Анкета для родителей
материал (1 класс) по теме

Старчевая Надежда Николаевна

Представлены вопросы по генеалогии, наследственности и связях родственников, по истории взаимоотношений в различных поколениях семей, важнейшие события в жизни семьи, семейные реликвии, праздники, повседневное общение, ребенок в семье. Дана консультация "Источники информации для построения генеалогического древа", рекомендации по проведению семейного вечера "Загляни в семейный альбом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrobnaya_anketa_dlya_roditeley.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Ваша семья и ее традиции»

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.

Вопросы:

1. Генеалогия.

  1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
  2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
  3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
  4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
  5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

  1. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом
    человеке?
  2. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
  3. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
  1. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают детям,
    вспоминают, когда родственники собираются вместе?
  2. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
  3. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?
  4. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
  5. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

3. Наследственность и связи родственников.

  1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
  2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
  3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
  4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
  5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
  6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

4. История взаимоотношений.

  1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?
  2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно, охарактеризуйте их.
  3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?
  1. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?
  2. Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?
  3. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
  4. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
  5. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
  6. Приходилось ли принимать в семью нового человека?

5. События жизни семьи.

  1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
  2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
  3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
  4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
  5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?
  6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

6. Семейные реликвии.

  1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?
  2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

3.        К какому периоду относится самая старая фотография,
хранящаяся в Вашей семье?

4.        Есть ли домашний архив? Что в него входит?

  1. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
  2. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
  3. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
  4. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
  5. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?

\

7. Дом.

  1. Какое место Вы считаете Родиной?
  2. Что для Вас «родной дом»?
  3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
  4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?
  5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?
  6. Где и когда семья собирается вместе?
  7. Где и когда собираются вместе родственники?
  8. Праздники.

1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них
самые любимые, почему?

      2. Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

3. Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

       4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

       5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

  1. Отмечаете ли государственные праздники?
  2. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
  3. Отмечаются ли годовщины свадеб?
  4. Отмечаются ли профессиональные праздники?

  1. Расскажите о праздновании юбилеев?
  2. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?

  1. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания т. п.)?
  2. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?

9. Повседневное общение.

  1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
  2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?
  3. Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?
  4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?
  5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?
  6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?
  7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
  8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?

9.        Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов?        

  1. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?
  2. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.

12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения?

10. Ребенок в семье.

  1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?
  2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно - расскажите.
  3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т. п.?
  4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся?
  5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?

6.        Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?

7.        Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?

8.        Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?

9.        Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

  1. Что считается в Вашей семье признаком взрослости?
  2. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

Консультации для родителей

«Источники информации для построения генеалогического древа»

Для построения генеалогического древа нужны источники формации и умение найти их. Источниками устной информации прежде всего являются рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки. Было бы замечательно услышать рассказ прадеда или прабабушки - родовую легенду, которую следует взять за основу и в дальнейшем подтверждать или опровергать документально.

Основные факты из рассказов следует записывать в заранее заведенный для этого журнал или тетрадь. Группировать вопросы следует согласно вашим интересам, узнать, каков был характер интересующего вас лица, род его занятий, что он любил больше, что меньше и прочее. Только беседы дадут такую информацию, ведь документы этого не фиксировали и не фиксируют. Лишь таким образом можно сформировать для себя представление о человеке, интересующем вас. Потом можно все это описать. Чтобы не забыть что-то интересное из беседы, следует записать рассказ собеседника на диктофон или магнитофон, что даст возможность иметь и голос, и речь дорогого вам человека, еще и еще раз проанализировать услышанное - это память, история, необходимые для очень многих людей. Создавайте свой банк информации и передавайте его поколениям. Собирайте кропотливо, терпеливо, по зернышку, и потом будете благодарить себя за это.

Источниками документальной информации являются:

  1. загсы и их архивы. За период с 1917 г. и по настоящее время они дают возможность получить интересующую информацию по рождению, бракосочетанию и смерти. Архивы районных загсов хранят информацию 50 и 75 лет, потом архивные данные передаются в областной архив загса.
  2. Областной государственный архив. Здесь хранятся записи метрических книг церкви или молитвенного дома (если не было церкви) до 1917 г. того села, деревни или города, откуда Ваш предок был родом.
  3. Интернет.

«Способы изображения родословной»

Первый способ - графическое изображение в виде концентрического круга, в центре которого следует поместить себя, следующих - более отдаленных предков. Однако этот способ, хотя и приемлем, не позволяет четко видеть связи между членами рода.

Второй   способ - графическое изображение родословной в виде таблицы со связями снизу вверх или сверху вниз. (Связи прямого родства изображаются одной прямой линией, по горизонталям — двумя параллельными прямыми,  которые обозначают некровные супружеские связи. Слева римскими цифрами обозначают номер поколения, арабскими около фамилий, мен, отчеств - порядковые номера внесенных членов семьи: ваш номер - 1, отца - 2, матери - 3, дедушки и бабушки по линии отца - 4 и 5, по линии матери - 6 и 7 и т. д.

Каждый член рода имеет собственный номер, например, 111-6 означает 3-е поколение, 6-й член рода - дедушка по линии матери. Изобразите все это на листе белой плотной бумаги или ватмане (не уместите на одном, возьмите еще, состыкуйте и склей-с первым). В свободных местах листа запишите еще несколько списков членов Вашего рода с краткими сведениями о них, укажите даты жизни, сословие, профессию. Списки эти удобнее желать отдельно по фамилиям.

Для изображения каждой персоналии при графическом изображении генеалогического древа можно использовать форму круга (кружка, кружочка), каждый из которых как бы прибивается к стволу древа (дерева) или его ветвям (веткам) или же подвешивается в виде плодов. Само древо имеет форму дерева со стволом, ветвями, листьями, плодами. Имена мужчин, имевших потомство, пишут в кружках желтого цвета, не имевших его, - подвешивают в виде плодов в кружках красного цвета.

        Имена замужних женщин пишут в кругах лилового цвета, а девушек — синего. Имена всех живых членов рода вносятся в кружки зеленого цвета: мужчин - более темного, женщин - более светлого тона. Цвета окраски кружков, указанные выше, не есть единственное или общее правило - можно применить любые, однако для стран Европы это единственное, общепринятое правило. В России указанное ранее практически не встречается, и как исключение применяется форма родословного древа, где имя родоначальника помещается на корнях дерева или в начале ствола. При подготовке графического построения надо выбрать масштаб, чтобы древо смотрелось и свободно читалось, можно вклеить и фотографии отдельных персон, что еще больше повысит ценность родословной: хорошо читать, но еще лучше - прочитать и увидеть.

Рекомендации по проведению семейного вечера «Путешествие по страницам семейного альбома»

Семейный вечер можно посвятить, например, знакомству с альбомом бабушки, затем с маминым альбомом... Это должен быть не просто просмотр фотографий, скорее всего, это будет вечер любопытных рассказов, трогательных воспоминаний и жизненных сравнений разных времен, разных поколений.

Они украсят дождливый осенний или холодный зимний вечер, сделают его более теплым, а главное - незабываемым.

Если семейный фотоархив начался с бабушкиного альбома, значит, любимая бабуля в этот вечер будет в центре внимания. В ее честь накрывается стол с праздничным ужином, ей посвящаются любимые мелодии, она окружена особым вниманием и заботой. Бабушка в этот день, словно экскурсовод, ведет нас на экскурсию по своей жизни. Она рассказывает о годах своего детства.

Рассказ можно построить на сравнениях с эпизодами из жизни внуков. Это придаст живой характер рассказу.

Внукам интересно:

а)        какими игрушками раньше играла бабушка (если любимая
игрушка ее сохранилась, с сегодняшнего дня она - реликвия для
внука, ведь бабушка подарит ее малышу);

б)        с кем бабушка дружила;

в)        была ли бабушка активной;

г)        как бабушка отдыхала, в какие игры играла в детстве, какие песни любила петь (можно тут же научить внука веселой игре из своего детства, спеть детскую песню).

Затем бабушка может поделиться секретами своей учебы и своими девичьими увлечениями.

И вот - бабушка-невеста. Она рассказывает о знакомстве с дедушкой, о том, как он ухаживал за ней. А потом появилась на свет дочурка. Сейчас она уже взрослая и тоже имеет очаровательную дочку - бабушкину внучку.

Можно провести фотосъемку: бабушка в окружении любящих внуков и детей. Фотографируя бабушку, можно прочесть стихотворение: Долой заботы, хлопоты!

Скажи, бабуля: «ЧИЗ»,

На фото посмотри-ка ты

И шире улыбнись.

 А вот и сюрпризы для любимой бабули. Это могут быть семейные частушки (на мелодию песни «Кому это надо»): 

Знают все, конечно,

Взрослые и дети:

Бабушка родная –

Лучше всех на свете!

 У меня бабуля                                                                                                                                                                                                                                      Очень молодая,

Модная такая,

Стильная такая!

А когда мы вместе

 С ней шагаем прямо,

 Все с восторгом говорят:

 - Ах, какая мама!

Если папа взялся

 Вдруг за воспитанье,

И с ремнем решил он

Проявить вниманье,

Бабушка от папы

Внука защищает

И ремень у папы

 Хитро похищает.

Вечно папа с мамой

 Все нам запрещают,

А бабуля наша

Все нам разрешает.

Мы свои частушки

Бабушке пропели

И в своих частушках

Рассказать сумели:

Как мы ее любим

И как уважаем,

Как ее все вместе

Мы просто обожаем.

Другим сюрпризом для бабушки может стать букетик цветов, портрет, нарисованный внучкой, томик любимых стихов и кассета с любимыми мелодиями.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для: родителей, учителя, ученика

Приложение к информационному материалу "Педагогическое исследование"...

Анкета для родителей

Анкета для родителей (ознакомительная)...

Анкета для родителей "Какой вы родитель".

Уважаемые родители, асли Вы хотите убедиться в правильности воспитания, пройдите тест самопроверки. Это не сложно: прочитайте вопросы и оцените себя (рядом указано количество баллов за каждый ответ). ...

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Анкета для родителей "Знакомство с родителями"

Анкета используется в первые дни пребывания ребёнка в школе в период подготовительных занятий....

Анкета для родителей будущих первоклассников для изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей

Информация об интересах и увлечениях детей, необходимая для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов....

Анкета для родителей "Мнение родителей об образовательном процессе в школе".

Анкета может быть использована с целью изучения мнения родителей об образовательном процессе в школе. В 1а классе МБОУ СШ №2 г. Сычевки, в котором я являюсь классным руководителем, результаты анкетиро...