Разработка урока по математике «Прием вычитания вида 60 - 24» (2 класс)
методическая разработка по математике (2 класс)

Петров Даниил Олегович

Разработал учитель начальных классов МБОУ «Школа №126 с углублённым изучением английского языка» г. Н. Новгорода Петров Даниил Олегович.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_m.i.moro_2_klass_60-24.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал учитель начальных классов

МБОУ «Школа №126 с УИАЯ» г. Н. Новгорода
Петров Даниил Олегович

Тема урока: «Прием вычитания вида 60 - 24» (2 класс)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

1 этап. Подготовка к ознакомлению с вычислительным приемом (актуализация знаний)

- Откроем тетради, запишем 16 марта, классная работа.

- Проведем математический диктант.

- Запишите число “пять”; увеличьте его на 4; получившееся число уменьшите на 7; к полученному числу прибавьте 8; к полученному числу прибавьте 6; полученное число увеличьте на 4; к полученной сумме прибавьте 7; полученный результат увеличьте на 3.

Дети записывают в тетрадях числа.

Добавил организационный момент.

- Итак, проверяем все вместе: первое число – 5, увеличиваем его на 4 и получаем 9, уменьшаем на 2 – 2, к двум прибавляем 8, получаем – 10, прибавляем 6 – 16, увеличиваем на 4 – 20, прибавляем 7 – 27, и последним увеличиваем на 3 – 30.

- Все согласны? У кого- то есть другие варианты?

- У всех так.

Конкретизировал действия.

- Давайте вспомним разрядный состав чисел.

На доске записанное число 24. Учитель указывает указкой на разряд:

- Как называется разряд слева?

- Правильно, разряд десятков.

- Как называется разряд справа?

- Да, разряд единиц.

- Сколько единиц в разряде десятков?

- Сколько единиц в разряде единиц?

- Ребята, посмотрите на доску. Число 24 – это 2 пучка и четыре палочки. Значит, два пучка – это два десятка, а 4 палочки – 4 единицы.

- Сейчас я вам буду диктовать числа. Слушайте внимательно. Ваша задача – записать их в строчку, через клеточку: 64, 24, 23, 30

- Подчеркните число, в котором 6 десятков и 4 единицы;

- Подчеркните число, в котором 2 десятка и 3 единицы;

- Подчеркните число, в котором 4 единицы и 2 десятка.

- Подчеркните число, в котором 3 десятка и 0 единиц.

Проверка

- В каком числе 6 десятков и 4 единицы?

- В каком числе 2 десятка и 3 единицы?

- Ребята, как показать число 23 с помощью счетных палочек? Сколько пучков и единичек надо взять?

- В каком числе 4 единицы?

- В каком числе 3 десятка и 0 единиц?

- Поднимите руку, у кого все верно.

- Поднимите руку, у кого были ошибки.

Разряд слева – десятки. Разряд справа – единицы.

В разряде десятков 2 единицы (20 десятков). В разряде единиц 4 единицы.

Записывают числа в тетради.

- Число 23 это 2 пучка и 3 единички.

Заменил прежнее задание на задание актуализации знаний состава чисел, приема 13-5.

2 этап. Ознакомление с новым вычислительным приемом

- Так, ребята, смотрим внимательно на доску. К доске пойдет Маша и Катя. Девочки, найдите значения выражения. Если что–то будет не получаться, не волнуйтесь, мы разберем вместе. Остальные пишут у себя в тетрадях.

40 – 2 60 – 24 20 - 3

60 - 6 70 - 4 60 - 4

Девочки решают у доски, остальные решают в тетрадях.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, найдите “лишнее” выражение.

60-24

- Почему выражение 60 – 24 вы считаете “лишним”?

- Сложно ли было найти значение этого выражения?

- Потому что там и уменьшаемое, и вычитаемое состоит из двузначных чисел

Решали ли мы раньше такие выражения?

- Какую же цель мы поставим себе на уроке?

- Сегодня на уроке мы разберём новый приём вычислений. Будем учиться вычитать из круглого десятка двузначное число.

- Нет

- Научиться решать такие примеры

-

- Ребята, откройте учебник на странице 62 и посмотрите, какое там дается объяснение.

- Как мы будем выполнять вычисления 60-24?

- 60 – это какие десятки?

- Правильно, 60 – это полные десятки. А 24?

- Верно.

- Но у числа 60 нет единиц. Как мы можем представить число 60?

- Посмотрите, всего 6 пучков. 5 целых пучков и 1 пучок мы развяжем – (так как мы сказали, что 60 – это 50 и 10).

- У нас 5 пучков, но 2 пучка убрали. Почему?

- Осталось 3 пучка. То есть 3 десятка. Один пучок развязали - рассыпали 10 палочек. Уберем 4 палочки. Сколько останется?

- Затем осталось 3 пучка и 6 палочек, то есть 3 десятка и 6 единиц, получается 36.

- Мы можем записать и иначе. Представить 24 в виде суммы разрядных слагаемых – 20 и 4.

Далее и десятков вычтем десятки, а из единиц вычтем единицы. Из 60 вычитаем 20 – получим 40. Из 40 вычитаем 4 и получим 36.

- Какой способ вам кажется более простым и быстрым?

- Хорошо, давайте поработаем с ним.

Дети открывают учебник и знакомятся с объяснением.

- Полные.

- 24 – это два десятка и 4 единички.

- 60 – это 50 и 10.

- Вычли 20.

-Останется 6 палочек.

- Второй.

Объяснение стало более подробным, сравнивается два вида вычисления примера данного вида.

- Что делаем сначала?

- Можно разложить 24 на удобные слагаемые

Конкретизирован алгоритм вычисления, добавлено его проговаривание.

- Следующий шаг?

- Потом из 60 вычтем 20, получим 40.

- Что еще остается сделать?

-Из 40 вычитаем 4.

- Сколько получится?

- Получится 36.

- Итак, кто может повторить алгоритм вычислений?

- Давайте повторим алгоритм все вместе.

- Мы заменяем вычитаемое суммой удобных слагаемых, потом из уменьшаемого вычитаем полные десятки, а затем из полученного результата вычитаем единицы.

Повторяют.

3 этап. Закрепление вычислительного приема

Задание на карточках.

Один ребенок работает у доски.

40 – 16 =

50 – 28 =

70 – 35 =

90 – 47 =

Представим 16 в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 6.

Вспоминаем правило, из десятков вычитаем десятки, из единиц вычитаем единицы.

Значит, 40 – 16 = (40 – 10) – 6 = 24

Представим 28 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 8.

Из десятков вычитаем десятки, из единиц вычитаем единицы.

Значит, 50 – 28 = (50 – 20) – 8 = 22

Представим 35 в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 5.

Из десятков вычитаем десятки, из единиц вычитаем единицы.

Значит, 70 – 35 = (70 – 30) – 5 = 35

Представим 47 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 7.

Из десятков вычитаем десятки, из единиц вычитаем единицы.

Значит, 90 – 47 = (90 – 40) – 7 = 43

Заменил задание, добавил больше фронтальной работы для применения нового алгоритма.

Работа в парах. Карточки с заданиями

- Заполните пустые окошки и найдите значение выражений:

50 – 26 =

70 – 35 =

40 – 34 =

60 – 27 =

Далее – взаимопроверка.

- Ребята, поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на доску. На доске открываются окошки с правильными ответами. Проверьте, правильно ли вы заполнили окошки и решили данные примеры. Поменяйтесь тетрадями обратно.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Поднимите руку, у кого есть ошибки я подойду и посмотрю.

Выполняют задание.

Выполняют проверку.

Заменил работу на не разноуровневую, так как дети с приёмом работают первый урок. Добавил элемент взаимопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Табличное вычитание вида 15-7"

Конспект  урока по математике 1 класс по программе "Школа 2100". Авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.  Тема " Табличное вычитание вида 15-7" (с презентацией).....

Методическая разработка урока по математике по теме «Виды треугольников». 3 класс УМК "Школа России"

Этот урок позволяет познакомить учащихся с разными видами треугольников....

презентация к уроку математики "Случаи вычитания вида 11 - [...]" 1 класс

презентация к уроку  математики "Случаи вычитания вида 11 - [...]"   1 класс Школа России...

Конспект урока по математике. Тема: «Вычитание вида 10 - » (3 класс)

Цель урока:  вычитание вида 10 - ; использование математических терминов при составлении или чтение равенств; решение задач изученного вида;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к математи...

Конспект урока по математике "Сложение вычитание вида ±3" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по математике "Сложение вычитание вида ±3" (УМК "Школа России", 1 класс)...