Технологическая карта по теме "Старый замок"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Овчинникова Елена Алексеевна

Данный конспект, поможет в разработке собственных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_25.02.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

урока музыки,

проводимого в 4-Б классе

МБОУ «Вёшенская СОШ»

 

Разработала студентка 3-Н группы

               Овчинникова Елена Алексеевна

ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________ Антипова Н.В.

подпись                    ФИО

Оценка___________  _______________

                                                                  (подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________  _______________

                                                                    (подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2024 г.


Технологическая карта урока

Тема: «Старый замок»

Цель: создать условия для развития интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности через знакомство с пьесой «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Задачи

1) образовательные:

- послушать пьесу «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.  (см.папка «Старый замок»);

- спеть мелодию пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского как вокализ (стр.79учебника «Музыка» 4 класс);

- определить содержание и настроение пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.  (стр.79учебника «Музыка» 4 класс);

- сочинить рассказ к музыкальной картинке М.П.Мусоргского «Старый замок»;

- сравнить пьесу «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад  (см.папка «Старый замок»);

- раскрыть смысл понятий: «сюита», «старинная музыка».

2) развивающие:

- развивать способность к выявлению настроения и чувств человека, выраженных в музыке;

- развивать умение применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по жанрам музыкального искусства.

3) воспитательные:

- способствовать развитию мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Оборудование: аудиозапись музыкальных произведений, видеозапись, презентация, проектор, компьютер, карточки


Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивационный этап

5 мин

- Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут

Елена Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

-У вас на столах лежат конверты. Чтобы понять, о чем сегодня на уроке пойдет речь, необходимо выполнить задание, которое находится в этих конвертах. Пока звучит музыкальное произведение вам необходимо справиться с заданием. А музыка вам поможет правильно определить тему урока.

аудиозапись «Прогулка» М.П.Мусоргского (1:51)

Собирают пазлы, выводят тему урока

СЛАЙД 2

-Итак, тема определена «Старый замок»

– Произведение, которое помогло нам начать урок называется «Прогулка».

- Что такое прогулка? (Хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе, прогулка).

- А сейчас еще раз послушайте и попробуйте рассказать о человеке, которого описывает музыкальное произведение

ДАю ЕЩЕ РАЗ ПОСЛУШАТЬ ФРАГМЕНТ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НЕ БОЛЬШЕ 1 МИН)

- Расскажите о человеке, которого описывает музыкальное произведение. (Этот человек, возможно, мужчина. Он уверенный, серьезный. Его походка спокойная, размеренная. Возможно, в какие-то моменты становится слегка торопливой.)

СЛАЙД 3 

– Не похож ли этот человек на того, которого вы описываете? Кто изображен на портрете?

Приветствие.

Настраиваются на работу

Стараются отгадать тему урока

- Хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе, прогулка

- Этот человек, возможно, мужчина. Он уверенный, серьезный. Его походка спокойная, размеренная. Возможно, в какие-то моменты становится слегка торопливой

  1. Повторение ранее изученного (актуализации знаний)

2 мин

 - Это Модест Петрович Мусоргский    

-Вы знакомы с этим композитором?

-А что вы о нем знаете?    

Модест Петрович Мусоргский — русский композитор. Он был одним из самых известных композиторов русской классической музыки.

Мусоргский написал много известных произведений, но одним из самых популярных является «Картинки с выставки». В этой сюите он создал музыкальные картины, вдохновленные выставкой картин его друга художника Виктора Гартмана.

- А что такое сюита как вы думаете?....

СЛАЙД 4

- Сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом

Одной из частей этой сюиты является «Старый замок».

-Знакомы ли вы с пьесой «Старый замок»?

СЛАЙД 5

- Да

- Не знаем

-Нет

  1. Информационный блок (изучение нового  

30 мин

-Давайте узнаем историю создания этого произведения?

- Для этого нам нужно поработать с текстом и ответить на некоторые вопросы. У вас на столах лежит текст. Сейчас я его прочту, а вы проследите по тексту.

- Будьте внимательны. Напоминаю слаженная работа, скорость и правильный ответ – это путь к успеху.

Карточка 1

«В феврале – марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Из представленных на выставке рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. (Цикл- это несколько пьес, объединённых в одно музыкальное произведение, посвящённое какой-либо теме.) В сюиту вошли 10 фортепианных пьес: (Сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом).

1. Гном 2. Старый замок 3. Тюильрийский сад 4. Быдло 5. Балет невылупившихся птенцов 6. Два еврея – богатый и бедный 7. Лиможский рынок 8. Катакомбы

9.Избушка на курьих ножках 10. Богатырские ворота

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение среди его соратников. Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова». Вторая пьеса сюиты – «Старый замок». Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». (Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. Поэтов-певцов.)

Вопросы:

  • Что послужило причиной создания сюиты «Картинки с выставки»? 
  • Когда были опубликованы «Картинки с выставки?
  • Сколько картин заинтересовали композитора?
  • Похожи ли музыкальные картинки на картины художника Гартмана? Что помогло композитору создать музыкальные картины? 
  • Где Гартман нарисовал акварель «Старый замок? 
  • Какие определения вы нашли в тексте?

СЛАЙД 6

-Итак, мы мысленно отправляемся в средневековье, время замков, прекрасных дам, рыцарей и трубадуров.

СЛАЙД 7

- И начнем мы путешествие с пьесы «Старый замок»

- Послушайте и определите какой инструмент исполнял эту пьесу?

ЗВУЧИТ САРЫЙ ЗАМОК (примерно 1 мин)

- Какое настроение пьесы? (печальная, сумрачная, загадочная)

…древний замок рвом окружен,

Крепкие стены из гладких камней.

Башня с дозорной вышкой над ней,

Щели бойниц, парапеты, зубцы,

И всюду готовые к битве бойцы.

- Как вы думаете, когда был построен замок, как называли бойцов?

- Обратимся мысленно к средневековью – временам замков, рыцарей и прекрасных дам – это 12-14 века.

Композитор обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.

- Старый замок- это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок сегодняшнего дня?  (Из глубины далёких веков)

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

- Он для нас является воплощением вечности или воплощением современности? (Воплощением вечности)

- Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке движение и устремлённость вперёд? (Одинокий и безразличный)

- Какими же средствами музыкальной выразительности композитор рисует нам пришельца из глубины далёких веков?

Мелодия – Звучит скорбно, сумрачно, печально, напевно, очень певуче.

Темп- Медленный.

Лад – минор.

Ритм- Однообразное ритмическое сопровождение.

-Что идёт в развитии ритм или мелодия? (Мелодия)

-А мы можем сказать, что это песня средневекового певца (трубадура)? (Да)

СЛАЙД 8

- Вспомните кто такой трубадур (Поэты-певцы)

- Тогда о чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур? (Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль это время, поэтому песня печальная)

- Какой образ несёт однообразный музыкальный ритм? (Ощущение вечности, все живет вне времени)

- Сделаем вывод: русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский средствами музыкальной выразительности нарисовал образ средневековой старины, воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Оказывается, музыке подвластно всё, и даже изображение вечности.

-Кто услышал, какой инструмент исполнял эту пьесу? (фортепиано)

СЛАЙД  9

- Дело в том, что произведение, которое мы слушали и картина, которую оно рисует называется «Старый замок» - застывший и задумчивый. К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». В этой музыке кроется какая-то тайна. Вы верно заметили, что она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

СЛАЙД 10

- К большому сожалению, рисунок Виктора Гартмана, проиллюстрированный Мусоргским в данной миниатюре, не сохранился, и лишь читая воспоминания Стасова, мы узнаём, что на нём был изображён старинный итальянский замок времён Средневековья, на фоне которого трубадур поёт одну из своих рыцарских баллад.

-Давайте попробуем разобраться при помощи каких музыкальных красок (средств музыкальной выразительности) композитор создал музыкальный образ старого замка.

  • Вслушайтесь в первые звуки пьесы. Какое настроение они задают?

Уже первые звуки произведения, звучащие завораживающе загадочно, придают музыке произведения характер особой таинственности.(какие СМВ для этого использует композитор)

  • А теперь давайте вслушаемся в мелодию. Какая она?

Печальная мелодия, звучащая в низком регистре, напоминает размеренный и однообразный аккомпанемент какого-либо старинного инструмента, создаёт ощущение нескончаемого хода времени. 

  • Далее мелодия перемещается в более высокий регистр, и напоминает голос трубадура, который поёт свою задумчивую мелодию.
  • А повторяется ли эта мелодия на протяжении произведения? (да)

Конечно вы правы, повторение мелодии создаёт ощущение , что в песне трубадура несколько куплетов.

  • А как же заканчивается это произведение?

В последний раз мелодия не завершается, а внезапно прерывается. Остаётся лишь затихающий пульсирующий бас, на фоне которого в предпоследнем такте на форте звучит призывный возглас.

  • На что же похож этот образ, пришедший к нам из глубины веков?

Образ, запечатлённый в ней посредством музыкальных звуков, подобен призраку, который явился из другого мира, как воспоминание о минувшем времени.

  • Давайте попробуем с вами, находясь в 21 первом веке, ответить на вопрос: А смогли мы перенестись в эпоху средневековья при помощи музыки?
  • Какой же вывод мы можем сделать? ( ответы детей.)

- Конечно, можно сказать, что музыка всесильна и ей подвластно даже отображение вечности. Давайте ещё раз вернёмся к прослушиванию этого произведения с новым взглядом.

- За время звучания музыки вы должны найти соответствующие пьесе «Старый замок» слова и изображения (звучит аудиозапись «Старый замок»)

СЛАЙД 11

- Какое изображение трубадура подойдет к звучанию пьесы «Старый замок»

СЛАЙД 12

- Кто из представленных композиторов написал пьесу «Старый замок»

СЛАЙД 13

- В исполнении каких инструментов прозвучала пьеса «Старый замок»

-Вы прекрасно справились с заданиями. Молодцы!

- Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

- Ребята,а когда мы говорим о замках, средневековье, о чем еще хочется упомянуть?

- Кто был в те времена?

СЛАЙД 14

-Конечно же рыцари!

-Поэтому сейчас мы прослушаем с вами пьесу «Песнь рыцаря»

Слушание пьесы «Песня рыцаря»

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

СЛАЙД 15

- Да

Работают с текстом, отвечают на вопросы

-печальная, сумрачная, загадочная

-Из глубины далёких веков

 

-Воплощением вечности

-Одинокий и безразличный

-Звучит скорбно, сумрачно, печально, напевно, очень певуче

-Медленный

-минор.

-Однообразное ритмическое сопровождение.

-Мелодия

-да

-Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль это время, поэтому песня печальная

-Ощущение вечности, все живет вне времени

-фортепиано

- Поэты-певцы

-Уже первые звуки произведения, звучащие завораживающе загадочно, придают музыке произведения характер особой таинственности

-Печальная мелодия, звучащая в низком регистре

- да

-В последний раз мелодия не завершается, а внезапно прерывается

- Образ, запечатлённый в ней посредством музыкальных звуков, подобен призраку, который явился из другого мира, как воспоминание о минувшем времени.

- О рыцарях

  1. Физминутка
  1. 1 мин
  1. Быстро встать, улыбнуться. 
  2. Выше-выше потянуться. 
  3. Ну-ка, плечи распрямить,
  4. Поднять, опустить. 
  5. Вправо, влево повернуться,
  6. Рук коленями коснуться. 
  7. Сесть, встать, сесть, встать
  8. И на месте побежать.  Молодцы, ребята! Садиться!

Выполняют физминутку

  1. Домашнее задание

1 мин

-Наш урок подходит к концу, откройте дневники, запишите домашнее задание

Прочитать и выполнить задания на стр.79 учебника «Музыка» 4 класс.

Записывают д/з

  1. Подведение итогов

5 мин

Давайте подведем итог урока. Для этого необходимо выполнить тест, на каждый вопрос, нужно выбрать ОДИН правильный ответ

- Приступайте к выполнению

ТЕСТ:

  1. Модест Петрович Мусоргский
  2. Несколько пьес, объединённых в одно музыкальное произведение, посвящённое какой-либо теме.
  3. Виктор Гартман
  4. Гном
  5. Пьеса небольшого размера
  6. 10
  7. Шарманщик поет
  8. Прогулка

Вопросы:

-С каким композитором связана пьеса «Старинный замок»?

-Назовите пьесы, с которыми вы сегодня познакомились

-Что такое сюита?

- Трубадуры- это…

РЕЗЕРВ

-А сейчас проведем музыкальную викторину, которая состоит из тех музыкальных произведений, которые вы уже слышали в течение урока. Я включаю фрагмент произведения, а вы по поднятой руке называете автора и название пьесы.

-Рисуют под музыку

 Выполняют тест, отвечают на вопросы

  1. Рефлексивный блок

1 мин

-Наш урок подошел к концу.

-Если урок был вам интересен, вы справились со всеми заданиями – ясный замок, если возникали трудности- мрачный

Спасибо за активную работу на уроке, до свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке

 Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю Средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб, – на нем изображен.

Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (4 класс) на тему: "Замок из картона"

Данное занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из картона, картонных втулок,- закрепление навыков работы с цветной бумагой, ножницами, циркулем,- формирование умения анализировать го...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта урока технологии "Конструирование из картона. Щелевой замок" (2 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умений самостоятельно изготавливать объемные игрушки из картона, соединенные щелевым замком.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические...