и герба России, шаблоны флага для раскрашивания, музыка гимна, пословицы о Родине, карта России, ребус, мультимедийный проектор, компьютер, презентация о Москве.

  

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему  нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Все готовы? Улыбнитесь друг другу и начнем!

Разгадывание кроссворда и отгадывание темы мероприятия

D:\Desktop\кроссворд.jpg

Учитель:  Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)

Тьютор: Если скажут слово- Родина, сразу в памяти встает                                    

Старый дом, в саду смородина,  толстый тополь у ворот.                                

У реки березка- скромница.  И ромашковый бугор…                               

А другим, наверно, вспомниться свой родной московский двор.                     

Беседа - А вы, ребята, как понимаете слово Родина? - Что Родина для каждого из вас? (тьютор передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака,  родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

 

Ученик 1:  

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

 

Ученик  2:  

Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб, за праздничным столом.

                                                                             

Ученик  3:   

Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды- Звезды мира над Кремлем.

- Как называется наша страна? (Россия или Российская  Федерация)

Рассказ учителя о России с применением физической карты России.

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран, но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек Раскинулась она.

- Посмотрите, на карте много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

Разгадывание ребусов, в которых зашифрованы названия городов России.

- А какие прекрасные города есть в нашей России. - Какие города вы знаете?

Я вам предлагаю разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов 

D:\Desktop\Смоленск.png

Смоленск

 D:\Desktop\ufa.gif

Уфа

D:\Desktop\voronezh.jpg

Воронеж

D:\Desktop\ivanovo.jpg

Иваново

D:\Desktop\Одесса .gif

Одесса

D:\Desktop\Сурок = Курск.png

Курск (сурок)

D:\Desktop\москва.jpg

Физкультминутка.

Знакомство с государственными символами г. Домодедово

 

Учитель:  Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

 

Тьютор: Имеет флаг, и гимн, и герб Российская держава.

И, как и все символы, они  жизнь нашу отражают.

- Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб).

 - Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Герб: 3 белых (серебряных) отесанных камня являются символом современной промышленности. Золотистый или желтый цвет – символ богатства, уважения, справедливости и великодушия. Голубой столб символизирует аэропорт «Домодедово». Красный является символом красоты, жизненной силы, мужества и праздника.

Флаг:  Домодедово представляет из себя прямоугольное полотнище желтого цвета  и расположенные в центре элементы герба Домодедова.

Одним из главных достопримечательностей нашего города является аэропорт «Домодедово».

D:\Desktop\герб.jpg

Практическая работа учащихся.

 

(Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

 

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это  торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. 

Тьютор:  Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.

Игра «Собери пословицу о Родине».

Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

Подведение итогов. 

Учитель: - Ребята! Понравилась вам наша сегодняшняя беседа?

- Что нового узнали о нашей стране?

- О чем расскажете дома?

 

Берегите Россию. Берегите Россию –

Нет России другой. Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце, Этот хлеб на столе

И родное оконце В позабытом селе.

Берегите Россию, Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой  (К.Синицын)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Кутузовская   школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Внеклассное мероприятие

                               «В стране занимательной математики».

Выполнила:

учитель начальных классов:

Шачнева Наталья Ивановна

Тьютор: Горина Татьяна Альбертовна

2023 – 2024 г

Тема: «В стране занимательной математики».

Цель: способствование формированию и проявлению познавательного интереса учащихся
Задачи:
• образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
• воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
• развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора
Формы работы учащихся: групповая

Форма: игра-путешествие.

                                                 Ход занятия

Оргмомент. Сегодня на уроке затеи, и задачи.
Игры, шутки-всё для вас: Пожелаем всем удачи,
За работу в добрый час

Вводная беседа

- А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия "5". Так появились числа. Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге

– Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший очень давно, считал, что числа очень важны для жизни людей. Он говорил о числах: "Миром управляют числа"

Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики  - Начнём путешествие по стране занимательной математики

Станции

• город Цифр
• город Геометрия
• полянка Смекалки

1) Покажи цифру: (Преентация)  - Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3.) - Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8) - Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? (2)

- Если цифра 6 перевернется, что случится? (9)

- Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)

- Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)

- Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы. (4)  - Молодцы, справились с разминкой, отправляемся в путь.

Задачи:

1. Муравьишка шёл домой,  вёз в тележке груз такой:

 Две травинки, две былинки,  три тяжёлые хвоинки. 
Сколько разных вещей  вёз в тележке муравей? ( 7 ) 

2. На плетень взлетел петух, повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов? - У кого ответ готов? (3)

3. По тропинке кошка шла,  за собой котят вела:

 Белых три  и чёрных пять.  Кто успел их сосчитать? ( 8 )

4. По траве бежал котёнок,  а  за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает,  сколько там бежало ног? ( 8 )

5. Мама яблоки купила на тарелку положила.

Их не трудно сосчитать. Красных три и желтых пять.

Спортивная (физминутка)

2) Город геометрия. Работа по карточкам

3) Полянка Смекалки

Игра «Слушай и считай». У каждого из играющих набор карточек с числами от 1 до 10. В руке учителя - палочка, которой он ударяет по бубну или барабану определенное число раз. Все играющие должны про себя считать количество ударов и поднять карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Игра «По порядку номеров». По сигналу ведущего игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.(5 игроков)

Новоселье в теремке. Жители теремка — мышка-норушка, лягушка-квакуш- ка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка — построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик — в домике с большим окном, а мышка — в домике с большим окном и высокой крышей.

Кто где живет?

https://ped-kopilka.ru/images/matem25(1).jpg

Заключительная часть «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»

Вот закончилась игра, результат узнать пора. 
Кто же лучше всех трудился и  в КВНе отличился?

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед! Звучит мелодия песни «Дважды два – четыре» автор слов – М. Пляцковский, композитор – В. Шаинский .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....