Технологическая карта урока математики. "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике
Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика. 3 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»
ТИП учебного занятия: урок «открытия» новых знаний
ФОРМА проведения урока: урок – путешествие
ЦЕЛЬ: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления
ЗАДАЧИ урока:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с делением числа с остатком;
- Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Развивающие:
- Развивать логическое мышления, внимание, память, пространственное воображение; культуру речи и эмоции учащихся;
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предметные умения
- Сформировать практические навыки деления числа с остатком.
- Вывести алгоритм деления числа с остатком.
- Закреплять навыки владения приёмами табличного и внетабличного умножения и деления чисел.
Познавательные УУД
- Развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
- Учиться определять свои границы знания / незнания.
Регулятивные УУД
- Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий.
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
- Учиться формулировать цель деятельности на уроке.
- Осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД
- Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
- Отвечать на вопросы учителя.
Личностные УУД
- Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности.
- Способствовать развитию самооценки.
- Формировать уважительное отношение к мнению другого человека.
- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Технологии: системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, технология формирующего оценивания, здоровьесберегающие
Методы обучения: частично-поисковые, практические
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, раздаточный материал (математические веера, оценочные листы, тесты)
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | Планируемые результаты |
1. | Организационный Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Долгожданный дан звонок – -Ребята, отгадайте загадку: Паровозик без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел- Прямо по морю пошел! Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далекое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные приключения. - Какие качества пригодятся нам для успешной работы? (смекалка, воображение, собранность, творчество). Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться. Путешественники ведут бортовые журналы, в которых записывают все, что с ними происходит, это будут наши тетради, а также некоторые ведут личные дневники. У нас они тоже будут. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою работу во время путешествия. Давайте вспомним, как мы это будем делать. Если с заданием справились -2 балла, не совсем 1 балл, не справились – 0 баллов. - А кто на корабле главный? (капитан) - А кто помогает капитану? (команда) - Так вот, вы будете командой, а я Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта «Устный счёт» | Отгадывают загадку. (Корабль) Знакомятся с листом самооценки | Слайд 1 Слайд №2,3 Лист самооценки | Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
2. | Устный счет Цель: формировать навыки быстрого устного счёта. | 1)Длина синего кита 36 метра, китовая акула в 4 раза меньше. Какой длины китовая акула? 2) Длина яхты 12м, а парусник в 2 раза длиннее. Какой длины парусник? 3) Рыба-меч живет 6 лет, а дельфин-26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч? 4)Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 60 морских обитателей. 45 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты? 5) Осьминог поймал морских звезд. На одном щупальце у него одна звезда, на втором – две, а на каждом следующем на одну звезду больше. Сколько всего звезд поймал осьминог? Оцените свою работу в листах самооценки! (Приложение 1) | Индивидуальная работа | Слайд 4 Математические веера у каждого учащегося | Коммуникативные УУД: -умение оформлять свои мысли в устной форме |
3. | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог. | Создание проблемной ситуации. - Ребята, пока вы работали с листами самооценки, наш корабль натолкнулся на подводные камни. Перед вами камни с математическими выражениями, нужно данные выражения разбить на группы. Подумайте, как можно это сделать? Можно советоваться в парах. (на камнях выражения: 8*3, 4*9, 6*8, 15:5, 20:7, 18:2, 21:3. -Почему остался один камень? Мы не знакомы с таким видом деления) - Мы встречались раньше с таким случаем деления? (нет) - А остальные как называются? (Табличные случаи) - Посоветуйтесь в парах, может быть у вас будут варианты решения? (Выслушиваются варианты решения) -Вы хотите научиться решать такие выражения? -Сформулируйте тему нашего урока? («Деление с остатком») -Значит, какую цель поставим на урок? (научиться решать примеры на деление с остатком) | Решают выражения, сталкиваются с проблемой Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания. Отвечают на вопросы Смотрят, запоминают Ставят перед собой цели и задачи | Слайд №5 Содержа-тельная рефлексия (осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы) | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к предмету математики |
4. | «Открытие» нового знания. Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, построение алгоритма.
Физкультминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости обучающихся, их релаксации | Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны? (шторм) -Это опасно для корабля? (да). - Давайте успокоим это море Для этого решим задачу: Моряки поймали 16 крупных рыб. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль? Проверка - Смогли полностью разделить число 16 на 3? (нет) - Сколько раз по 3 содержится в 16? (покажем на доске) -5 раз. - Сколько останется? (1) Покажите на интерактивной доске (раскладывают рыбок) Теперь покажем на числовом луче. Давайте запишем выражение: 16:3=5(ост.1) Ответ: по 5 рыб получит каждый корабль,1 рыбка останется. Алгоритм деления с остатком: Ребята, а можно ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок каждый раз? Конечно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм. - Давайте составим алгоритм деления с остатком. Что такое алгоритм? (последовательность действий) - Вспомним, как называются компоненты при делении (делимое, делитель, частное) -А теперь сравним ваши алгоритмы с эталоном. (Приложение 2) 1.Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка. 2.Находим частное. 3.Находим остаток. -Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе. Давайте вернемся к нашим выражениям 14 : 4 = 3 (ост.2) 16:3=5(ост.1) - Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток всегда должен быть меньше делителя) Вывод: Остаток всегда меньше делителя. - Молодцы! Шторм начал стихать, чтобы море совсем успокоилось, нам надо ещё с вами поработать. - Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 3,6,8? Молодцы, с заданием справились, продолжим наше плавание. Физкультминутка От зеленого причала Оттолкнулся теплоход- (Встать) Раз, два. Он шагнул назад сначала- (Шаг назад) Раз, два. А потом шагнул вперед- (Шаг вперед) Раз, два. И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками) Набирая полный ход (Ходьба на месте) Ой, ребята, кто это? (дельфин). Он предлагает нам поработать с учебником. | (работа в группах) раздаточный материал Делят фигуры, записывают выражение Работа с интерактивной доской. Оценивают себя Отвечают на вопрос 2 ученика у доски работают Алгоритм деления с остатком. Работа в группах Проверка Работа с интерактивной доской Выполняют движения | Слайд №6 Слайд №7 Слайд № 8 Защита алгоритмов, представленных детьми Слайд № 9 Слайды №10 Слайд №10, 11 | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: проявлять активность строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль |
5. | Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1. Работа с учебником (№2, стр.26 -2 примера) Пользуясь алгоритмом, решим примеры комментировано 7:3=2 (ост.1), 6:3=2, 7-6=1, 1<3 10:4=2 (ост.2), 8:4=2, 10-8=2, 2<4 2.Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? ( Айсберги.) Что такое айсберг – это ледяная глыба, плывущая в море. Нам нужно их обойти. 36 :7 = 5 (ост.1), 35:7=5, 36–35=1, 1 < 7 45 : 8 = 5 (ост. 5), 40 : 8 = 5, 45 – 40 = 8, 5 < 8 Проверка -Оцените свою работу в листах самооценки | Объясняют Выполняют задания по алгоритму. Самостоятельно решают | Слайд №11 | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
6. | Первичный контроль. Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | Для успешного возвращения из путешествия мы должны проверить, насколько хорошо усвоили нашу сегодняшнюю тему. Для этого выполним тест. 2.Проверочный тест (Приложение 3) Проверка - Оцените свою работу в листах самооценки. | Выполняют работу Проверяют, оценивают | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение | |
7. | Итог урока Цель: уметь давать оценку и уметь анализировать достижения поставленной цели. | - Понравилось вам наше путешествие? - Какое открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять деление с остатком) - Расскажите, как выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель «уместится» в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток) - Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя) -В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз? | |||
8. | Рефлексия деятельности Цель: Создание условий для рефлексии | А теперь посмотрите на лист самооценки - посчитайте общее количество баллов за урок -если вы набрали 8 баллов, то за урок вы получаете «5», 7 баллов – «4», если меньше, то не огорчайтесь, все у вас получится, надо только постараться. -Чему на уроке мы учились? -Кто испытывал затруднения? В чем? -Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? Помогло вам открытие в выполнении задания? - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились выполнять деление с остатком и можете помочь другим. Вы считаете, что научились выполнять деление с остатком, но иногда вам нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. Выберите рыбку и прикрепите ее на морские волны | Прикрепляют рыбок | Рыбки на волнах. | Личностные результаты: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке осознание качества и уровня усвоения знаний. Коммуникативные результаты: формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи |
9. | Домашнее задание Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания | №5, стр.26 (учебник) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист
№ | Этапы урока | Балл (0-2) |
1. | Устный счет | |
2 | Решение задачи | |
3 | Составление алгоритма | |
4 | Самостоятельная работа | |
5 | Проверочный тест | |
Итого баллов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм деления с остатком
1.Находим самое большое число, которое делится на делитель без остатка.
2.Данное число делим на делитель. Это есть частное.
3.Вычитаем из делимого наибольшее число – получаем остаток.
4.Проверяем, остаток всегда должен быть меньше делителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проверочный тест
- вариант
Базовый уровень
1. Вычисли значение выражения 10 : 3.
а) 2(ост.2) | б) 3(ост.1) | в) 2(ост.3) |
2. Какой из этих примеров решён верно?
а) 8 : 7 = 2 (ост.1) | б) 8 : 7 = 1 (ост.1) | в) 8 : 7 = 3 (ост.1) |
3. Впиши остаток:
13 : 5 = 2 (ост. …) | 16 : 7 = 2 (ост. …); | 19 : 8 = 2 (ост. …) |
Повышенный уровень
1. Найдите делимое, если делитель равен 4, неполное частное –2, а остаток –2
а) 8 | б) 10 | в) 9 |
2. Одна тетрадь стоит 6 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 20 рублей? Сколько рублей останется?
2 вариант
Базовый уровень
1. Вычисли значение выражения 7 : 4.
а) 2(ост.2) | б) 1(ост.3) | в) 2(ост.3) |
2. Какой из этих примеров решён верно?
а) 19 : 7 = 2 (ост.5) | б)19 : 7 = 2 (ост.4) | в) 19 : 7 = 1 (ост.2) |
3. Впиши остаток:
13 : 5 = 2 (ост. …) |
| 11: 8 = 1 (ост. …) |
Повышенный уровень
1.Найдите делимое, если делитель равен 7, неполное частное –2, а остаток –2
а) 10 | б) 11 | в) 16 |
2. Один пирожок стоит 8 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 25 рублей? Сколько рублей останется?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока: познакомить и изучить приёмы деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

Технологическая карта урока математики "Деление с остатком " 3 класс
На уроке дети познакомятся со способом проверки деления с остатком...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком»
Тип урока: урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока математики "Деление с остатком" 3 кл. Школа России
Технологическая карта урока математики "Деление с остатком""...

Технологическая карта урока математики «Деление с однозначным частным с остатком» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числомЗадачи урокаДидактические:Уметь выполнять деление столбиком, ис...

Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащихся пр...
