Практикум для родителей "Как научить ребёнка слушать"
статья (2 класс) по теме

Шахова Лариса Геннадьевна

Игры, памятки и конспект практикума для родителей " как научить ребёнка слушать и слышать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie._kak_nauchit_rebyonka_slushat.rar226.45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

« Как научить ребёнка слушать и слышать ».

Цели:

1) познакомить родителей с понятием «слушать и « слышать»;

2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые помогут научить ребёнка слушать и слышать.

Участники: классный руководитель, родители учащихся..

Подготовительная работа..

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.

            Анкета для родителей.

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий

( подчеркните один из предложенных ответов)?

    - Да;

    - трудно сказать ( и да, и нет);

    - нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

    - Да;

    - Трудно сказать ( и да, и нет);

    - Нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно с председателем родительского комитета класса.

4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах по теме собрания

5.  Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

7. Форма проведения: групповая.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг, статей из журналов, газет по теме собрания.

б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с прикреплённым к нему  листом синего, красного или зелёного цвета);

в) листы с описанием игр;

г) реквизиты для игр;

д) компьютер для показа презентаций;

е) квадратики для проведения рефлексии;

ж) рекомендации-памятки для родителей.

Ход собрания:

1.Установление свободной и доверительной атмосферы.

 Звучит  музыкальная открытка  Вивальди « Времена года».  Родители занимают места, за синим, красным и зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

Музыкальная открытка.

Просмотр отрывка "Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака.

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна

Мульфильм « Вот какой рассеянный»

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

Наблюдая за детьми  всю четверть, выявила самую  острую проблему в классе – «Недостаток внимания детей на уроке». Анкетирование показало………

В прошлом году мы проводили собрание по теме с приглашением психолога. Были рассмотрены игровые занятия для развития внимания у детей.  Анкеты показали , что вы работаете над вниманием детей.

Мы вместе много работаем над вниманием наших детей, но внимание детей  немного сдвинулось с отметки нуль. Я начала искать причины невнимания. И пришла к тому, что дети не умеют слушать и слышать других. Мне приходиться несколько раз повторять вопрос, говорить громко, ловить пустые взгляды, встречаются постоянные отмалчивания  ……

Сегодня мы  рассмотрим вопрос « Как научить ребёнка слушать и слышать»


Слайд 1,2

3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Слушающий ребёнок - это …»  « Слышащий ребёнок- это…  (Время для  выполнения задания- 3 минуты).

Слайд 3

Слайд 4

4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. 

Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.

5.Теоретическая часть.

Очень серьезная и актуальная проблема, когда детки не слушают родителей или слышат только некоторые их просьбы. Повторяя нашим детям одно и то же по нескольку раз до тех пор, пока не привлечем их внимания, мы формируем у них привычку невнимательно слушать. Обращение к ребенку должно произноситься только раз. Научите ребенка слушать Вас.

 1.     Стань примером внимательного слушателя. Покажи ребенку, как ты умеешь слушать мужа, друзей и его самого: больше слушай, меньше говори.

2.     Говори уважительно. Дети почти всегда «отключают» свое внимание, если ты говоришь с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.

3.     Вначале привлеки внимание, а затем говори. Убедись, что ребенок на тебя смотрит прежде, чем заговорить. Можно попросить: «Пожалуйста, взгляни на меня и послушай, что я скажу».

4.     Заранее предупреди о разговоре. Попробуй установить временные границы: «Мне нужно будет поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов».

5.     Понизь голос. Вместо того чтобы кричать, начни говорить более спокойно. Обычно такое поведение застает детей врасплох, и они проявляют интерес к дальнейшему разговору.

6.     Говори коротко, ласково и конкретно. Вместо: «Немедленно займись уборкой», более четко сформулируй свою просьбу: «Пожалуйста, убери кровать до того, как пойдешь гулять». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать длинную лекцию.

Знакомство с инструкцией .

                          Инструкция.

                                      Шаг №1

Дайте малышу сигнал слушать, сигнал о том, что сейчас последует распоряжение. Легче всего привлечь внимание ребенка, позвав его по имени. Но нельзя это делать из соседней комнаты, издалека, т.к. главный элемент данного этапа – взгляд в глаза. Просьбы, отданные глядя в глаза, чаще вызывают уважение и желание подчиниться. Итак, позовите ребенка по имени, стойте рядом с ним, смотрите в его глаза. Если мало позвать по имени, то скажите прямо: «Посмотри на меня», а при необходимости возьмите его за подбородок.

                                        Шаг №2.

             Ваш взгляд приостановил активность ребенка, теперь самое время дать распоряжение. При этом будьте уважительны, но тверды, без колебаний. Следите, чтобы ваше невербальное поведение также выражало авторитет. Ваши жесты, выражение лица, интонация, осанка должны быть под контролем. Встаньте на небольшом расстоянии от малыша, примите повелительную позу. Не просите, а просто скажите, чего вы хотите. Достаточно одного приказа. Возможно, ребенок будет протестовать. Не обсуждайте, не устраивайте прений. Стоит дать ему одно объяснение, особо не распространяясь и не повторяя того, что было уже сказано. Если ребенок продолжает задавать вопросы, то ответьте: «Я тебе уже все сказал». Попросите малыша повторить то, что было ему сказано.

                                         Шаг №3.

       Закончив свою просьбу, вам остается просто стоять и глядеть внимательно на ребенка еще пятнадцать секунд. Не двигайтесь. Это может показаться странным, но пристальный взгляд заставит малыша вдуматься в то, что ему необходимо сделать. Он, возможно, поинтересуется, что это вы смотрите. На вопрос можете не отвечать, или сказать, что вы ждете, когда он сделает, как сказано. Помните, что вы ничего не обязаны объяснять.

                     Шаг №4.

Если ребенок выполнил просьбу, вы должны непременно его похвалить. Подайте ему знаки благодарности и одобрения.









Слайд 5




Слайд 6



Слайд 7




Слайд 8



Слайд 9



Слайд 10










Слайд 11







Слайд 12









Слайд 13






Слайд 14

7. Практическая часть.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием  игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10  минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. 

Слушать и слышать другого человека помогают такие правила:
• «переводить» слова собеседника на «свой» язык
Упражнение: предложите ребенку сказать предложенную фразу другими словами.
Пример: Сегодня хорошая погода – Дождика нет и тепло.
Фразы: Я тобой недовольна; У меня хорошее настроение; Вы – молодцы!
Такая способность говорить разными словами поможет нам понимать другого, понимать смысл его высказывания.
• следить за выражением лица говорящего
Упражнение: Произнесите ребенку слова с разными чувствами и попросите его отгадать с каким чувством вы говорили слова, что помогало Вас понять.
Слова: Мяу-мяу – радость; гав-гав – злость; кар-кар –грусть; Иго-го – удивление; хрю-хрю – страх и др.
Услышать других людей помогает интонация, выражение лица, поза, жесты, мимика.
• быть внимательным, слушать, а не смотреть по сторонам, не разговаривать
Упражнение: Во время нахождения в людном, шумном месте (например, в автобусе, магазине) предложите ребенку прислушаться о чем говорит конкретный человек, затем переключите внимание ребенка на другого человека. Пусть ребенок почувствует сам как сложно разобрать информацию в шуме, когда говорят все и хочется всё рассмотреть вокруг. Сравните с поведением детей на уроке, когда говорит учитель.
• показывать человеку, что ты его слышишь
Упражнение: Читая ребенку книгу, намеренно допустите в тексте ошибку и попросите его найти её.
Пример: Большой рыжий пёс весело бежал по полянке. На улице он увидел кошку и от страха замяукал.
Показывать человеку, что ты его слышишь можно с помощью уточняющих вопросов или замечая ошибки в его речи.
Упражнение: Предложите ребёнку угадать какое стихотворение Вы зашифровали. После каждого слога нужно вставить «ба», «фа», «ма». Будет это выглядеть вот так:
Нафашафа Тафаняфа громфакофа плафачетфа
Уфарофанифалафа в речфакуфа мяфачикфа.
Тифашефа, Тафанечфакафа, нефа плачьфа,
Нефа уфатофанетфа в речфакефа мячфа.



Главное

Когда вы говорите, ребёнок должен смотреть на вас и слушать.

Нужно говорить только один раз.

Слайд 15

8. Заключительный этап.

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам  следующие рекомендации («Памятки родителям»)  

                                               Памятка для родителей

                                      Научите ребенка слушать Вас.

Не нужно кричать и говорить на повышенных тонах. Изъясняйтесь спокойно и уверенно, старайтесь сначала привлечь внимание ребенка, а потом уже выражать свою просьбу.

Выражайте свои мысли ласково и конкретно. Например: «Пожалуйста, сделай домашние задания до того, как пойдешь на улицу».

Уважайте ребёнка, беседуйте с ним о «сокровенном», пусть ребёнок  расскажет, как прошел его день. Важно, чтобы он Вам доверял.

Будьте для него самым внимательным слушателем. Пусть ребенок увидит, как вы умеете слушать родственников, друзей и, конечно самое главное, его самого. Откликайтесь на слова малыша сразу, невзирая на свою жуткую занятость домашними или другими делами.

Готовьте заранее ребенка к разговору, оговаривайте время. Например «Давай поговорим по такому-то вопросу через 30 минут». Пусть малыш подготовится, закончит начатые дела (чтение книги, выполнение уроков, рисование, уборку в комнате и т.д.)  

 Обращение к ребенку должно произноситься только раз.

9.Оценка. 

В заключении собрании я предлагаю представителям  каждой рабочей группы  продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что…»



10. Рефлексия.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из двух квадратиков красного, синего.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Слайд 16

11. Минута благодарности. 

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе   собрания  и  желаю вам успехов в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

Как научить ребёнка слушать с первого раза?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для мн...

Буклет "Как научить ребёнка слушаться"

Буклет "Как научить ребёнка слушаться"...

Для родителей. Как научить ребёнка слушаться.

Считаю, что для родителей это интересно....

10 правил как научить ребёнка слушаться.

10 правил как научить ребёнка слушаться...

« Организация успешного взаимодействия с ребёнком : слушать, слышать, слушаться.»

Эта тема является очень актуальной в наше время .Для того, чтобы между ребёнком и взрослым были гармоничные и эмоционально близкие отношения ,нужно , чтобы педагог сопереживал ребёнку, умел ставить се...