Урок: «Таблица умножения и деления с числом 8».
план-конспект урока по математике

Открытый урок,  3 классе. Тема :«Таблица умножения и деления с числом 8». 2 четверть. Открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematik_2023.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                 План конспект учебного занятия

 Регионального заочного конкурса методических разработок

                                           «Мой лучший урок»

Учитель: Русанова Лариса Александровна.

Класс: 3.

Учебный предмет: математика.

Тема раздела программы: табличные случаи умножения и деления.

Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 8».

Цели:

Образовательная:

  • Сконструировать таблицу умножения на 8, опираясь на свойства умножения;

        исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении для создание соответствующих случаев деление на 8.

        найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания; решать задачи на нахождение произведения .

   Развивающая:

  • развивать вычислительные навыки;
  • развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • развивать самооценку, умение работать самостоятельно;
  • развитие функциональной грамотности.

          Воспитательная:

  • воспитывать умение вести учебный диалог;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;

На уроке предполагалось формирование следующих УУД:

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию; отличать новое от уже известного; добывать новые знания.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать свои действия в связи с поставленной задачей, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;

Коммуникативные УУД

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

Формировать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

 закреплять знания изученной таблицы, устных приёмов вычисления примеров разного вида;

  усовершенствовать умения решать задачи; повторять понятия уравнения, подбор корня уравнения;

  усовершенствовать умения ориентироваться в геометрическом материале.

 анализировать, найти закономерности при составлении таблицы; применить полученные знания на практике;

Личностные:

  • развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • формировать  положительное отношение и интерес к изучению математики,
  • стремиться к получению новых знаний, понимание причин успеха в учебе.

Метапредметные:

  • развивать умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки:
  • совершенствовать  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характер

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы освоения урока: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная

На уроке использовались элементы технологии: игровая технология через системно- деятельностный подход.

Материально- техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, доска.

Межпредметные и внутрепредметные связи:

  • опора на ранее полученные знания по другим предметам;
  • формирование у учащихся научного мировоззрение, видеть мир в движении и развитии.

Для эффективной реализации цели и задач урока были использованы игровые моменты.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

На уроке использованы следующие методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, работа с элементами исследования.

3. По дидактическим целям: изучение нового материала, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, закрепление, физкультминутка, самостоятельная работа, рефлексия

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

5.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

6. На основе целостного подхода к процессу обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Структура урока соответствует типу урока

1) организационный момент

2) актуализация знаний

а) работа с числовым рядом чисел

б) минутка чистописания

в) работа с геометрическим материалом

3) самоопределение к деятельности

4) изучения нового материала

а) формулирование темы, целей и задач урока

а) коллективная работа по созданию новых случаев таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 8

5.  физкультминутка

6. закрепление изученного материала

7. рефлексия.

8.  домашнее задание

Продолжительность урока: 40 минут.

Место проведения: кабинет начальной школы

План урока:

В течении всего урока учитель на доске (с краю) выстраивает общий красочный дом-аппликация (в ходе урока, приклеивая – подушка, фундамент, бревно 1, бревно 2, бревно 3, крыша, окно, дверь) .

1. Организационный момент

      Учитель. Доброе утро! Продолжите, пожалуйста, мою мысль:

«Всё на свете из чего – то состоит.

Облака – из множества водяных…

Дети. Капель. (Слайд –картинка облачко с дождем)

Учитель: Лес – из …

Дети. Деревьев. (Слайд – деревья в лесу)

Учитель. Речь из …

Дети. Из предложений. (Слайд- текст, где крупно видны точки в предложениях)

Учитель. Наш класс – из …

Дети. Учеников. (Фото нашего класса)

Учитель. Хорошее настроение – из …

Дети. Улыбок. (Слайд смайликов)»

Учитель. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня!

Учитель. Отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить и дня.

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров родимый, тёплый? …

Дети. Дом.

Учитель.  Сегодня на уроке мы будем строить дом, каждый свой , но и наш общий , где будет  царить: мир, трудолюбие, аккуратность, старание, внимательность, доброжелательность. (На слайде показаны картинки, ассоциативно связаны к данным словам).

Учитель. Готовы соблюдать на уроке правила дружбы?

Дети. Да.

Учитель. Что вы ждете сегодня от нашего урока?

Дети: Что то новое узнать.

-Учитель. От кого это зависит?

Дети. От нас.

Учитель. Запишите сегодняшнее число и классная работа.

Учитель. Мы живем в селе Введенщина, красивое место, где протекает великая река Иркут, которая связана с легендой об озере Байкал. Более 300 лет назад здесь было основано поселение.  Люди заметили достопримечательности этого места. Почему?

Дети. Люди собирают осенью ягоды, грибы. Круглый год, ловля рыбы, имея опыт, ловли подо льдом, чистый воздух, строительство собственных домов.

Учитель. Какие построены дома в селе Введенщина?

Дети. Кирпичные, брусковые, шлак заливные, бетонные (на слайде показаны картинки таких домов)

Учитель. Какой будем строить дом мы?  (Предлагают разные варианты)

Дети. Деревянный.

 Учитель. Почему выбрали это качество дома?

Дети. Дерево держит тепло, в таких домах легко дышать.

      Учитель.  Наш общий дом мы будете собирать по бревнышку. Каждый этап строительства нашего  общего  дома будет сопровождаться заданием. На парте у вас лежит лист оценивание, в котором вы будете ставить баллы себе и товарищу за выполнение заданий на уроке. Баллов может быть от 1 до 5.

Задание

Моя оценка

Оценка товарища

1

Определить лишний ряд чисел, выписать нужное число

2

Начертить прямоульник с заданной площадью и найти периметр

3

 Решение примеров (табличные случаи)

4

Работа в паре

5

Решение задачи

6

Решение уравнения

Общее количество баллов:

Оценка учителя:

2. Актуализация знаний.

Закладываем основу для дома – подушку. Для этого нам нужно выполнить следующее задние.

Задание №1

Учитель. Определить какой ряд чисел лишний.  

2  4  8  10

5  10  15  20  

3  14  25  48  

 (3  14  25  48 )

Дети. (3  14  25  48 )

Учитель. Почему?

Дети. В первом и во втором ряду закономерность: все ответы таблицы умножения на 2, во втором на 5.

      Учитель. Выписать из этого ряда число, в котором количество единиц в 2 раза больше количества     десятков.

Дети.48, так как 8 больше 4 в 2 раза.

Учитель. В листе оценивания оцените себя при выполнении данного задания.

Учитель. На что необходимо обратить внимание, закладывая фундамент?

Дети. Размер будущего дома.

Учитель. Почему так важно знать площадь дома?

Дети. Чем больше площадь дома, тем больше необходимо затрат на строительство.

Задание №2

Учитель. Чему равна площадь данного квадрата, если его сторона - 6 см? ( на слайде  нарисованный с обозначением сторон).

Дети.36 кв. см., так как, чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину, а у квадрата все стороны равны. Поэтому 6*6=36

Учитель. В тетради, начертите прямоугольник с такой же площадью как у квадрата. Форма дома будет у всех одинаковой?

Дети. Нет, так как есть варианты решений: 36*1, 4*9, 2*18

Учитель. Форма какого дома будет более правильной из всех ваших чертежей (слайд показан с возможными чертежами.)

Дети.4*9, так как имеет больше пространства внутри высказывания детей). Его можно расположить на участке так, чтоб было удобно планировать какие-либо другие постройки и насаждения.

 Учитель. Найдите периметр вашего дома. Периметр будет у всех одинаков?

Дети. Нет, у каждого разные размеры.

Учитель. Предлагаю поменяться тетрадками и проверить своего товарища по парте, верно ли он начертил прямоугольник с заданной площадью и вычислил периметр дома , в листах оценивания,  в графе оценка товарища, поставьте балл, так же оцените и свою работу над этим заданием.

3. Самоопределение к деятельности.

   Учитель. Возникли ли у кого сложности при выполнении задания? (Если есть сложности учитель вместе с ребятами разбирает данное задание фронтально).

Учитель. Мы с вами определили какой нам нужен материал, для строительства нашего дома, находя, площадь и периметр вы определили более выгодные и удобные размеры дома. Начинаем строительство нашего общего классного дома дома:(учитель показывает на обороте доски аппликацию где есть: (подушка, фундамент..., постепенно в течении урока приклеиваются детали, в конце урока получается дом.))

 (Бревнышко№ 1)

Задание №3

Учитель. На карточках записаны примеры табличных случаев умножения, выполните решение самостоятельно. Проверьте по эталону на слайде.

Учитель. Всем ли удалось справится? Оцените свои знания на данном этапе урока. Поставьте себе балл.

Учитель. Какой пример вызвал затруднение?

2*8=      4*8=   6*8=  

3*8=      5*8=   7*8=  

Дети. 8*8= 

Учитель. Что необходимо знать, чтобы найти решение данного примера.

Дети. Таблицу умножения на 8.

4. Изучение нового материала. (Фронтальная работа)

Учитель. Сформулируйте тему урока.

Дети. Изучить таблицу умножения на 8.

Учитель. Какие задачи вы ставите перед собой?

Дети. Научится умножать и делит на  число 8.

Учитель. Что необходимо вспомнить для изучения данной темы?

Дети. Изученный материал ранее.

Учитель. Запиши пример в тетрадь. Какое правило вам поможет решить данное произведение?

Дети. Умножение- это сумма одинаковых слагаемых

Учитель. Выполните решение, применив данное правило. (У доски работает ученик)

Учитель. По какому принципу построены табличные случаи умножения и на 8 в том числе? Дети. Каждое следующее произведение больше предыдущего на 8.

Учитель. Применив это принцип,  составьте следующие табличные случаи умножения на 8. (у доски работает ученик).

Учитель. Какое свойство вам необходимо вспомнить, для составления табличных случаев деления с числом 8?

Дети. Если произведения чисел разделить на один  множитель, то получится другой множитель)

Учитель. Используя, это свойство составьте и запишите соответствующие случаи деления с числом 8. (у доски работает ученик)

Учитель. Сравним, выполненное вами решение с записью в учебнике. Составленные вам выражения верны.

5. Физкультминутка.

Игра «Класс» (если учитель произносит слово «Класс» ученики выполняют упражнение, если просто просит выполнить действие- дети задание не выполняют.

Игра: «класс-руки вверх», «руки- в стороны», «класс -руки на пояс», «класс -руки в стороны», «отпустите руки». (Учитель замечает самого внимательного, хвалит его.)

6. Закрепление изученного материала.

-Учитель. Продолжаем строительство нашего дома, (бревнышко №2.)

Задание № 4 Решение задачи по учебнику. (стр 62 №3:)

Учитель. Прочитайте задачу.  (В зоомагазине в 8 аквариумах 64 рыбки, поровну в каждом. Сколько аквариумов занимают 32 рыбки?)

Учитель. О чем говориться в задачи?

Дети. О рыбках, в аквариумах.

Учитель. Что известно в задаче?

Дети. Известно, что в 8 аквариумах 64 рыбки

Учитель. Что необходимо найти?

Дети. Сколько аквариумов понадобится для 32-х рыбок.

Учитель. Каким способом предлагаете записать задачу кратко?

Дети. Способ записи краткой записи удобен в таблице.

Учитель. Предлагаю работу в парах. На парте лежат два варианта заполнение таблицы, подумайте с товарищем какой верный и запишите его в свои тетради.

Вариант 1

Количество рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

Количество рыбок во всех аквариумах

?одинаковое количество

8 а.

64р.

32р.

Вариант 2

Количество рыбок в 1 аквариуме

Количество рыбок во всех аквариумах

Количество рыбок во всех аквариумах

8 а

? одинаковое количество

64р.

32р.

Учитель. Пара, которая готова, докажите свой вариант ответа, выберите отвечающего, который будет доказывать ваш вариант.

Дети. Первый вариант верен, так как количество рыбок в одном аквариуме не известно, а 64 рыбки помещены в 8 аквариумах.

Учитель. Все согласны с данным ответом, проверьте в ваших парах так ли составлена таблица.

Учитель. Оцените себя и своего товарища в данной работе и поставьте в лист оценивания количество баллов себе и товарищу по парте.

Задание №5

Учитель. Какой способ решения задачи более удобен?

Дети. По действиям. (Могут предложить решение данной задачи, записав, математическое выражение). Если, кто из вас знает решение задачи –работаем самостоятельно (учитель во время решения одного ребенка у доски, оценивает ребят тех, которые выполнили задание быстрее)

Один ученик у доски – по желанию учителя.

Учитель. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос, сколько необходимо аквариумов?

Ученик. Нет, я не знаю, сколько рыбок в 1 аквариуме.

Учитель. Можешь узнать сколько рыбок в одно аквариуме?

Ученик. Да, 64/8=8 (р)- рыбок в 1 аквариуме.

Учитель. Теперь можешь узнать сколько понадобится аквариумов для 32 рыбок?

Дети. 32/8=4 (а) нужно для 32 рыбок.

Учитель. Ответ запиши полностью.

Учитель. Оцените себя в листах оценивания: было все понятно, справился легко, задачу не понял.

Учитель. Закладываем бревнышко №3.

Учитель. Что видите на слайде?

Дети. Уравнение.

Учитель. Докажите?

Дети. Записаны математические выражения с неизвестным.

Задание № 6

Учитель. Выберите уравнение, в котором неизвестное находим, применив, действие деления.

х-16=40    х*8=72   х/8=8

 Работаем самостоятельно.

Учитель. Сравните свой выбор и решение с эталоном. (Слайд) Заполните лист, поставив себе балл за выполнения данного задания.

Учитель. У кого были затруднения? (Если возникли затруднения учитель показывает верное уравнение х*8=72). Почему данное уравнение решается действием деления?

Дети.  Неизвестен 1 множитель, чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. (Ребенок из класса показывает решения данного уравнения, оценивается учителем.

7. Рефлексия.

Учитель. Дом построен, но чего то не хватает.

Дети. Крыши, окна, двери.

Учитель. Крыша дома –это итог урока.

Учитель. В начале урока вы приняли правило дружбы, старания внимательности, взаимопомощи, удалось справится с этой задачей?

Учитель. Какую цель вы поставили сегодня на уроке? Достигли ли вы цели урока? высказывания детей)

Учитель. Что интересного было на уроке?

Дети. Применили наши знания, узнали новые табличные случаи умножения и деления на 8, узнали о том, что перед строительством чего- либо нужно провести расчеты, выбрать материалы, чтоб максимально сэкономить наш бюджет. На уроке мы оценивали себя и товарища. Укрепляли наши знания при решении задач, используя краткую запись ввиде таблицы

Учитель. В течении всего урока вы оценивали свои действия на уроке. Посчитайте общий балл: если у вас в сумме от 35 до 40- ваша работа на отлично, если от 25до 35 , то вы работали хорошо, а если меньше, то надо постараться  (данным критериям соответствует слайд)

Учитель. Оцените свою работу при помощи смайликов. Выбрать нужно только один, исходя из количества баллов в вашем листке оценивания). Заселите, выбранных вами смайликов в домик, а именно в окошко, что бы нам посмотреть, как прошел сегодня наш урок.

Учитель. Лист оценивание вложите в тетрадь, при проверки я учту вашу самооценку и взаимооценку на сегодняшнем уроке.

8. Домашнее задание.

Учитель. Что бы вы еще предложили к нашему общему дому?

Дети. Дверь.

Учитель.  Дверь, это открытие к новым знаниям. Домашнее задание.

Учитель. Предлагаю выполнить обычные действия, применив, знание и умение, которое вы получили сегодня на уроке. (Решение табличных случаев умножение и деление в пределах 8)- работа по учебнику (4*8,6*8,  64/8  и т.п…)

Учитель. Применить изученный материал, и выполнить решения на все арифметические действия. (8*8-16+2, 64/8-5= и т.п)-работа по карточке , выбор ребенка.

Учитель. Урок окончен.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/

1DsmhrYZln2Lh88un07As0xjeYBsNMDBwzDi5zndHzx0/edit?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Таблица умножения и деления с числом 7""

Это первый урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 7»Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, ...

План конспект урока "Таблица умножения и деления с числом 5"

Урок по математике  3 класс " Таблица умножения и деления с числом 5"Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: учить выполнять умножение и деление на 5Планируемые результаты:личностные ...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....

Открытый урок "Таблица умножения и деления с числом с числом 8".

Открытый урок "Таблица умножения и деления с числом с числом 8"....

Разработка урока математики в 3 классе Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9».

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9.Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в конт...

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление...