Консультация для родителей "Развитие воображения и творческих способностей в дошкольном возрасте"
методическая разработка на тему

Татьяна Ивановна Чугунова

Консультация призвана повысить педагогическую компетентность родителей, помочь семье найти ответы на интересующие родителей вопросы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Консультация для родителей

«Развитие воображения и творческих способностей

в дошкольном возрасте».

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита,  выделяются шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.  

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.  

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребёнок уже ползает, но ещё не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому ещё ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него). У ребёнка закатился далеко под диван мяч.  Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребёнок может решить эту задачу сам.  

Четвёртое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается  в предоставлении ребёнку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надёжной  гарантией того, что  напряжение ума не приведёт к переутомлению и пойдет ребёнку на пользу.

Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству,  проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным ему в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы совместной с педагогом деятельности,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их  самовыражающиеся сверстники.  

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения и творческих способностей младших школьников

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании нового, не существовавшего раннее, но и в открытии относительно н...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».

Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»....

Развитие воображения и творческих способностей

В презентации представлены материалы для развития воображения и творческих способностей у детей с РАС...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД"

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр  для детей дошкольного возраста в летний период в ДОУ»...