Конспект урока "Нахождение неизвестного слагаемого"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект открытого урока по математике "Нахождение неизвестного слагаемого" для 4-го класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 425.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Конспект
урока по математике
«Нахождение неизвестного слагаемого»
Тамбов
2021
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого»
Цель:
Содержательная: знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений.
Деятельностная: формирование умений решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом решения усложнённых уравнений;
- научить решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма;
- научить применять полученные знания при решении математических задач.
Развивающие: развивать математическую речь, умение устанавливать закономерности, внимание, логическое мышление, пространственное мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, воспитывать желание преодолевать трудности.
Планируемы результаты:
Предметные:
- учащиеся узнают об алгоритме решения усложнённых уравнений;
- учащиеся научатся решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма;
- учащиеся научатся применять полученные знания при решении математических задач.
Метапредметные:
УУД:
Познавательные:
- расширение словарного запаса учащихся;
- умение перерабатывать информацию;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель деятельности;
- умение составлять план действий по решению проблемы;
- умение осуществлять действия по реализации плана;
- умение соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
- умение организовать учебное сотрудничество;
- умение понимать другие позиции;
- умение оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Личностные:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки;
- понимание смысла учебной деятельности;
- ценность образования.
Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровье-сберегающая технология, развивающее обучение.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебная презентация, карточки для самостоятельной работы, учебник по математике 4 класс 1-я часть (УМК «Школа России», М. И. Моро).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||
1. Мотивация к познавательной деятельности - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики у вас проведу я. Садитесь. - Ребята, а вы любите сказки? - Я уверена, что вы обязательно предложите помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь так? - Сегодня мы отправляемся путешествовать по сказкам, и, преодолевая математические трудности, будем помогать тому, кто попал в беду. Согласны? - Тогда не будем терять времени, скорее отправляемся в путешествие! | Приветствуют учителя и садятся на свои места. Да. Да! Да! | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задач. | |||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Посмотрите на слайд:
- Гном предлагает нам вспомнить, как найти неизвестное слагаемое. Прочитайте название компонентов действия. - Какой компонент в этих примерах нам неизвестен? - С помощью какого действия мы можем найти неизвестное слагаемое? Как это сделать? - Давайте заполним таблицу полностью. Какое слагаемое необходимо подставить в первый пример? Почему? - Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему? - Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему? - Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему? - Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему? - Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему? - Мы выполнили задание Гномика и теперь он нам говорит, чтобы мы не забывали, как находить неизвестное слагаемое. Слайд | Слагаемое, слагаемое, сумма. Слагаемое. Вычитания – из суммы вычесть известное слагаемое. Слагаемое 4, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 4: 7 – 3 = 4. Слагаемое 20, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 20: 82 – 62 = 20. Слагаемое 52, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 52: 76 – 24 = 52. Слагаемое 785, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 785: 964 – 179 = 785. Слагаемое 448, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 7448: 523 – 75 = 448. Слагаемое 7175, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 7175: 8192 – 1017 = 7175. | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднений - А теперь мы встречаемся с Бабой-Ягой! Слайд. Посмотрите на запись на доске: х + 37 = 64 27+х = 52-18 42 + х = 80 х + 31 = 48:12 - Что здесь написано? - Что такое уравнение? - Что значит «решить уравнение»? - Чем похожи данные уравнения? - Как найти слагаемое? - Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков? - Какие уравнения вы можете решить? - Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить? По ходу произношения пунктов алгоритма, он появляется на интерактивной доске. - Какое уравнение по форме записи более сложное? - Второй столбик уравнений более сложный, чем первый. Такие уравнения называются усложнёнными. И мы должны научиться находить неизвестное слагаемое в таких уравнениях. | Уравнения. Выражение с неизвестным компонентом. Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством. Неизвестный компонент – слагаемое. Из суммы вычесть известное слагаемое. Во втором столбике в уравнениях в правой части представлен пример. Уравнения первого столбика. Алгоритм решения уравнения. 1. Записать уравнение. 2. Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/ произведения/частного. 3. Вспомнить правило, как находится неизвестное слагаемое в каждом из случаев – чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое. 4. Записать решение уравнения. 5. Сделать проверку. Второе. | Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности, формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей. | |||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения - Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд с темой урока. - Какую цель мы поставим перед собой? Слайд с целью урока. - Посмотрите на экран. Здесь план нашей работы на уроке, только в перепутанном порядке. Давайте восстановим правильную последовательность: 1) Самостоятельная работа для проверки знаний. 2) Решение усложнённых уравнений. 3) Знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений. 4) Подведение итогов. - Давайте проверим ваши ответы: 1) Знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений. 2) Решение усложнённых уравнений. 3) Самостоятельная работа для проверки знаний. 4) Подведение итогов. - Вы правы, будем работать по этому алгоритму. Бага-Яга даже поседела от злости, что мы уже преодолели столько трудностей! Но теперь она нам не помеха! | Нахождение неизвестного слагаемого в усложнённых уравнениях. Познакомиться с алгоритмом решения усложнённых уравнений и научиться их решать. 3214. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск разнообразных способов решения задачи, структурирование знания. | |||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта - Взгляните на слайд. Это Герда ищет своего друга Кая! И чем быстрее мы научимся решать усложнённые уравнения, тем быстрее Герда спасёт Кая! Так давайте же вернёмся к усложнённым уравнениям. Запись на доске: х + 31 = 48:12 - Можно ли сразу решить такое уравнение? - Подумайте, как решить такое уравнение? Если не могут объяснить, учитель начинает разбор решения. - Что неизвестно в уравнении? - Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? - Можем ли сразу найти неизвестное слагаемое? - Почему? - Чем выражена сумма? - Что сначала нужно сделать? - Давайте решим уравнение. Учитель объясняет и записывает на доске, учащиеся в тетради. - Читаем уравнение: сумма чисел х и 2 равна частному чисел. - Вычисляем значение выражения в правой части. - Записываем. - Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы 34 вычесть известное слагаемое 15. получается 19. - Проверяем, подставляем вместо х его значение. Вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно. - Объясните решение второго уравнения по алгоритму: 27+х = 52-18 - Мы познакомились с алгоритмом решения усложнённых уравнений и даже научились его применять при решении подобных уравнений. А Герда нашла и спасла Кая. Слайд. | Нет, сначала нужно решить пример во второй части. Выдвигают версии. Слагаемое. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Нет. Нам неизвестна сумма. Частным. Нужно найти частное и чисел – упростить уравнение. 68:2=34. х + 15 = 34. 34 – 15 = 19. 19 + 15 = 68:2. 34=34. Читаем уравнение: сумма чисел 27 и х равна разности чисел. Вычисляем значение выражения в правой части. 52-18=34. Записываем уравнение: 27+х=34. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы 34 вычесть известное слагаемое 27. 34-27=7. Проверяем, подставляем вместо х его значение. 27+7=52-18. Вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: использование знаково-симв-ких средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, установление прич-следственных связей. | |||||||||||||||||||||
Физкультминутка Брови свести и развести. Глаза прищурить и широко открыть. Губы растянуть в улыбке, поджать. Шею максимально вытянуть, опустить. Плечи максимально свести, развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать успехов и улыбнуться. | |||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Чтобы справиться со следующими заданиями, Фея отправляет Золушку к нам – давайте поможем найти ей туфельку! Работа по учебнику. - Открываем учебники на стр. 62 №277. Один ученик решает у доски с комментированием, остальные ребята в тетради. Следующий ученик решает у доски с комментированием, остальные в тетради. - Стр. 62 № 278. Один ученик решает у доски, остальные в тетради. - Прочитай задачу. - Необходимо решить задачу, состав уравнение. Как мы обозначим неизвестное число? - Тогда запишем сумму неизвестного числа и числа 390. - Чему равна сумма этих чисел? - Как мы это запишем? - Решаем уравнение. - Мы закрепили своё умение решать усложнённые уравнения, а Золушку нашла свою туфельку! Слайд. | 64 + х = 92. х = 92 – 64 х = 28 Проверка: 64 + 28 = 92 92 = 92 Ответ: х = 28. х + 78 = 78 + 3 х + 78 = 81 х = 81 – 78 х = 3 Проверка: 3 + 78 = 78 + 3 81 = 81 Ответ: х = 3. Читает задачу. х. х + 390 Произведению чисел 70 и 6. х + 390 = 70 * 6 х + 390 = 420 х = 420 – 390 х = 30 Проверка: 30 + 390 = 70 * 6 420 = 420 Ответ: х = 30 | Личностные: формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, контроль действий партнёра, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия. | |||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Волшебники и феи помогают героям сказок, сейчас и нам помогут справиться с трудностями. У вас на столах лежат карточки с самостоятельной работой. Подпишите их своей фамилией и именем. Внимательно прочтите задание и выполните его. 1 вариант: 1. Вставьте пропущенные слова: Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из ... вычесть известное .... 2. х + 43 = 24 + 76 2 вариант: 1. Вставьте пропущенные слова: Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из ... вычесть известное .... 2. 28 + х = 96 : 3 - Взгляните на слайд: это верное решение заданий. Если у вас всё решено верно – отметка «5». Если вы не сделали проверку к уравнению – отметка «4» или вставили неверные слова в пропуски. Если и не вставили верные слова в пропуски, и не сделали проверку к уравнению – отметка «3». Если всё сделано неверно, или не сделано совсем – отметка «2». - Взгляните на счастливых фей-волшебниц – как они рады, что многие из вас справились с трудностями! Слайд. | Выполняют самостоятельную работу. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. х + 43 = 24 + 76 х + 43 = 100 х = 100 – 43 х = 57 Проверка: 57 + 43 = 24 + 76 100=100 Ответ: х=57 28 + х = 96 : 3 28 + х = 32 Х = 32 – 28 Х = 4 Проверка: 28 + 4 = 96 : 3 32 = 32 Ответ: х=4 | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений. | |||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение - Что же происходит? Это Гуси-Лебеди летят за детьми! Давайте скорее их укроем! Для этого нам нужно решить следующее задание. Снова открываем учебники на стр. 32 №281. - Переведите 2 м 04 см в см. - Переведите 3 дм 8 см в мм. - Переведите 5 м2 в см2. - Переведите 4 км2 в м2. - Мы справились с трудностями, а ребята благодарят нас за спасение! Слайд. | 204 см, потому что в 1 м = 100 см. 308 мм, потому что в 1 дм = 100 мм. 50000 см2, потому что в 1 м2 = 10000 см2. 4000000 м2, потому что в 1 км2 = 1000000 м2. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство. | |||||||||||||||||||||
9. Рефлексия - Какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Как найти неизвестное слагаемое? - Что называют усложнёнными уравнениями? - Как решать подобные уравнения? - Научились ли мы решать математические задачи? - Поднимите одну руку, если всё на уроке вам было понятно, и вы всё запомнили, не поднимайте руки, если вы ничего не поняли и не запомнили. - Все сказочные герои благодарят вас за спасение и помощь в сложных ситуациях, а мы давайте поблагодарим их за то, что они помогли нам справиться со всеми математическими трудностями. Слайд с героями сказок. - Спасибо за урок! До свидания! | Нахождение неизвестного слагаемого. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Уравнения, у которых в правой части пример. Сначала нужно вычислить сумму – решить правую часть уравнения, затем записать уравнение в новом виде и решить его по стандартному алгоритму. Проведение самооценки. До свидания! | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания «и «незнания». Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, установление прич-след-х связей. | |||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому
Урок математики 1 класс система Л. В. Занкова, учебник И. И. АргинскойЦели: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, разви...

Конспект урока математики в 4 классе по теме «Решение задач и примеров на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого»
Цели:- продолжить работу по усвоению учащимися структурных компонентов задачи и общих приёмов работы над ней; - развивать логическое мышление учащихся и формировать вычислительные навыки через уп...

Конспект урока математики в 4 классе .Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого».
Цель занятия: развивать: мобильность и творческую самостоятельность учащихся на уроке путём использования занимательных форм обучения.Воспитывать интерес к предмету, доброту, взаимовыручку, любовь к к...

Конспект урока с технологической картой по теме: "Нахождение неизвестного слагаемого.Уравнение"
Учащиеся самостоятельно выбирали уровень сложности контрольного задания, осуществляли выбор оснований и критериев для сравнения. Планировали деятельность, проводили самоопределение с целью...

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого"
Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого". Вводный урок....

Конспект урока математики. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неизвестном слагаемом; формирование умений решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого; отработка вычислительных навыков.Планируемые результаты...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....