Конспект урока "Нахождение неизвестного слагаемого"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Конспект открытого урока по математике "Нахождение неизвестного слагаемого" для 4-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_neizvestnogo_slagaemogo.docx425.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

урока по математике

«Нахождение неизвестного слагаемого»

Тамбов

2021

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого»

Цель:

Содержательная: знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений.

Деятельностная: формирование умений решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с алгоритмом решения усложнённых уравнений;

- научить решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма;

- научить применять полученные знания при решении математических задач.

Развивающие: развивать математическую речь, умение устанавливать закономерности, внимание, логическое мышление, пространственное мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, воспитывать желание преодолевать трудности.

Планируемы результаты:

Предметные:

- учащиеся узнают об алгоритме решения усложнённых уравнений;

- учащиеся научатся решать усложнённые уравнения при помощи алгоритма;

- учащиеся научатся применять полученные знания при решении математических задач.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

- расширение словарного запаса учащихся;

- умение перерабатывать информацию;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель деятельности;

- умение составлять план действий по решению проблемы;

- умение осуществлять действия по реализации плана;

- умение соотносить результаты своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные:

- умение организовать учебное сотрудничество;

- умение понимать другие позиции;

- умение оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Личностные:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки;

- понимание смысла учебной деятельности;

- ценность образования.

Образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровье-сберегающая технология, развивающее обучение.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебная презентация, карточки для самостоятельной работы, учебник по математике 4 класс 1-я часть (УМК «Школа России», М. И. Моро).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к познавательной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики у вас проведу я. Садитесь.

- Ребята, а вы любите сказки?

- Я уверена, что вы обязательно предложите помощь тому, кто в ней нуждается. Ведь так?

- Сегодня мы отправляемся путешествовать по сказкам, и, преодолевая математические трудности, будем помогать тому, кто попал в беду. Согласны?

- Тогда не будем терять времени, скорее отправляемся в путешествие!

Приветствуют учителя и садятся на свои места.

Да.

Да!

Да!

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задач.

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

- Посмотрите на слайд:

Слагаемое

3

62

1017

Слагаемое

24

179

75

Сумма

7

82

76

964

523

8192

- Гном предлагает нам вспомнить, как найти неизвестное слагаемое. Прочитайте название компонентов действия.

- Какой компонент в этих примерах нам неизвестен?

- С помощью какого действия мы можем найти неизвестное слагаемое? Как это сделать?

- Давайте заполним таблицу полностью. Какое слагаемое необходимо подставить в первый пример? Почему?

- Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему?

- Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему?

- Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему?

- Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему?

- Какое слагаемое необходимо подставить в следующий пример? Почему?

- Мы выполнили задание Гномика и теперь он нам говорит, чтобы мы не забывали, как находить неизвестное слагаемое. Слайд

Слагаемое, слагаемое, сумма.

Слагаемое.

Вычитания – из суммы вычесть известное слагаемое.

Слагаемое 4, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 4: 7 – 3 = 4.

Слагаемое 20, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 20: 82 – 62 = 20.

Слагаемое 52, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 52: 76 – 24 = 52.

Слагаемое 785, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 785: 964 – 179 = 785.

Слагаемое 448, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 7448: 523 – 75 = 448.

Слагаемое 7175, потому что если из суммы вычесть известное слагаемое, то мы получим 7175: 8192 – 1017 = 7175.

Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности.

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме, делать выводы. Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднений

- А теперь мы встречаемся с Бабой-Ягой! Слайд. Посмотрите на запись на доске:

х + 37 = 64 27+х = 52-18

42 + х = 80 х + 31 = 48:12

- Что здесь написано?

- Что такое уравнение?

- Что значит «решить уравнение»?

- Чем похожи данные уравнения?

- Как найти слагаемое?

- Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?

- Какие уравнения вы можете решить?

- Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить?

По ходу произношения пунктов алгоритма, он появляется на интерактивной доске.

- Какое уравнение по форме записи более сложное?

- Второй столбик уравнений более сложный, чем первый. Такие уравнения называются усложнёнными. И мы должны научиться находить неизвестное слагаемое в таких уравнениях.

Уравнения.

Выражение с неизвестным компонентом.

Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством.

Неизвестный компонент – слагаемое.

Из суммы вычесть известное слагаемое.

Во втором столбике в уравнениях в правой части представлен пример.

Уравнения первого столбика.

Алгоритм решения уравнения.

1. Записать уравнение.

2. Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/

произведения/частного.

3. Вспомнить правило, как находится неизвестное слагаемое в каждом из случаев – чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

4. Записать решение уравнения.

5. Сделать проверку.

Второе.

Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности, формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд с темой урока.

- Какую цель мы поставим перед собой? Слайд с целью урока.

- Посмотрите на экран. Здесь план нашей работы на уроке, только в перепутанном порядке. Давайте восстановим правильную последовательность:

1) Самостоятельная работа для проверки знаний.

2) Решение усложнённых уравнений.

3) Знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений.

4) Подведение итогов.

- Давайте проверим ваши ответы:

1) Знакомство с алгоритмом решения усложнённых уравнений.

2) Решение усложнённых уравнений.

3) Самостоятельная работа для проверки знаний.

4) Подведение итогов.

- Вы правы, будем работать по этому алгоритму. Бага-Яга даже поседела от злости, что мы уже преодолели столько трудностей! Но теперь она нам не помеха!

Нахождение неизвестного слагаемого в усложнённых уравнениях.

Познакомиться с алгоритмом решения усложнённых уравнений и научиться их решать.

3214.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск разнообразных способов решения задачи, структурирование знания.

5. Реализация построенного проекта

- Взгляните на слайд. Это Герда ищет своего друга Кая! И чем быстрее мы научимся решать усложнённые уравнения, тем быстрее Герда спасёт Кая! Так давайте же вернёмся к усложнённым уравнениям. Запись на доске:

х + 31 = 48:12

- Можно ли сразу решить такое уравнение?

- Подумайте, как решить такое уравнение?

Если не могут объяснить, учитель начинает разбор решения.

- Что неизвестно в уравнении?

- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое?

- Можем ли сразу найти неизвестное слагаемое?

- Почему?

- Чем выражена сумма?

- Что сначала нужно сделать?

- Давайте решим уравнение. Учитель объясняет и записывает на доске, учащиеся в тетради.

- Читаем уравнение: сумма чисел х и 2 равна частному чисел.

- Вычисляем значение выражения в правой части.

- Записываем.

- Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы 34 вычесть известное слагаемое 15. получается 19.

- Проверяем, подставляем вместо х его значение. Вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.

- Объясните решение второго уравнения по алгоритму: 27+х = 52-18

- Мы познакомились с алгоритмом решения усложнённых уравнений и даже научились его применять при решении подобных уравнений. А Герда нашла и спасла Кая. Слайд.

Нет, сначала нужно решить пример во второй части.

Выдвигают версии.

Слагаемое.

Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Нет.

Нам неизвестна сумма.

Частным.

Нужно найти частное и чисел – упростить уравнение.

68:2=34.

х + 15 = 34.

34 – 15 = 19.

19 + 15 = 68:2.

34=34.

Читаем уравнение: сумма чисел 27 и х равна разности чисел. Вычисляем значение выражения в правой части. 52-18=34.

Записываем уравнение: 27+х=34.

Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы 34 вычесть известное слагаемое 27. 34-27=7.

Проверяем, подставляем вместо х его значение. 27+7=52-18. Вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: использование знаково-симв-ких средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, установление прич-следственных связей.

Физкультминутка

Брови свести и развести.

Глаза прищурить и широко открыть.

Губы растянуть в улыбке, поджать.

Шею максимально вытянуть, опустить.

Плечи максимально свести, развести.

Руками обнять себя, погладить, пожелать успехов и улыбнуться.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Чтобы справиться со следующими заданиями, Фея отправляет Золушку к нам – давайте поможем найти ей туфельку!

Работа по учебнику.

- Открываем учебники на стр. 62 №277.

Один ученик решает у доски с комментированием, остальные ребята в тетради.

Следующий ученик решает у доски с комментированием, остальные в тетради.

- Стр. 62 № 278. Один ученик решает у доски, остальные в тетради.

- Прочитай задачу.

- Необходимо решить задачу, состав уравнение. Как мы обозначим неизвестное число?

- Тогда запишем сумму неизвестного числа и числа 390.

- Чему равна сумма этих чисел?

- Как мы это запишем?

- Решаем уравнение.

- Мы закрепили своё умение решать усложнённые уравнения, а Золушку нашла свою туфельку! Слайд.

64 + х = 92.

х = 92 – 64

х = 28

Проверка:

64 + 28 = 92

92 = 92

Ответ: х = 28.

х + 78 = 78 + 3

х + 78 = 81

х = 81 – 78

х = 3

Проверка:

3 + 78 = 78 + 3

81 = 81

Ответ: х = 3.

Читает задачу.

х.

х + 390

Произведению чисел 70 и 6.

х + 390 = 70 * 6

х + 390 = 420

х = 420 – 390

х = 30

Проверка:

30 + 390 = 70 * 6

420 = 420

Ответ: х = 30

Личностные: формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, контроль действий партнёра, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Волшебники и феи помогают героям сказок, сейчас и нам помогут справиться с трудностями. У вас на столах лежат карточки с самостоятельной работой. Подпишите их своей фамилией и именем. Внимательно прочтите задание и выполните его.

1 вариант:

1. Вставьте пропущенные слова:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из ... вычесть известное ....

2. х + 43 = 24 + 76

2 вариант:

1. Вставьте пропущенные слова:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из ... вычесть известное ....

2. 28 + х = 96 : 3

- Взгляните на слайд: это верное решение заданий. Если у вас всё решено верно – отметка «5». Если вы не сделали проверку к уравнению – отметка «4» или вставили неверные слова в пропуски. Если и не вставили верные слова в пропуски, и не сделали проверку к уравнению – отметка «3». Если всё сделано неверно, или не сделано совсем – отметка «2».

- Взгляните на счастливых фей-волшебниц – как они рады, что многие из вас справились с трудностями! Слайд.

Выполняют самостоятельную работу.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

х + 43 = 24 + 76

х + 43 = 100

х = 100 – 43

х = 57

Проверка:

57 + 43 = 24 + 76

100=100

Ответ: х=57

28 + х = 96 : 3

28 + х = 32

Х = 32 – 28

Х = 4

Проверка:

28 + 4 = 96 : 3

32 = 32

Ответ: х=4

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Что же происходит? Это Гуси-Лебеди летят за детьми! Давайте скорее их укроем! Для этого нам нужно решить следующее задание. Снова открываем учебники на стр. 32 №281.

- Переведите 2 м 04 см в см.

- Переведите 3 дм 8 см в мм.

- Переведите 5 м2 в см2.

- Переведите 4 км2 в м2.

- Мы справились с трудностями, а ребята благодарят нас за спасение! Слайд.

204 см, потому что в 1 м = 100 см.

308 мм, потому что в 1 дм = 100 мм.

50000 см2, потому что в 1 м2 = 10000 см2.

4000000 м2, потому что в 1 км2 = 1000000 м2.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.

9. Рефлексия

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Что называют усложнёнными уравнениями?

- Как решать подобные уравнения?

- Научились ли мы решать математические задачи?

- Поднимите одну руку, если всё на уроке вам было понятно, и вы всё запомнили, не поднимайте руки, если вы ничего не поняли и не запомнили.

- Все сказочные герои благодарят вас за спасение и помощь в сложных ситуациях, а мы давайте поблагодарим их за то, что они помогли нам справиться со всеми математическими трудностями. Слайд с героями сказок.

- Спасибо за урок! До свидания!

Нахождение неизвестного слагаемого.

Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Уравнения, у которых в правой части пример.

Сначала нужно вычислить сумму – решить правую часть уравнения, затем записать уравнение в новом виде и решить его по стандартному алгоритму.

Проведение самооценки.

До свидания!

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания «и «незнания».

Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, установление прич-след-х связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому

Урок математики 1 класс  система Л. В. Занкова, учебник И. И. АргинскойЦели: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, разви...

Конспект урока математики в 4 классе по теме «Решение задач и примеров на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого»

Цели:- продолжить работу по усвоению учащимися структурных компонентов задачи и общих приёмов работы над ней; - развивать логическое мышление учащихся и формировать вычислительные навыки через уп...

Конспект урока математики в 4 классе .Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого».

Цель занятия: развивать: мобильность и творческую самостоятельность учащихся на уроке путём использования занимательных форм обучения.Воспитывать интерес к предмету, доброту, взаимовыручку, любовь к к...

Конспект урока с технологической картой по теме: "Нахождение неизвестного слагаемого.Уравнение"

Учащиеся самостоятельно выбирали уровень сложности контрольного задания, осуществляли  выбор оснований  и критериев для сравнения. Планировали деятельность, проводили самоопределение с целью...

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого"

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого". Вводный урок....

Конспект урока математики. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неизвестном слагаемом; формирование умений решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого; отработка вычислительных навыков.Планируемые результаты...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....