Что такое конфликт?
материал по теме

К родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_konflikt.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое конфликт?

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Конфликты в системе «ученик - ученик» наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.

При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками. На почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик - ученик».

Как предотвратить конфликт:

 Необходимо прививать ребенку нравственные ценности: духовность во многом определяет деятельность и поведение людей;

 Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;

 Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя - ее воздействие может проявляться в различных аспектах;

 Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками;

 Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их - положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Правила грамотного преодоления конфликта:

 Поставьте себя на место конфликтующей стороны;

 Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию;

 Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;

 Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.

Выводы:

 Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;

 Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;

 Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;

 При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.

«Профилактика конфликта в системе «учитель – родитель - ученик»

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не могут поладить друг с другом. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет.

В отдельных случаях, такой конфликт может перерасти в нечто большее. Скажем, помимо учителя и ученика в него могут быть вовлечены и родители, что, несомненно, в свою очередь отразится на ребенке. К счастью, в большинстве подобных ситуаций можно легко разобраться. Но не стоит при этом пренебрегать интересами детей. Их вы должны учитывать в первую очередь!

Как и в любой конфликтной ситуации, путь к решению проблемы пролегает через переговоры. Попробуйте понять, в чем заключается истинная суть проблемы. Возможно, у ребенка возникли сложности в отношениях с одноклассниками, или появились банальные трудности в учебе, и он переносит эти негативные переживания на своего учителя. А может быть, он попал в дурную компанию, и регулярно прогуливая школу, «функционирует» целый день у игровых автоматов? Как бы то там ни было, беседуя с ребенком, постарайтесь воздержаться от неуважительных реплик в адрес учителя. Это может подорвать его авторитет и усугубить сложившуюся ситуацию. Лучше попробуйте объяснить, что «строгая тетя в костюме и очках» не всегда неправа, и, в общем-то, старается сделать как лучше.

Как только вы разберетесь в ситуации и поймете позицию ученика – готовьтесь к другому разговору. Настала пора поговорить с учителем. На встрече желательно присутствие и самого ученика. Получится такая импровизированная очная ставка, при которой может всплыть наружу вся правда. Вы вместе с учителем выслушаете историю ребенка и во всем разберетесь. Постарайтесь показать «Фоме неверующему», что всем собравшимся небезразлична его судьба, что вы вместе с преподавателем стараетесь помочь в решении проблем, а не занимаетесь беспочвенным угнетением. Хотя, конечно, не стоит отметать и возможность вины учителя. Вспомните, как вас самих награждали незаслуженными оплеухами в школе, как физрук заставлял отжиматься по 20 раз за каждое сказанное слово, и как на алгебре вам доставалось линейкой по рукам. Поведение учителей не всегда бывает адекватным по отношению к ученикам. Не забывайте это, и доверяйте своему ребенку.

При встрече с учителем важно не оплошать, и не довести конфликт до критической отметки. Это наверняка помешает в дальнейшем и вам, и вашему ребенку. Поэтому, мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут вам добиться максимально положительных результатов.

Учитель и родитель - разговор по душам.

1. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Поймите, сегодняшний футбольный матч гораздо менее важен, чем конфликт в школе. Не ждите, пока небольшая проблема разрастется до огромных размеров кризиса. Как только у вас возникнут хоть малейшие сомнения и опасения по поводу поведения ребенка на уроках - сразу же договаривайтесь о встрече с классным руководителем. Не ждите более веской причины, гораздо лучше и легче не доводить ситуацию до «точки кипения», а предупредить грядущие неприятности.

2. Избегайте предвзятости. На встрече, не стоит сразу нападать на учителя и вести себя агрессивно. Отнеситесь к нему с пониманием. В наши дни и в нашей стране, преподавание в школе - это тяжелый труд, требующий практически самопожертвования и самоотречения от всего. Наверняка, учитель вашего ребенка старается делать все, что в его силах, чтобы помочь своему ученику. Начните разговор с комплимента касающегося его работы, и вы зададите дальнейшей беседе позитивный тон. Надо ли нам напоминать, что хорошее начало – половина дела?

3. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить для учителя несколько вопросов, выслушав ответы на которые, вы сможете понять его точку зрения. Задавайте их прямо, не стесняясь. Не задумывайтесь, насколько неприятно они могут звучать. Не бойтесь задавать вопросы вроде «правда ли, что вы бьете учеников линейкой, как утверждает мой сын?». Представьте, что вы на судебном заседании, где никто не стесняется прямо задавать вопросы, непосредственно относящиеся к делу. Не стоит ходить вокруг да около. Напротив, заданный «в лоб» вопрос может сыграть свою роль и показать, насколько эта «белая овечка» на самом деле «серый волк».

4. Будьте дипломатичны. В разговоре с учителем желательно придерживаться нейтрального тона. Высказывая свои беспокойства, не стоит сразу переходить к обвинениям. Не стоит прямо с порога кричать «признавайся, грязный извращенец!». Такие словоформы не создадут атмосферы доверия. Лучше расскажите учителю о своих наблюдениях за ребенком, при этом, избегая таких обобщений, как «сын ненавидит школу!» и «все учителя сволочи, только деньги дерут!». Лучше приведите конкретные примеры, скажем: «ребенок сильно расстроился, потому что весь вечер потратил на задачу по арифметике, но так и не смог решить ее. И хотя позже, подключилась вся семья, включая дядю - преподавателя высшей математики в Бауманке, ответ так и не был найден».

5. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Вариантов может быть масса - от смены парты, до прекращения посещения кружка по собиранию гоночных машин из конструктора «Лего» или вышивания крестиком. Дома можете ввести систему вознаграждений за примерное поведение и успехи в учебе. Зафиксируйте план в письменной форме, и повесьте на видном месте, чтобы не забыть его положения после вечернего пива.

6. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана. Возможно, у вас получится это сделать посредством электронной почты или по обычному телефону. Открытое общение и частые контакты не только помогут справиться с текущими проблемами, но и смогут предотвратить возникновение недопонимания в будущем.

7. Если ничего не помогло. Крайнее средство для решения подобных проблем - перевод ребенка в другой класс или даже в другую школу. Учтите, подобная мера – серьезный стресс для ребенка. Идти на такую крайность можно лишь в редких случаях, и лишь тогда, когда это действительно необходимо. К тому же, результат не всегда будет соответствовать вашим ожиданиям. Возможно, проблема не исчезнет полностью. Но все же, это может помочь улучшить положение ровно настолько, чтобы вам и вашему ребенку стало комфортно. Главное, потратив столько усилий, не сделать промах, и не попасть на учителя, методы поддержания дисциплины которого те же, что и у предыдущего. А учебная программа вообще одинакова для всех общеобразовательных школ. Следовательно, вариант с переводом не гарантирует решения всех проблем. А перед самим переводом вам нужно встретиться с будущими учителями вашего ребенка.

Иногда, личностный конфликт учителя и ученика может так сильно сказаться на последнем, что вызовет у него состояние депрессии. А это совсем ни к чему. В таком юном возрасте организм и без того слаб и восприимчив ко всему окружающему. В такой ситуации следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Он поможет вам найти путь для более эффективного контакта ребенка с учителем.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами, особенно такого характера. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка. Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....