Конспект урока математики,3 класс "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Загребина Наталья Викторовна

Конспект урока математики по теме "Единицы времени:год,месяц".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx384.12 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Единицы времени»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для формирования понятий: «Время», «Единицы времени: год, месяц».

1.Образовательные:

формировать у обучающихся представления о годе, месяце, неделе; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени

2.Развивающие:

продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать  учебный материал,  воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.

3.Воспитательные:

воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

Формируемые УУД:

УУД:

познавательные: выделять необходимую информацию из объяснений/рассказа о единицах времени, строить логическую цепь рассуждений через вопросы, задаваемые учителем по теме «Единицы времени»;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке математики, соотносить поставленную цель по теме «Единицы времени» с полученными результатами деятельности;

коммуникативные: уметь слушать и слышать других, слушая ответы на вопросы по теме «Единицы времени», уметь взаимодействовать с другими одноклассниками при разборе заданий;

личностные: стремление к преодолению трудностей на уроке, формирование положительной мотивации.

Оборудование к уроку: учебник «Математика» 3 класс, 1 часть (М.И.Моро), презентация,  карточки.

Организационный момент.Эмоциональный настрой.

 Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика!

- Как вы понимаете эти строки?

(ответы детей).

Актуализация знаний .Математический диктант (по индивидуальным карточкам)

 Считаем, находим ответ и обводим его вместе с буквой, которая написана рядом.

1. Множители 7 и 8. Найди произведение. (Я)56

2. Делимое 54, делитель 6. Найди частное. (Р)9

3. Найди произведение чисел 7 и 6. (М)42

4. Найди частное чисел 63 и 9. (В)7

5. 6 увеличить в 4 раза. (Е)24

Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?

7;  9; 24; 42;56

ВРЕМЯ

- Как вы понимаете значение этого слова? (ответы учащихся).

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

-Давайте обратимся к словарю Ожегова.(читаем по словарю значение слова).

- Это многозначное слово и спользуется не только в математике,но и в других науках.

-А как вы понимаете значение такого выражения:

ВРЕМЯ-ДОРОЖЕ ДЕНЕГ?

 Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина.

 Время понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого»

-Можно ли время измерить?

-Как это сделать? Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Кто попробует сформулировать тему урока?

Тема нашего урока: «Единицы времени.ГодМесяц.Сутки»  

Какую цель поставим перед собой? А какие задачи?

 Сегодня на уроке мы уточним  и расширим знания о единицах измерения времени, закрепим умение определять время, будем развивать вычислительные  навыки, постараемся  рационально  использовать   время.

- Итак, какие  единицы  времени вы знаете ?  - час, минута

-О чем хотите узнать?

Открытие новых знаний.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

Век живи, век учись.

Обещанного 3 года ждут.

Делу время, а потехе час.

Неделя год кормит.

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

 Вспомним сказку В.И. Даля  « Старик - годовик» (аудиозапись с остановками)

« Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

-Какое это время года?

-Ребята, а что это  за птицы?

-А какие это месяцы?

-Сколько раз взмахивал Старик –Годовик рукавом ?

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.

-Что это за крылья у каждой птицы?   (времена года)

- В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо со своим именем.

-Что это за семь перьев?   

- Назовите  дни недели по порядку.

- «Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

- Кто отгадает последнюю загадку?

-Почему старика-волшебника годовиком называют?

-Что же такое год?

- Давайте еще раз вспомним, о чем  говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).

- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)

- Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)

Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.

Рассказ:  Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. 

1 год – 12 месяцев.

-Назовите месяцы по порядку.  

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

– А как можно определить по серпу месяца, какой он – «молодой» (растущий) или «старый» (идущий на убыль).

- А знаете ли вы способ легкого запоминания дней в каждом месяце? (показать, если не знают) СЛАЙД

- Давайте еще раз вспомним, о чем  говорил старик годовик?

Почему в месяцах разное количество суток?

 - А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта.  В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.

 - Какой месяц ещё не назвали?

- Почему?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2020год – високосный, назовите следующий високосный год. (2024)

 - А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев  на календарь.

Если последние 2 цифры в числе делятся на 4 ,то этот год будет високосный.

 Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадь единицы времени. ( Слайд)

1 год = 12 мес.

1 мес. = 30 сут. или 31 сут.

1 год = 365 сут. или 366 сут.

24 часа=  ?

Какую величину надо поставить вместо знака вопроса?

- Что объединяет все эти слова?

 Какой предмет помогает определить дату?- Календарь

– Почему думаете, что это календарь?

Рассказ: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

Музыкальная физминутка.

Первичное закрепление материала.Работа по ученику.

https://skr.sh/i/130122/VjCTtNRN.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2013-01-2022%2019:11:55.jpg

-Что записано в календаре с левой стороны? Как распределены числа? Что расположено горизонтально?

-Почему одни цифры чёрные, а другие красные?

-Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения согласно этому календарю.

 -Посчитайте, сколько месяцев в году?

- С какого месяца начинается календарный год?

- Какие месяцы  в этом году уже прошли?

- Сколько дней в декабре?

- В какие ещё месяцы 31 день?

- Назовите месяц, который начнётся после марта?  

- Сколько дней в апреле?

- В какие ещё месяцы 30 дней?

-Почему в месяцах разное количество суток?

 - А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта.  В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.

 - Какой месяц ещё не назвали?

- Почему?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.- А каким является 2024 год?

Решение задачи 2 стр. 99.  Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце?

Сколько недель в одном месяце?(4)  А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)

1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.

2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.

Ответ: 91день, 12недель

                                                                                         

математика 3 класс Моро, Бантова - 1 часть страница 99, номер 6


.                                    (задание для 2-х сильных учеников № 8.)

1) Из чисел 6, 2, 15 и 5 составь две суммы так, чтобы значение одной было в 3 раза меньше значения другой суммы.
2)
Из тех же чисел составь две разности так, чтобы значение одной было в 3 раза больше значения другой разности. Проверка.

Подведение итога урока

«Кто        быстрее?»                              
1 сут 3 ч = … ч              
27

1сут 4ч         =...ч  28
2 сут 5 ч = … ч              
53

2 сут 8 ч = … ч              56

1 сут 13ч = ….ч              37

Домашнее задание.

Расшифруйте на карточках пословицы и поговорки,заменив выделенные числа боллее крупными единицами.

100 лет живи,100 лет учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Делу время,а потехе 60 минут.

7 дней -12 месяцев кормят.

Рефлексия. – Сегодня на уроке я узнал…

                       Мне очень понравилось…

.                       -Давайте составим синквейн к слову

Время

Быстротечное,невозвратное.

Идет,бежит,останавливается.

Время не остановишь!

Жизнь!

- Желаю вам не тратить время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым делом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики в 1 классе умк школа россии десятичный состав чисел 11-20 и презентация к уроку

конспект урока математики в 1 классе. умк "школа россии " Тема: "Десятичный состав чисел 11-20 ". Презентация к уроку содержит  логическое задание (устный счет) и две авторские интерактивные дида...

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

Конспект урока математики по теме: «Что узнали. Чему научились». 1 класс. Программа «Школа России» «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

ТЕМА: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.ТИП УРОКА: закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать изученный материал.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (предметные): знать название и последо...