«Использование приёмов адаптации как необходимое условие успешного освоения младшими школьниками с расстройством аутистического спектра учебного материала по математике (вариант 8.3)»
материал по математике (1 класс)

 Основная задача учителя  состоит в том, чтобы изучение математики стало доступным для детей РАС, вызывало интерес, чувство успеха, умение работать самостоятельно. Адаптируя учебные задания нужно не забывать о ключевых принципах: что такие задания применяется только по мере необходимости; степень адаптации заданий должна постепенно ослабевать; что адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем; при этом фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uchebnogo_materiala.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование приёмов адаптации как необходимое условие успешного освоения младшими школьниками с расстройством аутистического спектра учебного материала по математике (вариант 8.3)».

 

В  1 «А» классе (третьего года обучения) реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Хочу отметить, что начальное образование для данного варианта программы прежде всего направлено на развитие жизненных компетенций и на поэтапное формирование учебной деятельности.

При организации учебной деятельности мне пришлось столкнуться с тем, что ученикам сложно даётся понимание и усвоение учебного материала по предметам. В большей степени по предмету «Математика».

Из опыта работы могу выделить, что для обучающихся с РАС, задания по математике зачастую сложные и не понятные для восприятия. У детей с трудом формируются некоторые математические представления. При изучении чисел, не понятным для детей становиться: счёт в обратном порядке, сравнение чисел, числа соседи, состав числа, арифметические действия (сложение и вычитание чисел в пределах 10, 20). Возникают сложности с решением простых задач в одно действие на сложение и вычитание, обусловленные недостаточным пониманием условий задачи, трудностями соотнесения слов с арифметическими действиями «купила», «приехал», «положила», «сколько всего» и т.п. (действие сложения); «съели», «уехала», «сломалась», «сколько осталось» и т.п. (действие вычитания). Построение с помощью чертежных инструментов, взаимное расположение на плоскости, измерение длины отрезка – это тоже вызывает у детей затруднение.

Серьезной проблемой является то, что в настоящий момент школьники с РАС программы 8.3, обучаются с использованием учебников и рабочих тетрадей для детей с интеллектуальными нарушениями. Специальные учебники для этой категории обучающихся отсутствуют.  

Мой опыт показывает, что любому ребёнку этот пример решить сложно. Чтобы сделать это задание выполнимым, я должна в начале правильно поставить перед ним задачу, проговорив: сложи (прибавь) пять плюс два, при этом обращаю его внимание на пример, в частности на числа. В качестве наглядного материала использую различный раздаточный материал или реалистичные картинки. Записываем пример с помощью схемы опоры. Некоторым ученикам распечатываю примеры крупным шрифтом на отдельных листах, так как дети не воспринимают содержание учебника и все время отвлекаются.

Очевидна проблема, что в настоящий момент в методической литературе, нет готовых ответов на вопросы как достигнуть планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы при обучении таких детей.

Что должен делать учитель в этой ситуации?

С моей стороны возникла необходимость поиска эффективных педагогических приемов и способов организации учебной деятельности на уроках математики с младшими школьниками с РАС. Изучив необходимую литературу по данной проблеме и опираясь на опыт работы специалистов федерального ресурсного центра, я пересмотрела систему подачи учебного материала и пришла к выводу, что в адаптации подлежит не только учебный материал или отдельные задания, но и все аспекты образовательного процесса.

То есть, необходимо адаптировать и методику преподавания предмета, и сам учебный материал.

Что же значит адаптировать методику обучения?

Это значит изменить преподнесение / «подачу» учебного материала.

Адаптация включает в себя пошаговое обучение, когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания) разбивается на большое количество мелких шагов. Каждый шаг, учитель с детьми отрабатывают по отдельности и индивидуально, после чего из этих шагов выстраивается определенный алгоритм, позволяющий ученику выполнить необходимое задание.

Так для овладения навыком решения примеров на сложение с опорой на наглядность (схему) я учу считать в следующей последовательности:

- уметь сосчитать количество предметов и показать нужную цифру;

- глобально воспринимать количество предметов и показывать нужную цифру;

- уметь взять нужное количество предметов по просьбе учителя или глядя на цифру;

- уметь добавить нужное количество предметов к уже имеющемуся количеству (глядя на вторую цифру);

- глядя на цифру, рисовать нужное количество предметов, определённым цветом;

- дорисовывать нужное количество предметов к уже имеющемуся количеству (глядя на вторую цифру);

- забирать нужное количество предметов от уже имеющегося количества, глядя на вторую цифру;

- зачеркивать нужное количество предметов из уже имеющегося количества, глядя на вторую цифру.

После того как все перечисленные мелкие навыки будут сформированы, необходимо объединить их в определенный алгоритм и предложить ученику, ориентируясь на него, решить пример на сложение.

Всё-таки обучающимся с РАС сложно удерживать в голове алгоритм деятельности, разделять многоступенчатую задачу или инструкцию на отдельные шаги, а также определять последовательность этих шагов и придерживаться её. Для решения этой проблемы в классе я использую инструкции на листах, которые могут размещаться на партах.

Вторым важным способом адаптации методики обучения я считаю использование дополнительной визуальной поддержки.

Для этого я применяю, схемы последовательности работы на уроке, алгоритмы выполнения задания, различные карточки, пиктограммы, на которых дублируется устная инструкция.  

Что мне и обучающимся даёт визуализация плана урока:

  • ученик знает, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки, создается у детей с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей, ситуации;
  • использование визуального плана урока повышает уровень самостоятельности ребенка и позволяет ученику подготовиться к смене деятельности;
  • заранее прописанный план позволяет избежать конфронтации с учителем, когда приходит время определенного, пусть даже сложного задания, которым ребенок не любит заниматься, то я могу сослаться на расписание;
  • постоянное использование планов урока позволяет усвоить основные заведенные действия на том или ином уроке;

        так же вычеркивание заданий из плана урока дает возможность     учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.

В конце урока, при подведении итогов, все карточки снова поворачиваются лицом к детям -  это помогает учащимся вспомнить, что проходили на этом уроке, дает зрительную, образную опору.  

В комплексе с адаптацией методики обучения, я проводила также адаптацию учебного материала. 

На способах адаптации учебного материала, я остановлюсь более подробно и рассмотрю те из них, которые, исходя из практики, считаю наиболее эффективными.

1. При упрощении инструкции к заданию, я на уроке провожу разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; заменяю сложные для понимания слова или фразы пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать ребёнку; дублирую устные инструкции письменными.

2. Дополнительная визуализация учебного материала позволяет детям лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач я использую не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условия задачи с помощью реальных предметов.

3. Детальная конкретизация требований, что подразумевает минимизацию двойных требований, упрощение формулировок, сужение вариативности в процессе обучения. В учебнике к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС. В подобных случаях важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования.

Например, при работе над задачей я ученику могу предложить оформить решение на специальном бланке, в котором он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом, снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради.

4. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

В моём классе есть дети с нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, в связи с этим отмечается замедленный темп работы.

Они не успевают выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае я, предлагаю меньшее количество заданий.

         При этом уровень их сложности не меняю. Данная адаптация помогает детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью.    

5. Упрощение содержания задания.

Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, для них, я меняю уровень сложности задания. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на сложение, только разукрасить нужное количество предметов на картинке, так как этот навык уже отработан.

6. Индивидуализация стимульных материалов.

У каждого обучающегося в моём классе есть специфические интересы, которые я стараюсь использовать эффективно при подготовке адаптированных заданий. Например, мы можем решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных фигурках из мультфильмов «Три кота», «Смешарики», даже с использование фруктов или сока.

Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей конкретного обучающегося с РАС. Проиллюстрирую это на примерах.

Ваня Е. любит математику и хорошо решает примеры, однако ему сложно понимать условия задачи, из-за чего возникают трудности, мальчик становится не успешным и плаксивым. Именно поэтому он учится понимать условия задач с опорой на визуальные подсказки. Я подбираю картинки или рисую схемы, которые облегчают для Вани понимание задач. При этом решение мальчик выполняет полностью самостоятельно.

Антону Б. в обучении необходимы различные визуальные опоры. Перед началом урока с помощью визуального расписания он самостоятельно готовится к уроку, из шкафчика достаёт набор для счёта с надписью «математика», в котором лежат счетные палочки, распечатанные «домики» с составом числа, визуализированные алгоритмы решения задач. В зависимости от инструкции учителя Антон берёт те или иные материалы и использует их для выполнения заданий.

В настоящий момент в моем 1 «А» классе 7 обучающихся. Каждый ребёнок индивидуален по-своему, имеет свои сильные и слабые стороны.                                                     Класс ориентировочно я разделила на три группы, где первая группа - это дети, которые могут самостоятельно прочитать и выполнить задание, им требуется незначительная визуализация. Вторая группа – этим детям требуется визуальная помощь, замена словесной инструкции к заданию на схематические. С третьей группой детей проводится индивидуальная работа, где упрощается задание, используется индивидуальный стимульный материал.

Адаптируя учебные задания нужно не забывать о ключевых принципах: что такие задания применяется только по мере необходимости; степень адаптации заданий должна постепенно ослабевать; что адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем; при этом фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей.

Моя основная задача состоит в том, чтобы изучение математики стало доступным для детей РАС, вызывало интерес, чувство успеха, умение работать самостоятельно.

Анализируя результативность образовательного процесса за три года, делаю вывод, что, используемые мною приемы адаптации, являются успешными. Применяя метод педагогического наблюдения за детьми в учебном процессе, анализируя продукты их деятельности, по возможности беседуя с ними на различные темы, могу отметить, что у моих учеников наблюдается положительная динамика в обучении и развитии.

Результативность можно проследить также, наблюдая за повседневной деятельностью моих учеников. Дети с удовольствием идут в школу, хорошо ориентируются в классе, самостоятельно готовятся к уроку, слушают и понимают инструкцию к учебному заданию, в разных видах деятельности и быту, понимают, что такое урок, помогают друг другу. Воспринимают фронтальную инструкцию. В силу своих возможностей отвечают на вопросы.

В своей работе я продолжаю подбирать новые, интересные, доступные задания, побуждающие детей с расстройствами аутистического спектра на положительное отношение к обучению и успешное освоение учебного материала. 

Литература

1. Аутизм и нарушения развития: научно-практическое издание / учредитель Московский государственный психолого-педагогический университет; редакционная коллегия: А. В. Хаустов (главный редактор) [и др.]. – Москва, 2003- URL: https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=

2. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., Теревинф, 2021

3. Сансон П.  Психопедагогика и аутизм : опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. – Москва: Теревинт, 2019

4. Тюлина В. Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье: пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС / В. Б. Тюлина. – Москва: Владос, 2018. – 168 с.  

5. Шаргородская Л.В. Основные условия, методы и формы организации

образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации [электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан.(140 Кб). М.: ИКП, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе  рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же  возможность развития учебной мотивации через содерж...

Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников

Статья направлена на  психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами  возникновения  и способами преодоления дезадаптации....

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Методическая разработка "Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения младших школьников "

Проблема повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС требует от учителя современного подхода к ее решению, в частности, более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. ...

Нейрокоррекция коммуникативных навыков у детей младшего школьного возрастас расстройствами аутистического спектра»

Среди множества нарушений психического развития, обусловленных генетическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС и другими причинами, расстройства аутистического спектра стоят на особом месте...

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.

Статья Организация условий и содержание взаимодействия с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.Дети с расстройством аутистического спектра требуют особого внимания, терпимо...