Технологическая карта урока математики. "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике

Чебунина Надежда Ивановна

Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_-_kopiya.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика. 3 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

ТИП учебного занятия: урок «открытия» новых знаний

ФОРМА проведения урока: урок – путешествие

ЦЕЛЬ: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления

ЗАДАЧИ урока:

Образовательные:

- Познакомить обучающихся с делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком;

Развивающие:

- Развивать логическое мышления, внимание, память, пространственное воображение; культуру речи и эмоции учащихся;

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предметные умения

  1. Сформировать практические навыки деления числа с остатком.
  2. Вывести алгоритм деления числа с остатком.
  3. Закреплять навыки владения приёмами табличного и внетабличного  умножения и деления чисел.

Познавательные УУД

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать объекты.
  2. Учиться определять свои границы знания / незнания.

Регулятивные УУД

  1. Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий.
  2. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
  3. Учиться формулировать цель деятельности на уроке.
  4. Осуществлять самоконтроль.

  Коммуникативные УУД

  1. Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
  2. Отвечать на вопросы учителя.

Личностные УУД

  1. Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности.
  2. Способствовать развитию самооценки.
  3. Формировать уважительное отношение к мнению другого человека.
  4. Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Технологии: системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, технология формирующего оценивания, здоровьесберегающие

Методы обучения: частично-поисковые, практические

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, раздаточный материал (математические веера, оценочные листы, тесты)

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

-Ребята, отгадайте загадку:

Паровозик без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел!

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далекое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные приключения.

- Какие качества пригодятся нам для успешной работы? (смекалка, воображение, собранность, творчество).

Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться.

Путешественники ведут бортовые журналы, в которых записывают все, что с ними происходит, это будут наши тетради, а также некоторые ведут личные дневники. У нас они тоже будут. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою работу во время путешествия. Давайте вспомним, как мы это будем делать. Если с заданием справились -2 балла, не совсем 1 балл, не справились – 0 баллов.

 - А кто на корабле главный? (капитан)

- А кто помогает капитану? (команда)

- Так вот, вы будете командой, а я Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта «Устный счёт»

Отгадывают загадку.

(Корабль)

Знакомятся с листом самооценки

Слайд 1

Слайд №2,3

Лист самооценки

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

2.

Устный счет

Цель: формировать навыки быстрого устного счёта.

1)Длина синего кита 36 метра, китовая акула в 4 раза меньше.  Какой длины китовая акула?

2) Длина яхты 12м, а парусник в 2 раза длиннее. Какой длины парусник?

3) Рыба-меч живет 6 лет, а дельфин-26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?

4)Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 60 морских обитателей. 45 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты?

5) Осьминог поймал морских звезд. На одном щупальце у него одна звезда, на втором – две, а на каждом следующем на одну звезду больше. Сколько всего звезд поймал осьминог?

Оцените свою работу в листах самооценки! (Приложение 1)

Индивидуальная работа

Слайд 4 Математические веера у каждого учащегося

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме

3.

Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог.

 Создание проблемной ситуации.

- Ребята, пока вы работали с листами самооценки, наш корабль натолкнулся на подводные камни. Перед вами камни с математическими выражениями, нужно данные выражения разбить на группы. Подумайте, как можно это сделать? Можно советоваться в парах. (на камнях выражения: 8*3, 4*9, 6*8, 15:5, 20:7, 18:2, 21:3.

-Почему остался один камень? Мы не знакомы с таким видом деления)

- Мы встречались раньше с таким случаем деления? (нет)

- А остальные как называются? (Табличные случаи)

- Посоветуйтесь в парах, может быть у вас будут варианты решения?

 (Выслушиваются варианты решения)

-Вы хотите научиться решать такие выражения?

-Сформулируйте тему нашего урока?  («Деление с остатком»)

-Значит, какую цель поставим на урок? (научиться решать примеры на деление  с остатком)

Решают выражения, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания.

Отвечают на вопросы

Смотрят, запоминают

Ставят перед собой цели и задачи

Слайд №5

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к предмету математики

4.

 «Открытие» нового знания.

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, построение алгоритма.

 

Физкультминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости обучающихся, их релаксации

Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны? (шторм)

-Это опасно для корабля? (да).

- Давайте успокоим это море

Для этого решим задачу:

 Моряки поймали 16 крупных рыб. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль?

Проверка

- Смогли полностью разделить число 16 на 3? (нет)

- Сколько раз по 3 содержится в 16? (покажем на доске) -5 раз.

- Сколько останется? (1)

Покажите на интерактивной доске (раскладывают рыбок)

Теперь покажем на числовом луче.

Давайте запишем выражение:

16:3=5(ост.1)

Ответ: по 5 рыб получит каждый корабль,1 рыбка останется.

Алгоритм деления с остатком:

Ребята, а можно ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок каждый раз?  Конечно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм.  

- Давайте составим алгоритм деления с остатком. Что такое алгоритм? (последовательность действий)

- Вспомним, как называются  компоненты при делении (делимое, делитель, частное)

-А теперь сравним ваши алгоритмы с эталоном. (Приложение 2)

 1.Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка.

2.Находим частное.

3.Находим остаток.

-Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.

Давайте вернемся к нашим выражениям

14 : 4 = 3 (ост.2)

16:3=5(ост.1)

- Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток всегда должен быть меньше делителя)

Вывод: Остаток всегда меньше делителя.

- Молодцы! Шторм начал стихать, чтобы море совсем успокоилось, нам надо ещё с вами поработать.  

- Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 3,6,8?

Молодцы, с заданием справились, продолжим наше плавание.

 Физкультминутка

 От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход- (Встать)

Раз, два.

Он шагнул назад сначала- (Шаг назад)

Раз, два.

А потом шагнул вперед- (Шаг вперед)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход (Ходьба на месте)

Ой, ребята, кто это? (дельфин). Он предлагает нам поработать с учебником.

(работа в группах) раздаточный материал

Делят фигуры, записывают выражение

Работа с интерактивной доской.

Оценивают себя

Отвечают на вопрос

2 ученика у доски работают

Алгоритм деления с остатком.

Работа в группах

Проверка

Работа с интерактивной доской

Выполняют движения

Слайд №6

Слайд №7

Слайд № 8

Защита алгоритмов, представленных детьми

Слайд №  9

Слайды №10

Слайд №10, 11

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: проявлять активность строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

5.

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Работа с учебником (№2, стр.26 -2 примера) Пользуясь алгоритмом, решим примеры комментировано

7:3=2 (ост.1), 6:3=2, 7-6=1, 1<3

10:4=2 (ост.2), 8:4=2, 10-8=2, 2<4

2.Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? ( Айсберги.)

Что такое айсберг – это ледяная глыба, плывущая в море. Нам нужно их обойти.

36 :7 = 5 (ост.1), 35:7=5, 36–35=1, 1 < 7

45 : 8 = 5 (ост. 5), 40 : 8 = 5, 45 – 40 = 8, 5 <  8

Проверка

-Оцените свою работу в листах самооценки

Объясняют

Выполняют задания по алгоритму.

Самостоятельно решают

Слайд №11

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

6.

Первичный контроль.

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Для успешного возвращения из путешествия мы должны проверить, насколько хорошо  усвоили нашу сегодняшнюю тему.

 Для этого выполним тест.

2.Проверочный тест  

(Приложение 3)

Проверка

- Оцените свою работу в листах самооценки.

Выполняют работу

Проверяют, оценивают  

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

7.

Итог урока 

Цель: уметь давать оценку и уметь анализировать достижения поставленной цели.

- Понравилось вам наше путешествие?

 - Какое открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять деление с остатком)

- Расскажите, как выполнить деление с остатком?  (надо узнать, сколько раз делитель «уместится» в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)

- Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя)

 -В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз?

8.

Рефлексия деятельности

Цель: Создание условий для рефлексии

А теперь посмотрите на лист самооценки

- посчитайте общее количество баллов за урок

-если вы набрали 8 баллов, то за урок вы получаете «5», 7 баллов – «4», если меньше, то не огорчайтесь, все у вас получится, надо только постараться.

-Чему на уроке мы учились?

 -Кто испытывал затруднения? В чем?

-Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? Помогло вам открытие в выполнении задания?

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились выполнять деление с остатком и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выполнять деление с остатком, но иногда вам нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Выберите рыбку и прикрепите ее на морские волны

Прикрепляют рыбок

Рыбки на волнах.

Личностные результаты:  оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

осознание качества и уровня усвоения знаний.

Коммуникативные результаты:  формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи

9.

Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания

№5, стр.26 (учебник)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочный лист

Этапы урока

Балл (0-2)

1.

Устный счет

2

Решение задачи

3

Составление алгоритма

4

Самостоятельная работа

5

Проверочный тест

Итого баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм деления с остатком

1.Находим самое большое число, которое делится на делитель без остатка.

2.Данное число делим на делитель. Это есть частное.

3.Вычитаем из делимого наибольшее число – получаем остаток.

4.Проверяем, остаток всегда должен быть меньше делителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Проверочный тест

  1. вариант

Базовый уровень

1. Вычисли значение выражения 10 : 3.

а)   2(ост.2)

б) 3(ост.1)

в) 2(ост.3)

2.  Какой из этих примеров решён верно?

а) 8 : 7 = 2 (ост.1)  

б) 8 : 7 = 1 (ост.1)     

в) 8 : 7 = 3 (ост.1)

3. Впиши остаток:

13 : 5 = 2 (ост. …)

16 : 7 = 2 (ост. …);      

19 : 8 = 2 (ост. …)

Повышенный уровень

1. Найдите делимое, если делитель равен 4, неполное частное –2, а остаток –2

а) 8  

б) 10     

в) 9

2. Одна тетрадь стоит 6 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 20 рублей? Сколько рублей останется?

2 вариант

Базовый уровень

1. Вычисли значение выражения 7 : 4.

а)   2(ост.2)

б) 1(ост.3)

в) 2(ост.3)

2. Какой из этих примеров решён верно?

а) 19 : 7 = 2 (ост.5)  

б)19 : 7 = 2 (ост.4)     

в) 19 : 7 = 1 (ост.2)

3. Впиши остаток:

13 : 5 = 2 (ост. …)

  1.  4 = 4 (ост. …);      

11: 8 = 1 (ост. …)

Повышенный уровень

1.Найдите делимое, если делитель равен 7, неполное частное –2, а остаток –2

а) 10  

б) 11    

в) 16

2. Один пирожок стоит 8 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 25 рублей?  Сколько рублей останется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

Технологическая карта урока математики "Деление с остатком " 3 класс

На уроке дети познакомятся со способом проверки  деления с остатком...

Технологическая карта урока математики "Деление с остатком" 3 кл. Школа России

Технологическая карта урока математики "Деление с остатком""...

Технологическая карта урока математики «Деление с однозначным частным с остатком» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числомЗадачи урокаДидактические:Уметь выполнять деление столбиком, ис...

Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащихся пр...