Конспект урока математики по теме "Прибавление числа 4 с переходом через разряд". 1 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Марина Васильевна

Цель: организовать ознакомление детей с приемом прибавления числа 4 с переходом через 10.

 

Планируемый результат:

- умение решать примеры указанного вида на основе знания состава числа 4;

- умение анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действия;

- умение выполнять устно сложение, вычитание, однозначных чисел в пределах 10.

Задачи:

Воспитательные: - знать правила работы в группе,

 - уметь адекватно относится к высказываниям партнеров.

Развивающая: - уметь составлять алгоритмы решения примеров на основе знаний состава чисел

Обучающая: - уметь решать примеры указанного вида на основе составленного алгоритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

1 класс

Иванова М.В.,

учитель начальных классов

МАОУСОШ №8

г.Старая Русса

Тема: Прибавление числа 4 с переходом через разряд.

Цель: организовать ознакомление детей с приемом прибавления числа 4 с переходом через 10.

Планируемый результат:

- умение решать примеры указанного вида на основе знания состава числа 4;

- умение анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действия;

- умение выполнять устно сложение, вычитание, однозначных чисел в пределах 10.

Задачи:

Воспитательные: - знать правила работы в группе,

 - уметь адекватно относится к высказываниям партнеров.

Развивающая: - уметь составлять алгоритмы решения примеров на основе знаний состава чисел

Обучающая: - уметь решать примеры указанного вида на основе составленного алгоритма.

В результате формируются УУД:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения     новой задачи;

- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- проговаривать алгоритм действий на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь проверять правильность решения примеров указанного вида на основе алгоритма.

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- уметь составлять алгоритм на основе знаний;

- самостоятельно выполнять прибавление числа 4 с переходом через разряд на основе коллективно составленного алгоритма;

Коммуникативные УУД:

- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в паре, в группе.

Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Демонстрационный материал:

        эталон

7+4=7+3+1=11:

8+4=8+2+2=12

9+4=9+1+3=13

Раздаточный материал:

1)карточка с заданием на пробное действие:

2) карточки для групповой работы

Ход урока:

Название этапа

Цель

Организация

учебного процесса

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

На слайде записано высказывание:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (Д.Пойа)

- Как вы понимаете высказывание?

- Каким образом?

Высказывание на слайде:

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым»

(А.П.Конфорович)

-Кто у нас сильный? Кто у нас смелый?

- Вы готовы добывать знания?

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Слушают учителя.

Отвечают: нужно стараться добыть знания самому

Отвечают: думать, пробовать, искать

Реагируют на вопросы учителя

- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии  

(4-5 мин)

1) Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

2) Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

  1. Счёт от 1 до 20 и обратно.

1-й ряд – сосчитать от 0 до 10 через одно число и обратно от 10 до 0 через одно число.

2-й ряд – сосчитатьот 1 до 10 через два числа и обратно от 10 до 0 через два числа.

3-й ряд – продолжить счет до 20: 7, 8…

  1. Актуализация знания состава числа 10

Игра «Заселяем домики».

На  слайде число 4  .

Что вы можете сказать об этом числе?

1)Как  можно получить число 4?

2). Игра «Торопись-не ошибись!»

7 + 3        3 + 5        

8+3        3 + 6

5+2        2 + 7

2 + 8        8+4

Какой пример не смогли решить?Почему возникли трудности?(8+4)

3) Пробное действие.

- Сейчас я вам предложу пробное задание. Почему оно так называется?

 - Достаньте карточку для пробного действия.

7+4          8+4          9+4

- Что необходимо выполнить?

-Примеры нужно решить, не пользуясь счетным материалом, линейкой.

- Что нового в этом задании?

- У кого нет ответа?

- О чём говорит ваш результат?

- Покажите ответы, у кого они есть.

Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов.

- Я вижу, что среди вариантов разные ответы. О чём говорит такой результат?

Считают

Выполняют задание

Дети рассказывают хором состав числа 4 по опоре на доске

4=                            

4=

4=

4=

Решают.

Отвечают на вопрос

Отвечают: Необходимо решить эти примеры.

Отвечают: Нужно прибавить число 4.

Мы не знаем способа прибавления числа 4 с переходом через разряд.

Мы допустили ошибки, нужно найти правильный способ решения.

- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П);

- использование знаково-символических средств (П)

- осознанное и произвольное речевое высказывание (П);

- подведение под понятие (П)

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3. Выявление места и причины затруднения        

(3-4мин)

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения

- Какое задание вы выполняли?

- Чем же эти примеры  отличаются от предыдущих?

- Почему же  возникло  затруднение?

Этот  способ не удобен, так как  не всегда под рукой есть линейка или счетный материал.

Решали примеры

Нужно прибавить число 4 с переходом через разряд

Нужно было решить не прибегая к помощи линейки и счетного материала.

- постановка и формулирование проблемы (П);

- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);

4. Построение проекта выхода из затруднения  

(4-6 мин)

1)Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

1) Построить проект выхода из затруднения

- Сформулируйте цель вашей деятельности?

- Вспомните, что вы повторяли в начале урока.

- Как это вам может помочь?

 - Как мы это будем делать?

- Составим алгоритм:

Открыть способ прибавления числа 4 с переходом через разряд.

Состав числа 10, состав числа 4.

Мы можем прибавлять четыре частями, дополнив нужное нам число до десятка, а затем прибавить остальное.

1) читаю запись;

2) анализирую значение знака действия;

3)  вспоминаю состав числа 10 и числа 4;

4) раскладываю число 4 на два удобных числа, первым  дополняю нужное число до десятка и прибавляю оставшееся число;

5)   проверяю правильность  на основе знаний состава числа или с помощью линейки и счётного  материала

 выделение и формулирование познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- планирование (П);

5. Реализация построенного проекта

(5-8 мин)

Построение и фиксация нового знания

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

- Я предлагаю поработать вам в группах.

 Назовите правила работы.

В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат.

Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.

- Выполните в группах 1-4 пункты плана.

- Какие результаты у вас получились?

На доске выставляются результаты работы групп.

- Какие знания вам были необходимы, чтобы выполнить работу?

- В какой группе были допущены ошибки?

- Какой шаг осталось выполнить?

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали?

- Что вам позволяет «открытый» способ?

Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать.

Группы в течение 2 минут работают самостоятельно

Проанализировать наши действия и сформулировать способ.

Эталон:

7+4=7+3+1=11

8+4=8+2+2=12

9+4=9+1+3=13

Решать примеры данного вида на основе знания состава чисел, когда нет под рукой линейки и другого счетного материала.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р);

- моделирование (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи  

(4-5 мин)

Применение нового знания в типовых заданиях

1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

- Что теперь нам надо сделать?

Проверка проводиться по образцу на  слайде.

- Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем прибавлять число 4.)

- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Потренироваться в решении примеров и задач

1. Выполнение заданий из учебника - проговорить

– Объясните, как  можно прибавить число 4.

                                 10

7 + 4 = ?         + 1 =

7 + 4 – получается число больше 10. Поэтому число 4 разобьем на части так, чтобы при прибавлении первой части получалось 10, а потом прибавим оставшуюся часть.

4 – это 3 и 1; 7 + 3, получится 10; 10 + 1, получится 11. Значит, 7 + 4 = 11.

2.Выполнение задания израбочей тетради   с комментированием у доски

3. Составление и запоминание таблицы +4.(Работа в парах)

- выполнение действий по алгоритму (П);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону                 (3-5 мин)

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения прибавлять число 4

Решите предложенные примеры, записывая только ответ.

- Проверьте по эталону самопроверки на  слайде.

- У кого есть ошибки?

В чем они?

 Сделайте вывод.

- У кого нет ошибок?

 Сделайте вывод?

Решают задание, выполняют самопроверку, делают выводы

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль, самооценка (Р);

8. Включение в систему знаний и повторение

(5-8 мин)

1) организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков;

2) организовать повторение простых задач

- Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно вычисления?

- Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить  решение задачи

«Ручка стоит 8 рублей, а карандаш 4 рубля. Сколько надо заплатить за оба предмета?»

- Что вам может помочь решить задачу?  

- Проанализируйте задачу.  

В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами.

- Что известно в задаче?  

- Что надо узнать?  

- Как ответить на вопрос задачи?

- Можете ли сразу ответить на вопрос?  Как? - Расскажите план решения задачи.

Необходимо уметь размышлять, правильно считать, хорошо знать состав чисел.

Думают, высказывают предположения, решают, говорят ответ.

Самопроверка по эталону на  слайде.

- установление причинно-следственных связей (П);

- контроль, коррекция, самооценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

- Что необходимо сделать в конце урока?

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к началу урока. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать? Как преодолеть?

Анализируем свою работу.

Найти способ прибавления числа 4 с переходом через разряд .

- рефлексия  способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

- формулирование своего  мнения, учёт разных мнений (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal { margin: 0cm 0cm 0.0001pt; font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman"; }div.Section1 { page: Section1; } Тема конспекта «Вычитание двузначных чисел ...

Урок математики "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд"

Урок математики  "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса составлен на основе учебника  "Математика" - (автор Н.Б.Истомина) с учетом требований ФГОС.Урок введения н...

Урок математики "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд" 2 класс

Конспект урока математики по теме "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд", самоанализ урока. (2 класс)...

урок математики "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд" 2 класс ПНШ

Урок "Способ вычитания столбиком с переходом через разряд"....

Урок математики на тему: "Вычитание с переходом через разряд".

Урок математики на тему: Вычитание с переходом через разряд" был проведён в классе с детьми с РАС. Здесь применяются формы работы с этими детьми - это иллюстрирование задачи с маленькими цифрами, устн...

Конспект урока математики по теме "Сложение с переходом через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным числом", 4 класс

Конспект урока математики по теме "Сложение с переходом через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным числом", 4 класс...

Конспект урока математики "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»Цели деятельности учителя: формирование умений вычитать двузначные числа с переходом через разряд; развитие и совершенствование в...