Просто о сложном.
методическая разработка (1 класс) на тему

Сухова Татьяна Митрофановна

Как сложно бывает родителям, которые отправляют в первый класс своего самого первого, а порой и единственного ребёнка в школу. Каким должен быть портфель, форма, карандаш, линейка, обувь и многое, многое другое, что на первый взгляд кажется таким простым и понятным?  Но на самом деле организация, режим, одежда - всё это важно и во многом определяет дальнейшую успешность пребывания ребёнка в школе. Эта статья поможет вам, уважаемые родители, учителя сделать лёгкой сложную работу учащегося в стенах школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosto_o_prostom_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы -  рекомендации по проведению первого родительского собрания с семьями будущих первоклассников.

1.

2008 год был объявлен Годом семьи. Это не случайно.  Любое государство будет сильным только тогда, когда сильна семья – основная ячейка общества, богатство любого государства. Чем и как можно привлечь и объединить семейное начало, школьные заботы и проблемы, которые  видны более ярко и обострённо  школе и учителю, который чаще и больше проводит времени с ребёнком, чем видят его собственные родители? Каким образом создать  единое воспитательное поле, единую социальную среду, в которой УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ  были бы одним  звеном, объединённым одними целями, задачами, деятельностью. Эти вопросы я задаю себе в течение многих лет перед самым первым родительским собранием в жизни моих будущих первоклассников и их родителей. Время приносит новые веяния, новое поколение детей и родителей, со своими радостями и тревогами, лёгкостью и сложностями. Поэтому, считаю, что начальная школа в жизни каждого малыша – важно, а первый учитель – ответственно. Первый класс- серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребёнок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребёнка от рождения, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Поэтому родителям необходимо помогать становиться педагогически грамотными  родителями, так как семья является первым воспитателем будущего первоклассника.

        Но   поручиться,  что семья может воспитать  ребёнка как следует  нельзя. Об этом  писал А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский, который в своей Павлышской средней школе организовывал лекторий для будущих родителей, для тех, кто готовился стать ими, для тех, чьи дети уже готовились к школе. В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей», потому что семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного воспитания. А.С.Макаренко пишет: «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа».  Родители полагают, что они знают и умеют воспитывать своих детей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями, роль учителя начальных классов в этом процессе огромна. Учитель  может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.  Смысл  педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».  Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Плохо организованные родительские собрания, встречи и непродуманные беседы с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут  вызвать у отцов и матерей.    

2.

 Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.  

Безусловно, одному классному руководителю с этой проблемой  справиться сложнее.  Поэтому к этой работе надо привлекать  специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, учителей-предметников и очень важно при этом учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Поэтому на самом первом родительском собрании родителям предлагается написать ответ на  вопрос:  какие проблемы, связанные с  воспитанием  детей,  представляются для вас трудными? На этих ответах выстраивается дальнейшая работа по просвещению родителей специалистами разных направлений. Встречи по вопросам просвещения могут быть организованы как индивидуально, так и фронтально, разово и многократно.

Мы, взрослые, должны себе чётко представлять, что праздник – это только  первое сентября, учёба  – тяжёлый повседневный для ребёнка труд, что первоклассник долго привыкает к школе, период адаптации может длиться несколько месяцев. Поэтому учителю очень важно проговорить родителям простые истины, характерные для большинства детей в адаптационный период, о которых они могут  не догадываться.  На самом первом родительском собрании я предлагаю родителям следующие практические рекомендации, которые должны помочь детям, учителю, родителям установить положительный эмоциональный тон и облегчить адаптационный период:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос.
  2. Не  торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо получается, это не вина ребёнка.
  3. Провожая в школу, желайте ему удачи, подбодрите – у него впреди трудный день.
  4. Чаще обнимайте ребёнка. Четыре объятия уберегут его от неудач, восемь объятий придадут ему уверенность, двенадцать отведут беды и печали – так говорят американские психологи.
  5. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему отдохнуть и он сам начнёт вам говорить.
  6. После школы не торопите его садиться за уроки, необходимо два, три часа отдыха, а первоклашкам хорошо бы поспать часа полтора для восстановления сил.
  7. Будьте всегда внимательны к жалобам на головную боль, усталость, боли в животе, не считайте это симуляцией. Чаще всего это объективные показатели трудности учёбы, чрезмерности нагрузок.

3.

  1. Постарайтесь не взваливать на первоклассника все нагрузки сразу: драмкружок, кружок по фото, а ещё и петь охота… - это может выдержать далеко не каждый.
  2. Трудный день позади… Не забудьте перед сном посидеть с ребёнком, рассказать сказку, спеть песенку, погладить, Всё это успокаивает,

помогает снять напряжение, Старайтесь не вспоминать неприятности, не корите за неудачи.

 Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. 

Об этом важно и нужно говорить с родителями. Маленький процент детей приходит в школу с записью «здоров». Многие дети имеют хронические заболевания с рождения. Поэтому состояние здоровья детей – важный вопрос. Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как подготовить рабочее место будущего ученика? Поэтому учитель должен тщательно и аргументировано проговорить о том, где ребёнок будет готовить уроки. Родители должны помнить о том, что учебная рабочая зона должна быть отделена от игровой: если нет другой комнаты для игры, то необходима цветовая гамма обоев, которая будет напоминать ребёнку о его обязанностях. Необходимо подобрать мебель, соответствующую росту ребёнка. Убедиться в том, что вы не ошиблись очень просто: стол должен быть выше локтя ребенка на 2-3 см, а сиденье стула – у колена. Правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4-5 см заходит за край стола. Очень важно, чтобы во время занятий у ребёнка сохранялась правильная поза - прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе. При этом поясница опирается на спинку стула, а ноги – на пол или подставку. Исследования врачей показали, что если 7-летние школьники в течение 2 часов занимаются в неправильной позе, то это приводит к изменениям в позвоночнике, которые не исчезают даже через сутки. Огромное значение имеет освещённость. Наиболее правильно, если стол стоит рядом с окном и свет падает справа.  Но без настольной лампы не обойтись в осеннее - зимний сезон. Лучшими считаются лампы с матовыми абажурами зелёного или жёлтого цвета. Лампа должна стоять  на столе слева от ребёнка. Одновременно должен присутствовать и общее освещение, потому что контраст быстро утомляет глаза, появляется чувство напряжения и рези.

  Не последнее место в разговоре занимает вопрос о выборе ранца или сумку с плечевым ремнём, а может быть обычный портфель?

Наш совет, уважаемые коллеги, - ранец. Ежедневное ношение портфеля, сумки приводит к ассиметричной нагрузке на неокрепший позвоночник, формируя неправильную осанку на всю оставшуюся жизнь. Выбирая ранец, родители должны помнить о том, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давала ему искривиться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Их ширина в верхней части не менее 3,5 – 4 см.

4.

Очень важно убедить родителей в значимости приобретения школьной формы. Приведём и обсудим некоторые преимущества школьной формы:

  1. Она повышает успеваемость, так как ученик в школьной форме больше думает об учёбе, а не о том, как он выглядит.
  2. Школьная форма повышает посещаемость, так как ученики, которым не приходится беспокоиться об оскорблениях в адрес своей одежды, с большим желанием идут в школу.
  3. Школьная форма убирает различия между обеспеченными и малообеспеченными семьями.
  4. Школьная форма исключает конфликтные ситуации между родителями и детьми.
  5. Школьная форма экономит денежные средства родителей.

Все эти аргументы, уважаемые коллеги, станут убедительными доводами в решении вопроса о приобретении формы.

 К.Д. Ушинский писал, что учитель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями, будничными мелкими нуждами. Педагогическое руководство семейным воспитанием требует от нас, учителей, осмотрительности и деликатности. Поэтому в предлагаемой анкете «Мой ребёнок», на самом первом собрании, прошу написать о сложных вопросах, связанных с воспитанием методом недописанного предложения «Его отрицательными качествами является то…» или здоровьем ребёнка «О здоровье своего ребёнка я могу рассказать …». Тогда необходимо этим доверием дорожить и использовать его для блага ребёнка.

 Надеюсь, что небольшие наброски к первому родительскому собранию, начинающему педагогу помогут снять некоторые проблемы и непонимание, которое всё чаще и чаще возникает между родителями и школой. Удачи Вам, уважаемые коллеги!

    Учитель начальных классов ГОУ ЦО №2006

СУХОВА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА.

Город Москва, Юго-Западный округ.

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...