открытые уроки
план-конспект урока по математике (2, 3 класс)

Тихонова Людмила Михайловна

конспекты открытых уроков в рамках фестиваля открытых уроков для коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по  математике во 2 классе

 в рамках фестиваля открытых уроков для коллег

Класс: 2

Учитель: Тихонова Л.М.

УМК «Школа России»

Тема: Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились.

Цели:

образовательные: закреплять знания, умения, навыки по математике, полученные на предыдущих уроках, а именно: продолжить формирование вычислительных навыков в пределах 100;

- совершенствовать умения решать примеры, задачи;

- закреплять представление о геометрических фигурах.

- закреплять умения сравнивать величины;

развивающие: развивать вычислительные навыки путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

воспитательные: воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других и грамотно отвечать самому.

Методы:

- словесные (беседа, словесно – проблемный метод);

- наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);

- практические методы (решение задач, примеров);

- проблемно – поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);

- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия( анализ, сравнение)

Коммуникативные УУД:

- формировать умения объяснять свой выбор, правильно строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, умение работать в парах, группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка своей деятельности.

Оборудование: учебник: «Математика». 2 класс. 2 часть. Моро М.И., Бантова М.А.,          Бельтюкова Г.В.– М.: Просвещение, 2023, презентация к уроку, карточки, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Здравствуйте ребята! Давайте мы с вами подарим друг другу улыбку. Посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я смотрю на вас всех, улыбнитесь пожалуйста мне. Спасибо. Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости на уроке , но это нас с вами делает только лучше.

II. Актуализация знаний. (10 мин)

-Откройте пожалуйста тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Обратите внимание на удвоенную согласную в слове. Не забываем про осанку, спинки ровные, тетрадь под наклоном.

-Подскажите мне пожалуйста ребята, что мы можем сказать о числе 16?

(Двузначное число, 1 дес. 6 ед., можем разделить на чётные числа 8 и 8)

- Правильно. Молодцы!

Каллиграфическая минутка. (3 мин)

-Что написано на доске? (числа) Какие это числа? (двузначные и однозначные). Продолжите пожалуйста закономерность на четыре числа.

20, 17, 14,...11, 8, 5, 2.

2, 4, 6, 8,...10, 12, 14, 16.

-Что мы видим? Какая закономерность? (Уменьшение числа на 3 и увеличение числа на 2)

-Хорошо ребята. Молодцы! Справились!

- А сейчас мы с вам будем устно решать задачи на смекалку, будьте внимательны. Готовы?

Устный счёт.  (2 мин)

  1. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких.На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (0)
  2. Периметр треугольника со сторонами 3 см, 8 см, 7 см равен 18 сантиметрам.  (18см)
  3. Маше 8 лет, а Миша старше Маши на 27 лет. Значит Маше 35 лет. (35 лет)
  4. Во двор прилетели 5 орлов и 4 ястреба. Сколько кур гуляет во дворе? (0)

-Молодцы! Вижу многие с устными задачами справились. А так же ли вы сильны в решении выражений? Готовы проверить свои знания ?Сейчас мы с вами напишем математический диктант. Для этого вам нужно в своей тетради ставить:

- если вы согласны с утверждением, то «+»;

- если не согласны с утверждением, то «-».

-Готовы?

Математический диктант (5 мин)

1. Если число 6 увеличить на 7 , получится 12.(-)

2. Разность чисел 16 и 8 равна 8.(+)

3.Число 12 больше числа 5 на 7.(+)

4. Сумма чисел 7 и 9 равна 15.(-)

5.Если число 13 уменьшить на 8 . получится 4.(-)

6.Первое слагаемое 9 , второе 5 , сумма равна 4.(-)

7.Число 7 меньше числа 16 на 9.(+)

8. Если уменьшаемое равно 15 , а вычитаемое равно 6 , то разность равна 8 . (-)

9. Если к числу 4 прибавить 8 , получится 12.(+)

10. Число 13 меньше числа 7 на 6.(+)

Проверка: -, +, +, -, -, -, +, -, +, +. (Один ученик у доски).

- Молодцы! Поднимите ручки у кого нет ошибок, у кого одна ошибка?

III. Самоопределение к деятельности. (3мин)

-Скажите пожалуйста, ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Что мы с вами сегодня будет делать?  Я вам предлагаю самим определить тему нашего урока. Решив правильно выражения, вы достигните цели. Итак, готовы? Работаем устно.

42+7=49

49-8=41

33+5=38

41-8=33

38+7=45

-Посмотрите, каждый ответ соответствуют определённому слогу. Как вы думаете, что это за слово?

-Молодцы! Посмотрите внимательно, какое слово у нас получилось? (Закрепление)

-Правильно. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились.»

IV. Работа по теме урока. (23 мин)

Решение выражений. (6 мин)

-А сейчас давайте обратимся к нашему учебнику. Откройте пожалуйста страницу 40, посмотрите на №1 . Что вы видите? Примеры в столбик. Какое правило мы с вами знаем при решении таких выражений? ( Решая вычисления столбиком, мы складываем единицы с единицами, а десятки с десятками. Пишем десятки под десятками, а единицы под единицами)

Учащиеся выполняют задание № 1 (с. 40 учебника, часть 2) следующим образом:

•  выражения под первой скобкой решаются устно с подробным объяснением;

•  часть выражений, данных под второй и третьей скобками, решается на доске с подробным объяснением, остальные выражения (под скобками два и три) ученики решают дома самостоятельно .

stranica40-nomer1

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть!

 Работа над задачами. (10 мин)

-Тихонечко садимся и настраиваемся на работу.

Учащиеся читают задачу № 10 (с. 41 учебника, часть 2)

В одной группе детского сада было 20 детей, а в другой – на 3 ребёнка меньше. Сколько всего детей было в двух группах?

-Скажите пожалуйста, о чём говорится в задаче?

-Что в задаче известно? Что нужно узнать?

-Что обозначает в задаче число 20? А на 3 меньше?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Давайте выделим главные слова в задаче. (Первая группа и вторая группа)

-Мы можем узнать сколько детей было во второй группе? Как? Каким действием?

-Как вы узнали? А почему вычитанием?

-Зная количество детей во второй группе, мы можем ответить на вопрос задачи ?

-Мы можем узнать сколько всего детей было в двух группах?Как? Каким действием?

-Как вы узнали? Почему сложением?

-Запишите решение, ответ.

Moro2-2-41a

  1. 20 − 3 = 17 (д.) – во второй группе.

2) 20 + 17 = 37 (д.) – всего в двух группах.

Ответ: 37 детей.
Выражением: 20 + (20 − 3) = 37 (д.) – всего.

Ответ: 37 детей.

МОСТИК ( 1 мин)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Решение уравнений. (5 мин)

-Тихонечко садимся и настраиваемся на работу.

Учащиеся читают задание под № 4 (с. 40 учебника, часть 2).

– Ребята, скажите пожалуйста, что вы заметили общего в этих уравнениях?

-Обратите внимание, все уравнения (кроме третьего) на вычитание и на нахождение неизвестного вычитаемого.

-Посмотрите пожалуйста на доску, перед вами три уравнения. Давайте найдём неизвестные числа (неизвестное вычитаемое, слагаемое, уменьшаемое).

-В ы п о л н и т е   з а д а н и я:

15 – х = 8            30 + х = 70            х - 41 = 12      

х = 15 – 8           х = 70– 30          х = 12+41

х = 7           х = 40           х = 53

15 – 7 = 8          30 + 40= 70          53 – 41 = 12

 8 = 8          70= 70                   12 = 12

  1. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.
  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.
  2. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

V. Рефлексия. (5 мин)

Работа с геометрическим материалом.

- Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что такое геометрия? Что это за наука?

-Какие геометрические фигуры вы знаете?

-А с какой геометрической фигурой мы с вами недавно познакомились?

-Правильно, это квадрат. А что такое квадрат? Чем он отличается от других фигур?

-А что такое периметр? Мы можем найти периметр квадрата, если нам известна только одна его сторона? Как?

Периметр (Р) - это сумма длин всех сторон многоугольника.

-Начертите  пожалуйста квадрат со стороной 3 см. Найдите его периметр.

Р = 3+3+3+3= 12 см.

Ответ: 12 см периметр квадрата.

VI. Подведение итогов урока. (3 мин)

-Что узнали? Чему научились?

-Что повторили сегодня на уроке?

-Всё ли для вас было легко и понятно?

-Какое задание особенно запомнилось? Чем?

- У вас на столах лежат «смайлики», только чего-то на них не хватает. Оцените пожалуйста свою работу на уроке, дорисуйте улыбку.

Домашнее задание.

-Откройте пожалуйста дневники, запишите домашнее задание.

-Стр. 40 № 3, стр. 41 № 13.



Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского  языка в 3 классе

 в рамках фестиваля открытых уроков для коллег

Тема: Части речи (повторение), 3 класс

Цели:

1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.

  1. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
  2. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Оборудование: 

           интерактивная доска,

памятки по разбору частей речи,

схемы разбора частей речи,

 разноуровневые задания на карточках тесты.

Тип урока: обобщение.

Методы: проблемный частично - поисковый наглядный игровой

Формы работы:

           фронтальная,

индивидуальная,

групповая.

Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой  дифференциации

                                                   

 Ход урока

I. Вводно - мотивационный этап.

1.Психологический настрой

 Прозвенел уже звонок,                          И друг другу улыбнитесь.

Начинается урок.                                    Улыбнитесь мне, гостям

А теперь все повернитесь,                      И садитесь по местам.

  1. Операционно - познавательный этап

1. Введение в тему и  постановка цели урока.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Представление гостей.

- Что это?

Буква, окно, этажи...

-Кто это?

Вера, Никита и Света...

Где существительные,  подскажи?

Это животные,  люди,  предметы.

Учитель:  – Встречайте  второго  гостя.

Художницу нашу знает весь свет.

 Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие.

Оно с существительным живёт на редкость дружно,

Изменит окончание, когда ему нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле:

Стоит в одном с ним роде, числе, падеже.

Учитель: - Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)

А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?

  • Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
  • Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
  • Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.

Итак: Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Учитель:  - Встречайте третьего гостя.

Глагол:  -  Я, страшное дело, какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

И  чисто-пречисто  весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Учитель:   – Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)

Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.

 – Так какие действия выполняет глагол?

(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)

Учитель: - Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

-Встречаем четвертого гостя.

Местоимение:

Местоимение - это «оно»,

В доме окно стало тоже «оно»,

В небе луна превратилась в «она»,

А телефон - это «он».

Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи) Значит, что мы будем сегодня повторять?

  1. Обобщение (работа в группах)

Учитель:  А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи, (Раздаю группам опорные схемы-метод «Фишбоун»)

Имя существительное

1.Что обозначает

 2.Отвечает на вопросы

 3.Грамматические категории

1.

2.

3.

Имя прилагательное

1.Что обозначает

2.Отвечает на вопросы

3.Грамматические категории

1.

2.

Глагол

І.Что обозначает

2.Отвечает на вопросы

3.Грамматические категории

 1.

Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы.  Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном  и  глаголе.

Учитель: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?

(Повторили все, что мы знаем о самостоятельных частях речи)

3. Каллиграфическая минутка.

Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.

Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.

С какой целью мы её проводим?

(Отрабатываем навык красивого письма)

Посмотрите запись на доске.

 весна – ЕС

 ранняя - ня

наступила - ? ил

4.Орфографическая минутка

Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы.

(Записываем предложение и выделяем орфограммы)

Наступила ранняя весна.

5.Физкультминутка

А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли  из-за  парт.

Если  я буду называть глагол - вы садитесь (приседаете), если имя существительное - встаёте - руки по швам, если  имя прилагательное - показываете волну рукой.

Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.

  • О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
  • Какие признаки весны были перечислены?
  • Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)

 

6.Закрепление  изученного.

  1. Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске) Проблемная ситуация

Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи.  (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)

 - Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете?              Почему?

 - Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.

 - Что объединяет все эти слова?

  1. А  сейчас  закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки, которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.

Памятка по разбору частей речи (3 класс)

Имя существительное

Вопрос (кто? что?)

  1. Одушевленное или неодушевлённое.
  2. Собственное или нарицательное.
  3. Род.
  4. Число.

Имя прилагательное

Вопрос (какой? какая? какие?)

  1. Число
  2. Род (если в ед. числе).

Глагол

Вопрос (что делает?  что делают?)

  1. Число
  2. Время

Весна - сущ,, (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч.

 Ранняя - прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р.

Наступила - глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр.

Проверка.

Учитель:  Итак, какая часть речи  имеет больше  всего  грамматических категорий?

7.Проблемная ситуация (Работа в группах)

Даны слова: печь, пила, больной.

 - Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

8.Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию) Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание - 1, 2 или 3 уровня  и  приступайте  к работе.

Разноуровневые  задания  по  русскому  языку

3 класс

Тема: Части речи (обобщение)

  1. уровень

Определить к какой части речи относятся слова:

День,  хорошая,  друг,  думает,  смелый.

Как  вы определяли часть речи?

  1. уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи  его часть речи и подпиши.

  1. Берёза, пчела, лёгкий, малина.
  2. Зелёная, сочная, свежая, растёт.
  3. Думает, считает, ученик, знает.
  • Как вы находили лишнее слово?
  1. уровень

Образуй  от  данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

 веселье - ... , ... .

шум - ... , ... .

лес - ... , ... .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

 9. Домашнее задание

III. Этап контроля и рефлексии.

  • Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
  • Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
  • А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднение?

А сейчас проверим свои знания с помощью теста.

Тест по русскому языку (слайд № 6)

3 класс

Тема: Части речи (обобщение)

1.Что обозначает имя существительное?

а) предмет,  б) признак предмета,   в) действие предмета.

2.Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет,  б) признак предмета,  в) действие предмета.

3.Что обозначает глагол?

а) предмет,  б) признак предмета,  в) действие предмета.

4.Из данных слов выбери имена существительные.

 а) светлый, добрый,   б) бегать, играть,   в) солнце, свет.

5.Из данных слов выбери прилагательные.

а) светлый, добрый,  б) бегать, играть,  в) солнце, свет.

6.Из данных слов выбери глаголы.

а) светлый, добрый,  б) бегать, играть,   в) солнце, свет.

Работа в парах. Взаимопроверка по ключу,  (слайд № 7)

Ключ: 1 – а, 4 – в, 2– б,  5 – а, 6 –  в, 6 – б. Выставление оценок за тест.

Дополнительные задания

(на внимание, логику и сообразительность)

Игра «Дополни  словечко»

Посмотри,  как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять вместо вопроса.  Докажи.  Определи части речи слов.

небо - птица,  река - ? белый - чёрный,  утренний - ? человек - нос,  слон - ? повысил - понизил,  заплакал - ?

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

      С прилагательным – весёлым

Новый школьный день прошёл.

 Встали МЫ – местоименье,

 Бьёт числительное – семь.

За ученье без сомненья

 Приниматься надо всем.

Мы наречием – отлично

 На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

 Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

 Нам их нужно повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

Приложение 1.  Работы  детей.

сви-во о браке (3)сви-во о браке

сви-во о браке (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....