План-конспект урока по математике в 4 классе на тему: «Блиц-турнир по решению задач»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема урока: «Блиц-турнир по решению задач»
(включает логические, нестандартные задачи; акцент — поиск нескольких способов решения).

Количество часов по теме (из календарно-тематического планирования): 3 часа.

Класс: 4-й.

Цель урока: Создать условия для активного закрепления знаний и умений по решению текстовых, логических и нестандартных задач посредством соревновательно-игровой деятельности; развить гибкое мышление, быстроту устного и письменного счёта, умение сотрудничать и аргументированно объяснять выбор способа решения.

Задачи

Образовательные:

·  систематизировать умения решать разные типы задач (арифметические, логические, на смекалку, на несколько решений);

·  отработать вычислительные навыки и навык составления краткой записи решения;

·  научить находить альтернативные способы решения задач.

Развивающие:

·  развивать логическое, творческое мышление, внимание, оперативную память и быстроту реакции;

·  формировать умение аргументированно представлять своё решение;

·  развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

·  воспитывать ответственность за общее дело в команде, уважительное отношение к партнёрам, умение достойно принимать результаты соревнования.

Формы работы

Фронтальная, групповая (3 команды), индивидуальная (капитаны/быстрые ответы), соревновательная (турнир).

Оборудование и материалы

·  Учитель: компьютер, проектор / интерактивная доска, презентация с заданиями; секундомер; табло/листы для записей результатов; бланки оценки; набор жетонов (наклейки); маркеры; карточки с заданиями (для каждой команды отдельный комплект).

Учащиеся: тетради, ручки/карандаши, карточки команд, сигнальные карточки (зелёная/красная), листы с заданиями для эстафеты и капитанского 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka-1.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока
по математике
в 4 классе
на тему: «Блиц-турнир по решению задач»

Разработала: Оганнисян Гаяне Сережаевна

Дата проведения: ____________________

2025 год


Тема урока: «Блиц-турнир по решению задач»
(включает логические, нестандартные задачи; акцент — поиск нескольких способов решения).

Количество часов по теме (из календарно-тематического планирования): 3 часа.

Класс: 4-й.

Цель урока: Создать условия для активного закрепления знаний и умений по решению текстовых, логических и нестандартных задач посредством соревновательно-игровой деятельности; развить гибкое мышление, быстроту устного и письменного счёта, умение сотрудничать и аргументированно объяснять выбор способа решения.

Задачи

Образовательные:

  • систематизировать умения решать разные типы задач (арифметические, логические, на смекалку, на несколько решений);
  • отработать вычислительные навыки и навык составления краткой записи решения;
  • научить находить альтернативные способы решения задач.

Развивающие:

  • развивать логическое, творческое мышление, внимание, оперативную память и быстроту реакции;
  • формировать умение аргументированно представлять своё решение;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за общее дело в команде, уважительное отношение к партнёрам, умение достойно принимать результаты соревнования.

Формы работы

Фронтальная, групповая (3 команды), индивидуальная (капитаны/быстрые ответы), соревновательная (турнир).

Оборудование и материалы

  • Учитель: компьютер, проектор / интерактивная доска, презентация с заданиями; секундомер; табло/листы для записей результатов; бланки оценки; набор жетонов (наклейки); маркеры; карточки с заданиями (для каждой команды отдельный комплект).
  • Учащиеся: тетради, ручки/карандаши, карточки команд, сигнальные карточки (зелёная/красная), листы с заданиями для эстафеты и капитанского тура.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя (реплика): «Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок: математический блиц-турнир. В классе будут соревноваться три команды. Кто готов повеселиться и показать свою смекалку?»

Проверяет присутствующих, готовность инструментов, деление на 3 команды (если заранее не распределяли — просит придумать названия и выбрать капитанов).

Деятельность учащихся: Занимают места в своих командах, называют названия, назначают капитанов, получают сигнальные карточки.

  • Личностные: настрой на работу, самоорганизация;
  • Коммуникативные: распределение ролей;
  • Регулятивные: готовность к сотрудничеству.

II. Постановка цели и мотивации (3 минуты)

Реплика учителя: «Сегодня мы закрепим умение быстро и правильно решать задачи — числовые, логические и нестандартные. Турнир будет состоять из пяти этапов: разминка, быстрые решения, логические ловушки, эстафета, капитанский тур. За верные ответы вы будете получать баллы, а за скорость — бонусы. Главное — не только правильно решить, но и объяснить свой ход. Готовы?»

Просит учащихся сформулировать, какие навыки пригодятся: (быстрый счёт, внимательность, умение обсуждать в команде, выслушивать другого).

Формулирование учебной цели, мотивация.

III. Разминка «Математическая зарядка» (5 минут)

Цель: включение внимания, устный счёт, получение первых жетонов.

Формат: устные вопросы всем командам по очереди. За верный ответ — 1 жетон; за особенно быстрое пояснение — бонусное очко.

Список вопросов:

  1. 115 × 3 = ?
  2. Сколько десятков в числе 420?
  3. Сколько сантиметров в 3 метрах?
  4. 100 – 25 × 3 = ?
  5. Какое число на 1 больше 199?
  6. 245 + 134= ?
  7. Уменьши 180 на 2.
  8. Найди большее: 289 + 401 или 310 + 300
  9. Найди наименьшее: 321, 213, 312
  10. Какое число ближе к 1000: 899 или 920?

регуляция внимания и скорости мышления.

IV. Основная часть: Блиц-турнир (25 минут)

Турнир разбит на этапы. В каждый этап команды получают баллы по критериям: правильность, скорость, объяснение, инициатива.

Этап 1: «Быстрые решения» (5 минут)

Формат: устный счёт — 10 коротких примеров устно по очереди (каждой команде). На ответ — 10–20 секунд.

Примеры заданий (по 10 для каждой команды, можно менять):

  1. (145 +235) ÷ 10 = ?
  2. 3 × 112 – 80 = ?
  3. 16 + 102 × 2 = ?
  4. 5 × (358 – 333) = ?
  5. 120 ÷ 10 × 3 = ?
  6. 250 – 175 = ?
  7. 3 × 121 = ?
  8. 144 ÷ 12 = ?
  9. (105 + 215) × 2 = ?
  10. 600 ÷ (5 × 2) = ?

Оценивание: 1 балл за верный ответ + 1 бонусный балл за скорость (если дал ответ быстрее других).

Подсказки для учителя: Чётко фиксировать время для каждого вопроса (секундомер), осуждать неправильные ответы, но давать возможность исправиться (кроме случаев, когда правила не позволяют перебивание).

Этап 2: «Логические ловушки» (6 минут)

Формат: команда получает 4–5 логических задач; требуется не только ответ, но и короткое обоснование.

Задачи (с ответами и примечаниями):

  1. У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
  • Ответ: 4 (три брата + одна общая сестра).
  1. Петя старше Васи, Вася младше Коли. Кто самый младший?
  • Ответ: Вася.
  1. На столе лежат 3 карандаша. Как сделать, чтобы каждый из трёх учеников получил по карандашу, а один остался?
  • Шутливый ответ: один ученик взял карандаш вместе со столом (или «взять карандаши и положить на ладонь, тогда один останется в коробке»). Учителю — объяснить смысл задач с подвохом.
  1. Два отца и два сына съели три апельсина по одному. Как это возможно?
  • Ответ: это дед, отец и сын (в семье трое: дед — отец — сын).

Оценивание: 2 балла за корректное решение + 1 балл за чёткое объяснение логики.

Подсказка: дать команде 2–3 минуты на обсуждение, затем попросить ответ устно от капитана.

Этап 3: «Математическая эстафета» (5–6 минут)

Формат: каждая команда получает лист с 4 задачами. Участники по очереди решают одну задачу, затем передают лист следующему. Побеждает первая правильно завершившая команда. Также учитывается корректность.

Примеры листа для команды (вариант 1):

  1. Найди периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 5 см. (P = 2*(8+5)=26 см)
  2. Найди площадь квадрата со стороной 7 см. (S = 49 см²)
  3. На складе 450 кг крупы. Привезли ещё 270. Сколько стало?
  4. В одном числе 5 сотен, 4 десятка и 7 единиц. Назови число.

Оценивание: 3 балла за полную и правильную эстафету (быстрота и точность); по 1 баллу за каждую правильно решённую задачу, бонус 1 балл за скорость.

Подсказка: учителю — следить, чтобы не было списывания между командами. Можно располагать команды на расстоянии.

Этап 4: «Нестандартные задачи / На несколько решений» (5 минут)

Формат: командам даются 2 задачи, каждая задача имеет несколько способов решения; команды должны указать как минимум 2 разных способа (если это возможно).

Задачи (с примерами способов):

  1. Задача: Из 3 спичек составьте 3 равных треугольника.

Решение 1: Сделать треугольную пирамиду (тетраэдр) — три видимых треугольника на поверхности.

Решение 2: (Вариант с поделением на плоскости — объяснить с моделью.)

  1. Задача: В коробке 5 красных и 3 синих карандаша. Как, не глядя, вынуть 2 карандаша так, чтобы они обязательно были разного цвета?

Решение 1 (гарантированный): Невозможно — если тянем два случайных, нельзя гарантировать разные цвета, пока не используем стратегию (например, вынуть 3 карандаша — по принципу Дирихле, среди 3 обязательно найдутся два одного цвета).

Решение 2 (рассуждение про минимальное количество): Чтобы гарантировать разные цвета, нужно вынуть пока не увидишь оба цвета; минимально — 3 карандаша, но гарантированно разные — условие меняется.

Оценивание: 3 балла за два верных способа; 2 балла — за один способ; 1 балл — за правильный ответ без способа.

Этап 5: «Капитанский тур» (4–5 минут)

Формат: капитанам предлагается одна сложная задача, где требуется нестандартная идея. Решение — публично у доски. Команда, чей капитан правильно решил задачу, получает бонусные баллы.

Примеры капитанских задач:

  1. Задача 1: В корзине 10 яблок. Как разложить их на 3 кучки так, чтобы в двух кучках было одинаковое число красных яблок, не зная их цвета?
  2. Задача 2 (монеты): На столе 10 монет. Как, не глядя, разделить их на две кучки так, чтобы в каждой было одинаковое число орлов?
    Решение: Отделить 5 любых монет и перевернуть их.
  3. Задача 3 (весы): У вас 9 гирек весом по 1 кг и одна гирька необычного веса (1,1 кг). Как при использовании чашечных весов без гирь в левой и правой чашах найти необычную гирьку за два взвешивания?

Оценивание: капитанский тур — 5 бонусных баллов за правильное решение, дополнительные баллы за объяснение.

V. Подведение итогов турнира и награждение (4 минуты)

Учитель записывает очки каждой команды в турнирную таблицу. Объявляет победителей, хвалит всех участников, вручает жетоны/наклейки/символические грамоты.

Реплика учителя: «Поздравляю всех! Сегодня мы тренировались быстро думать, работать в команде и объяснять свои решения. Победа — это итог совместной работы. Кто из вас узнал новый способ решения задач?»

личностные — принятие результата; коммуникативные — благодарность партнёрам; регулятивные — самооценка.

VI. Рефлексия (5 минут)

Учитель задаёт наводящие вопросы:

  • Что удалось лучше всего?
  • Что вызвало трудности?
  • Какую задачу вы бы изменили и как?
  • Как вы оцениваете вашу работу по шкале от 1 до 5? Почему?

самооценка, осознание своих достижений.

VII. Домашнее задание (3 минуты)

Задания:

  1. Придумать одну логическую задачу и подготовить её условие и ответ (для следующего урока/турнира).
  2. Повторить темы.
  3. По желанию: подготовить презентацию (или рисунок) одной нестандартной математической головоломки.

Методические указания (для учителя)

  1. Подготовка: распечатать карточки с заданиями, турнирную таблицу, жетоны; заранее продумать порядок выдачи листов для эстафеты; проверить секундомер.
  2. Правила: чётко объяснить правила турнира, систему начисления баллов и штрафов (например, −1 балл за грубость или списывание).
  3. Вариативность: можно менять сложность задач в зависимости от уровня класса: заменить часть заданий на более простые/сложные.
  4. Дифференциация: дать каждой команде по 1–2 «подсказки» на весь турнир (карточки «подсказка»), которые можно применить один раз. Это помогает слабым командам.
  5. Учёт времени: строго соблюдать лимит времени на каждый этап; использовать секундомер и визуальный таймер на доске.
  6. Оценивание: выставление итоговой отметки можно привязать к сумме баллов и активности (на бумаге — образец критериев прилагается).

Критерии оценивания

  • Этапы I–III (базовые задания): 1 балл — правильный ответ; +1 бонусный балл — за скорость (если ответ быстрее других).
  • Этапы II и IV (логика, нестандарт): 2 балла — правильный ответ + 1 балл — за аргументацию / альтернативный способ.
  • Эстафета: за каждую правильно выполненную задачу — 1 балл, за полную и верную эстафету — 3 бонусных балла.
  • Капитанский тур: 5 баллов за правильное решение; дополнительные баллы за интересные способа.
  • Итоговая оценка: можно пересчитать баллы в отметку по 5-балльной шкале.

Подробный самоанализ урока

Предмет: математика

Класс: 4

Тема: «Блиц-турнир по решению задач»

1. Соответствие целей и задач

Цели урока были направлены на закрепление знаний по решению задач и развитие логического мышления. Игровой формат (турнир) позволил активизировать учащихся, стимулировал быстрое мышление и сотрудничество. Учебные и воспитательные задачи выполнены: учащиеся показали активность, инициативу, применяли различные способы решения и учились аргументировать выбор.

2. Анализ этапов урока

  • Организационный момент: прошёл быстро; команды образованы; положительный настрой установлен.
  • Разминка: позволила вовлечь всех и выдать первые жетоны; мотивация возросла.
  • Основной турнир: структура этапов оправдала себя: чередование физической активности (короткой разминки) и умственной работы предотвратило утомление. Этапы были сбалансированы, но для некоторых классов стоит увеличить время на эстафету и логические задачи.
  • Нестандартные задачи: вызвали живое обсуждение; некоторые дети предложили нестандартные способы решения, что важно для развития творческого мышления.
  • Рефлексия: дала возможность детям оценить свою работу и понять зоны для роста.

3. Что получилось хорошо

  • Высокая мотивация и положительные эмоции;
  • Большой процент учащихся включился в соревнование;
  • Появились интересные способы решения от учащихся;
  • Командная работа способствовала взаимопомощи.

4. Что можно улучшить

  • Уточнить формулировки некоторых нестандартных задач (чтобы не было двусмысленности);
  • Подготовить больше карточек для эстафеты — чтобы все команды получили равный уровень сложности;
  • Ввести систему «точных временных лимитов» с визуальным таймером, чтобы чётче регулировать этапы;
  • Добавить более строгие критерии оценивания для объективности.

5. Рекомендации на будущее

  • Проводить такие турниры регулярно — 1 раз в месяц — для развития соревновательной культуры;
  • Включать в турнир задания-проекты (например, составление задач), чтобы развивать творческую сторону;
  • Привлекать родителей на финальные раунды как наблюдателей/жюри.

Итог

Урок достиг поставленных целей: закрепление материала, развитие логического и творческого мышления, воспитание командного духа. Игровой формат оказался эффективным и мотивирующим. В дальнейшем рекомендуется отрегулировать временные рамки и уточнить некоторые задания, но в целом урок можно считать успешным.

Таблица учёта результатов

Команды

/ Этап

Разминка

Быстрые решения

Логические ловушки

Эстафета

Нестандартные

Капитанский тур

Итого баллов

Расширенный набор задач для печати (еще больше вопросов)

Арифметика (50 задач)

  1. 345 ÷ 5 = ?
  2. 128 × 3 = ?
  3. 900 – 456 = ?
  4. (250 + 150) ÷ 5 = ?
  5. 672 ÷ 6 = ?
  6. 407 + 289 = ?
  7. 540 – 275 = ?
  8. 312 × 2 = ?
  9. 480 ÷ 8 = ?
  10. 199 + 301 = ?
  11. 825 – 413 = ?
  12. 144 × 4 = ?
  13. (600 – 240) ÷ 6 = ?
  14. 375 + 125 = ?
  15. 504 ÷ 7 = ?
  16. 714 – 215 = ?
  17. На полке было 500 книг. Поставили ещё 145. Сколько книг стало?
  18. 810 ÷ 2 = ?
  19. 699 – 298 = ?
  20. Мама купила 3 упаковки по 125 граммов. Сколько всего граммов?
  21. (900 – 300) ÷ 3 = ?
  22. 512 ÷ 4 = ?
  23. 224 × 2 = ?
  24. Можно ли из цифр 3, 5, 8 составить трёхзначное число?
  25. Составь самое большое число из цифр 9, 1, 7.
  26. Составь самое маленькое трёхзначное число из цифр 4, 2, 6.
  27. 127 × 5 = ?
  28. 420 ÷ 7 = ?
  29. 850 – 327 = ?
  30. 560 + 340 = ?
  31. (720 – 360) ÷ 6 = ?
  32. 225 × 3 = ?
  33. 999 – 444 = ?
  34. 600 ÷ 8 = ?
  35. 818 – 303 = ?
  36. 456 + 234 = ?
  37. 702 -150 = ?
  38. 345 × 2 = ?
  39. 800 – 625 = ?
  40. 333 + 222 = ?
  41. (500 + 250) ÷ 5 = ?
  42. 612 ÷ 4 = ?
  43. 204 × 3 = ?
  44. Длина комнаты 425 см, а ширина 318 см. Какая сторона длиннее?
  45. Папа проехал 240 км днём и 180 км вечером. Сколько всего?
  46. 840 ÷ 6 = ?
  47. 314 × 2 = ?
  48. 720 – 189 = ?
  49. 680 ÷ 5 = ?
  50. 407 + 508 = ?

Задачи на логику и смекалку

1. У бабушки четыре внука. Каждый пришёл к ней в гости один раз в месяц. Сколько раз в месяц открывала дверь бабушка?

Ответ: 4 раза.

2. На дереве сидело 10 воробьёв. Охотник выстрелил и попал в одного. Сколько осталось на дереве?

Ответ: 0 — остальные улетели.

3. Петя съел три яблока. Одно яблоко он разделил пополам. Сколько фруктов он съел?

Ответ: 3 — половинка яблока не считается отдельным фруктом.

4. На столе стоит свеча. Ты зажёг её. Что станет больше: свет или тень?

Ответ: свет.

5. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

Ответ: 4 (сестра одна на троих).

6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой — по одной кошке. На хвосте каждой — по кошке. Сколько всего кошек?

Ответ: 4 (сидят в углах; «на хвосте» — находящаяся рядом).

7. Сколько концов у трёх палок?

Ответ: 6.

8. Пришла девочка в магазин и купила одно яйцо. Оно разбилось по дороге. Сколько яиц у неё осталось?

Ответ: 0.

9. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты?

Ответ: одинаковые.

10. Мама дала Маше 10 конфет и попросила поделить их поровну между собой и братом. Как Маша выполнит задание?

Ответ: 5 Маше, 5 брату.

11. В коробке лежат 5 карандашей. 3 из них красные. Сколько карандашей не красные?

Ответ: 2.

12. На реке плывут 3 лодки. В каждой по 2 человека. Сколько всего людей плывёт?

Ответ: 6.

13. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Ответ: сон.

14. Какое число больше: 125 или 52?

Ответ: 125.

15. Что можно держать, не касаясь руками?

Ответ: дыхание / слово / дистанцию (принимается любое).

16. В семье 5 сыновей. У каждого есть одна сестра. Сколько детей в семье?

Ответ: 6 (одна сестра на всех).

17. У кого шляпа на голове, когда он её снимает?

Ответ: в руках — у него же.

18. Папа старше сына на 25 лет. Сыну 10. Через сколько лет папа будет старше сына на 30 лет?

Ответ: никогда — разница всегда 25.

19. На руке 5 пальцев. Сколько пальцев на 5 руках?

Ответ: 25.

20. В ведре два литра воды. Что нужно сделать, чтобы вода перестала быть жидкой?

Ответ: заморозить.

Карточки — БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (по 10 заданий)

  1. 117 × 8 = ?
  2. 120 ÷ 5 = ?
  3. 250 – 147 = ?
  4. (116 +114) × 3 = ?
  5. Сколько минут в 2 часах?
  6. 125 × 4 = ?
  7. Чему равно 355+145?
  8. 600 ÷ (3 × 2) = ?
  9. При каких двух числах произведение равно 36? (возможные пары: 1×36,2×18,3×12,4×9,6×6)
  10. Сколько десятков в числе 760?

Карточки — ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ (по 10 заданий)

  1. Найди площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 6 см.
  2. Что меньше: 305 или 350?
  3. В коробке 48 яблок, нужно положить в коробки по 6 — сколько коробок заполнится?
  4. 240 ÷ (4 × 3) = ?
  5. Где больше десятков: 482 или 428?
  6. У Вани 350 рублей, а у Пети на 120 больше. Сколько у Пети
  7. Оля прочитала 126 страниц в понедельник и 134 — во вторник. Сколько всего?
  8. 152 – 4×3 = ?
  9. Сколько сантиметров в 2,5 м?
  10. Упрощение выражения: 2×(5+7) – 4 = ?

Карточки — СЛОЖНЫЕ / Нестандартные (по 6 заданий)

  1. На ветке сидело 6 птиц. Один вылетел, остальные поделились пополам. Сколько в каждой половине?
  2. Найти число, если его удвоение увеличить на 7, получится 31.
  3. Петя и Катя собрали вместе 48 яблок, и у Пети в 3 раза больше, чем у Кати. Сколько у каждого?
  4. Сколько всего сторон у трёх кубов, стоящих в ряд? (каждый куб имеет 6 граней, но некоторые грани соприкасаются)
  5. Из 7 палочек составьте 3 квадрата.
  6. Часы показывают время. Сколько раз за 12 часов совпадают стрелки?

Нестандартные задачи с несколькими решениями (10 задач)

1) Три свечи

Есть 3 свечи разной длины. Как сделать так, чтобы из 3 свечей получились 6 одинаковых отрезков свечи?

Решение A (поделить): Отрезать каждую свечу пополам — получится 6 одинаковых отрезков, если до разреза свечи были одинаковой длины.

Решение B (объединить и разделить): Если свечи разной длины — соединить воском так, чтобы суммарная длина делилась на 6, затем отмерить и отрезать 6 равных частей.

2) Монеты в кучках

На столе 10 монет. Как, не глядя, разбить их на две кучки так, чтобы в каждой было одинаковое число орлов (решка/орёл)?

Решение A: Отделить 5 монет в одну кучку и перевернуть все монеты в этой кучке — тогда число орлов в обеих кучках станет одинаковым.

Решение B (объяснение через перемены): Обозначить, что переворачивание меняет орлы на решки и наоборот; показать на примере с любым распределением, почему правило с 5 работает.

3) Апельсины для троих

Два отца и два сына съели 3 апельсина по одному. Как такое возможно?

Решение A (семейная связка): Это дед, отец и сын — всего 3 человека (два отца и два сына одновременно).

Решение B (алгебра): Обозначить людей A,B,C и показать, что A — отец B, B — отец C; проверить, что условий хватает.

4) Дерево и воробьи

На дереве сидело 5 воробьёв. Охотник стреляет и попадает в одного — сколько осталось?

Решение A (реалистично): Ни одного — остальные испугались и улетели.

Решение B (буквально): Если пуля убила одного, количество оставшихся на ветке — 0; если не убила — 4.

5) Разрезать прямоугольник

У тебя есть прямоугольный лист бумаги 8×6 клеток. Как разрезать его на 4 одинаковые фигуры (по форме и площади) двумя линиями?

Решение A (по одной линии вдоль): Провести одну прямую вертикальную и одну горизонтальную через центр — получится 4 одинаковых прямоугольника 4×3.

Решение B (по диагонали + прямой): Сначала разрезать по диагонали на два треугольника одинаковой площади, затем каждый треугольник разрезать медианой — получится 4 равных треугольника (форма и площадь одинаковы).

6) Пять яблок и четыре ребёнка

Как разделить 5 яблок между 4 детьми так, чтобы каждому досталось целое число яблок и одно яблоко осталось?

Решение A: Дать 1,1,1,1 яблока — останется 1. (Каждому — по одному; одно останется.)

Решение B (поделить и объединить): Можно дать 0,1,2,2 (неравномерно) — но условие «каждому целое и одно осталось» выполняется и в других вариантах. Обсуждение: сколько способов?

7) Карандаши в коробке

В коробке 5 красных и 3 синих карандаша. Как, не глядя, вынуть 2 карандаша так, чтобы они обязательно были разного цвета?

Решение A (гарантированный): Невозможно — если тянем два случайных, нельзя гарантировать разные цвета, пока не используем стратегию (например, вынуть 3 карандаша — по принципу Дирихле, среди 3 обязательно найдутся два одного цвета).

Решение B (рассуждение про минимальное количество): Чтобы гарантировать разные цвета, нужно вынуть пока не увидишь оба цвета; минимально — 3 карандаша, но гарантированно разные — условие меняется.

8) Часы и стрелки

Сколько раз за 12 часов часовая и минутная стрелки совпадают?

Решение A (знание факта): 11 раз (классический результат).

Решение B (расчёт): Решить уравнение: за t часов минутная стрелка делает 12t оборотов, часовая — t оборотов; совпадение когда 12t − t = k 11t = k t = k/11; для k= получим 11 совпадений в 12 часов.

9) Две линии — четыре части

Как одним разрезом (одной прямой) разбить круг на 4 равных по площади части?

Решение A: Невозможно одной прямой — одна прямая разделяет на 2 части.

Решение B (исправление): Две перпендикулярные прямые через центр дадут 4 равных сектора; если вопрос про «один разрез ножом» (требуется сделать два физических разреза, но «один разрез» может быть обработан как «одна операция, при которой нож проходит дважды»).

10) Трёхзначное число и цифры

Составь трёхзначное число, которое при перестановке цифр даёт наибольшее и наименьшее число. Какое правило даёт максимальную разницу?

Решение A (перестановка): Для максимума поставить цифры в убывающем порядке, для минимума — в возрастании; разница — показать на примере (например: цифры 1,4,7: 741 − 147 = 594).

Решение B (логика): Чтобы разница была наибольшей, максимальная цифра должна быть в сотнях для большего числа и в единицах для меньшего — сформулировать правило.

Примеры итоговых таблиц и рефлексий

Бланк самооценки (каждый ученик):

  1. Моё имя: Оганнисян Гаяне Сережаевна
  2. Моя команда: ________
  3. Как я оцениваю свою работу: 1 2 3 4 5 (обвести)
  4. Что мне больше всего понравилось: ______________
  5. Что было сложно: ______________
  6. Что я хочу повторить: ______________

Бланк учителя (заметки):

  • Замечания по каждому этапу;
  • Кто проявил лидерство;
  • Какую работу продемонстрировали слабые ученики;
  • Предложения по следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

План конспект открытого урока по математике 4 класс Пирамида

Материалы кк открытому уроку по математике 4 класс Пирамида...

План-конспект открытого урока по математике для 2 класса на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20».

План-конспект урока по математике на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание  в пределах 20" (по программе под редакцией Воронковой)....

план- конспект открытого урока по математике 1 класс

План-конспект урока по математике 1 класс. Тема урока: "Решение задач"...

Конспект урока по математике 4 класс «Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач».

Конспект урока по математике 4 класс «Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач»....

Урок математики 3 класс по теме «Порядок выполнения действий. Решение задач. Закрепление»

Цель: совершенствовать умение выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, устные и письменные вычислительные навыки, закреплять знание таблицы умножения и деления, умение решать ...