математика 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

урок математики по теме " Квадрат и прямоугольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass.docx69.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике по теме Прямоугольник и квадрат

Автор,  разработчик

МАОУ СОШ№47, г.Улан-Удэ

Предмет

Математика

Класс

1

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

УМК

Пособие для обучающихся «Математика и конструирование»

Тема

Прямоугольник. Квадрат.

Цель

Создать условия для формирования представлений учащихся о таких видах четырехугольников, как прямоугольник и квадрат, о существенных признаках прямоугольника и квадрата. 

Формы работы

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные термины, понятия

Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, прямой угол, противоположные стороны.

Планируемые результаты

Предметные умения: 

Учащиеся научатся:

различать  виды четырехугольников, выделяя их из  многоугольников;

получат возможность узнать признаки различия и сходства прямоугольника и квадрата, научатся получать квадрат из прямоугольника и прямоугольник из квадрата.

  Регулятивные УУД:

 готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.

 Познавательные УУД:

  исследовать ситуацию: чем похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат;

  использовать приобретённые знания в практических  работах.

  Коммуникативные УУД: 

  формулировать собственное высказывание, мнение;

  уметь слушать и слышать других.

  учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.

Оборудование

Интерактивная доска, карточки с заданием (углы), конверты с геометрическими фигурами, карточки с названием четырёхугольников и их отличительных признаков, счётные палочки, ножницы, угольники, картинки из геометрических фигур (для раскрашивания).

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Орг момент

- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры. Я желаю вам хорошего настроения.

- Как будем работать, чтобы урок прошел успешно?

  - Договорились ! Желаю вам удачи!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

- Быть внимательным

- уметь слушать друг друга

- помогать друг другу

- работать быстро, дружно, активно

2.Этап актуализации учебных знаний.

Повторить многоугольники и углы

Определение вида углов.

Индивидуальная работа

Оценивание в оценочном листе

Взаимопроверка

Открываем конверты

Работа с многоугольниками.

Сказка о фигурах

 - Сегодня мы вновь отправляемся в страну Геометрия и будем с вами исследователями.

 - Давайте вспомним, с какими жителями страны Геометрия мы знакомились на прошлых уроках?

 

 -Предлагаю проверить одно задание, которое делали ребята из другого класса. Они утверждают, что это многоугольники. А вы согласны?

- Почему не согласны?

(- Однажды в королевство многоугольников постучались такие фигуры. Внимание на экран. Кого из них не пропустили?. Почему?)

-Какие фигуры называются многоугольниками?

- На какие группы вы разделите многоугольники?

 -Что такое угол?

 - Какие углы вы знаете?

 - Каким способом определяем вид угла?

УГЛЫ сегодня на уроке будут нашими помощниками.

 - У каждого на столе есть карточки с заданием. Переверните.

Догадайтесь, какое задание надо будет выполнить?

. Определите вид каждого угла и исключите лишний угол.

 - в оценочном листе спрогнозируйте свой результат.

Проверьте друг у друга. Совпали ваши мнения? У какой пары разные ответы.?

Какой угол вы исключили?

Докажите, что он острый

Учитель проводит проверку на интерактивной доске.

 - Что общего у оставшихся углов?

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием.

 - Какое умение мы проверили сейчас?

Открываем конверты Разложите фигуры перед собой.

 - Найдите среди многоугольников фигуры, у которого все углы острые? Покажите. Можете проверить. Как называется фигура?

- Покажите фигуру , в которой все углы тупые? Как называется?

- Какие фигуры остались? Они будут темой нашего урока.

*.

         Что вы можете сказать об этих фигурах?

Значит эта фигура не квадрат , а прямоугольник.

Предлагаю послушать интересную историю про эти фигуры.

 

Жил на свете важный квадрат. Кого бы ни встретил он на своем пути, всегда хвалился: Посмотрите, на меня, какой у меня красивый вид.. Красивее меня нет фигуры на свете!" Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". Однажды встречает он на пути фигуру прямоугольник. Пригляделся Квадрат к нему и увидел что-то знакомое.

Квадрат спрашивает у Прямоугольника: 
– А мы не родственники с тобой? 
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. –
Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

СЛАЙД №1

Углы, многоугольники, ломаные, отрезки, точка и т.д.

Лишние фигуры овал и круг.

Это такие фигуры, которые имеют несколько углов.

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Прямые, острые, тупые,

Угольник.

Определить углы, или найти лишний угол

Если угол больше прямого – то он тупой, если меньше прямого – то он острый.

Задание выполняет каждый ученик, затем взаимопроверка.

Угол №3. СЛАЙД №2

.

Уметь определять углы.

Показывают фигуру треугольник

Пятиугольник

Четырехугольники

Квадрат и прямоугольник

 У них 4 прямых угла. Они прямоугольники.

3.Постановка темы и задач урока.

4  Поиск решения («открытие нового знания»)

Парная работа

 - А давайте мы определим, какие  4 признака сходства  и какая у них общая фамилия.

- Какую учебную задачу поставим на урок?

-  Что мы с вами должны выяснить?

 (сравнить эти фигуры и узнать, какими свойствами они обладают, что общего в данных фигурах и чем они отличаются? (если дети не скажут)

 -

 

Предлагаю сравнить эти фигуры по составленному плану и по ходу будем заполнять таблицу сравнения

План исследования

  1. Определите названия геометрических фигур.  
  2. Посчитайте количество углов у каждой фигуры.

  1. Определите количество  прямых углов

у каждой фигуры.

  1. Посчитайте  количество сторон  у каждой фигуры.
  2. Измерьте длины сторон каждой фигуры.

Сделайте вывод.

Таблица сравнения

1

Названия геометрических фигур

квадрат

прямоугольник

2

Количество углов

4

4

3

Количество  прямых углов

4

4

4

Количество сторон  

4

4

5

Длины сторон

 одинаков

 разные

 

 Вывод:

 

 

Учитель: - Имя это геометрической фигуры прямоугольник. Какой четырёхугольник называется прямоугольником?

если все углы прямые

И всего угла четыре,

Ну, а по две стороны

Противоположны и равны,

Этот четырёхугольник

Назовём прямоугольник.

Сравнение квадрата и прямоугольника.

Учитель: - Положите перед собой прямоугольник. Противоположность сторон прямоугольника мы проверяем с помощью линейки, но есть и другой способ: перегните прямоугольник, повернув его к себе короткие стороны. Проверьте данное утверждение.

Дети перегибают и делают вывод.

Дети: - Стороны совпали, значит, они равны.

Учитель: - Проверьте равенство длинных сторон. Перегните прямоугольник.

Дети: - Противоположные стороны совпали.

Учитель: - Положите рядом квадрат. Обследуйте ещё раз его стороны. Чем похожи и не похожи квадрат и прямоугольник?

- Посмотрите на их углы. А теперь сравните стороны.

Дети обследуют сначала квадрат, затем прямоугольник.

Дети: - У квадрата и прямоугольника углы прямые. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника - только противоположные равны.

Учитель: - У изученных четырёхугольников одна сторона называется длина, а другая -ширина. Покажите длину и ширину прямоугольника.

Дети показывают.

Учитель: - У квадрата если одна сторона длина, то другая - ширина. Они всегда одинаковые. Покажите длину и ширину квадрата.

Дети показывают.

-Что мы знаем про стороны прямоугольника?

- А теперь измерьте стороны квадрата.

-Что выяснили?

- Что вы знаете про углы прямоугольника?

- Сравните углы прямоугольника и квадрата. Что можно сказать про углы квадрата?

Таблица  сравнения

Прямоугольник и квадрат.

Сравнить фигуры, какими свойствами , признаками обладают они.

Четырёхугольники (у них 4 угла, 4 вершины и 4 стороны).

Прямые (все учащиеся проверяют с помощью угольника и обозначают спец.значком).

Может быть есть равные.

Мы знаем 3 способа:

2. измерением

3. перегибанием модели прямоугольника

Каждый учащийся измеряет, далее- обсуждение в группе). Каждая группа говорит о своих результатах.

Противоположные стороны прямоугольника равны.

Оценивают свои достижения.

Все учащиеся проверяют углы с помощью угольника, после – обсуждение в группах и обозначают углы спец.значком.

Все углы прямые.

Можно заменить слово четырёхугольник словом ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Ё

Учащиеся исследуют стороны квадрата и приходят к выводу, что все они равны.

Оценивают свои достижения.

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

У изученных четырёхугольников одна сторона называется длина, а другая -ширина. Покажите длину и ширину прямоугольника.

- Ещё раз посмотрите на углы прямоугольника и квадрата. Прямоугольник так назвали, потому что у него прямые углы. А у квадрата углы прямые? Как можно его ещё назвать?

Дети: - Прямоугольник.

Учитель: - Да, прямоугольник, но с какими сторонами?

Дети: - Равными.

Учитель: - Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами.

-

Учитель: - Ещё раз посмотрите на углы прямоугольника и квадрата. Прямоугольник так назвали, потому что у него прямые углы. А у квадрата углы прямые? Как можно его ещё назвать?

Дети: - Прямоугольник.

Учитель: - Да, прямоугольник, но с какими сторонами?

Дети: - Равными.

Учитель: - Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами.

Дети: - Это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.

   Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Прямоугольнику я брат,

Называй меня квадрат.

- Откройте учебник на странице 34.

- Прочитайте правило.

- Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?

Оцените свою работу.

Из истории

- Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре.

-  А вы знаете слова с частью «квадр» или «квар»?

Посмотрите на экран:

-четырёх музыкантов выступающих на сцене называют квартет;

-

-квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах;

-квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей;

-квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца);

-а это одно из семи чудес света, сохранившееся до наших дней – пирамида Хеопса в Египте. В основании пирамиды – квадрат.

- Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами.

4. Этап  первичной проверки знаний.

 

Давайте поучимся строить прямоугольник, используя свойства сторон.

Дети строят, выбирая разной длины полоски.

Учитель: - Подумайте, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат?

Дети: - Можно достроить квадрат.

дети достраивают квадрат.

- Готовы ли вы проверить свои знания?

 - Перед вами предложения – утверждения. Если вы согласны с ним, то раскрасьте флажок зелёным цветом, если не согласны – то красным карандашом.

1. У прямоугольника все углы прямые.

2. Любой прямоугольник является квадратом.

3. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.

4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

5. У прямоугольника противоположные стороны равны.

Учитель проводит проверку на интерактивной доске.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием.

Да.

Учащиеся закрашивают флажки зелёным или красным цветом.

СЛАЙД №3.

Ученики проверяют себя, ставят «+» или « - « напротив каждого флажка.

Оценивают себя.

5.Этап первичного закрепления

Задание:

 - А можно ли из прямоугольника получить квадрат?

 - Покажите - как?

 - Докажите, что это квадрат.

 - А можно ли из квадрата получить прямоугольник?

 - Покажите – как?

 - Докажите, что вы получили прямоугольник?

 - А будут ли ваши получившиеся прямоугольники равны?

 - Докажите.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием.

Задание (РЕЗЕРВ):

  - Возьмите 10 палочек и составьте из них 3 квадрата.

 

 - Проверьте себя – на стр.63 №4.

 - А сколько получилось прямоугольников?

 - Выполните последнее задание: уберите 2 палочки так, чтобы остался один прямоугольник.

 - Проверьте друг друга.

В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием.

Можно.

Складывают, отрезают лишнее.

Доказывают любым способом.

Можно.

Складывают и разрезают.

Доказывают любым способом.

Да.

Накладывают друг на друга.

Оценивают свои достижения.

Проверяют себя.

Шесть.

Проверяют друг друга.

Оценивают свои достижения.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Если вы желаете – вы можете продолжить быть и дома наблюдателями, исследователями и даже творцами:

 - понаблюдайте, что в окружающей нас жизни имеет форму квадрата и прямоугольника и нарисуйте на листе эти предметы;

 - а можете, кто захочет – выбрать для себя рисунок, найти в нём все квадраты и закрасить их зелёным карандашом, а все прямоугольники – красным.

7.Этап рефлексии учебной деятельности и эмоциональной рефлексии.

 Рефлексия учебных действий:

1. Я узнал…

2. Я понял…

3. Я запомнил…

4. Я могу объяснить…

5. Мне было трудно…

Рефлексия эмоционального состояния:

 - На доске вы видите 3 прямоугольника (один – улыбается, другой – спокойный, третий – грустный). Выберите тот прямоугольник, который соответствует сейчас вашему настроению и подарите ему квадратик.

  - Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за работу!

СЛАЙД№4.

Учащиеся отвечают на вопросы.

СЛАЙД №5.

Каждый ученик выходит к доске и перетаскивает квадратик к выбранному прямоугольнику.

        

Лист самооценки

 

Содержание задания

                справился

без ошибок

допустил 1-2 ошибки

не справился

1

Распределить геом.фигуры

на группы

2

Работа по карточке

«Фигуры. Углы»

3

Исследование «Свойства квадрата, прямоугольника»

4

Нахождение периметра квадрата/прямоугольника

5

Построение квадрата

с помощью угольника

 

                                Результат:

                               План  работы

  1. Определите названия геометрических фигур.  
  2. Посчитайте количество углов у каждой фигуры.

  1. Определите количество  прямых углов

у каждой фигуры.

  1. Посчитайте  количество сторон  у каждой фигуры.
  2. Измерьте длины сторон каждой фигуры.

Сделайте вывод.

Занесите все данные в таблицу сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...