СПЕЦИАЛИСТЫ СОВЕТУЮТ.
статья по теме

Курбатовская Галина Казимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_roditelyam.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок с речевыми проблемами.

•   Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.

•   Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.

•    Поощряйте его общение с другими детьми.

•    Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

•   Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Ребенок с нарушением самооценки.

•  Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

•   Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

•  Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

•   Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка.

•   Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

•  Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

•  Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.

Замкнутый ребенок.

•  Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

• Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

•  Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Агрессивный ребенок.

• Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

Следующий совет, по мнению автора данной книги, требует комментария. Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина: «Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась». Действительно, такие способы преодоления проблемы на время снимают приступы агрессии. Однако представители другой психологической школы предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессию на объекты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, «лист гнева», боксерская груша и т. д.). Но в дальнейшем, когда взрослого (родителя, педагога, психолога) не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разобьет окно камнем и т. д. Еще хуже, если под рукой у него окажется младший школьник (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома... Рассерженный ребенок не в состоянии будет проанализировать ситуацию и выбрать более безобидный способ борьбы с гневом.

• Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

• Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Застенчивый ребенок.

•  Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты совместных прогулок, учите ребенка спокойно относиться к перемене местонахождения.

•   Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайге ему определенную меру свободы и открытых действий.

•   Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

•  Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать,   про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например на приеме у врача, в библиотеке, в гостях, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза. Уходя же, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

Конфликтный ребенок.

• Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей, и тогда чаще всего разражаются «бури»*.

•  Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

•   После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

•  Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликтны неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

•  Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Гиперактивный ребенок.

• Причиной возникновения проблем в школе может стать гиперактивность будущего ученика. Всем знакомы непоседы, которые не могут сосредоточиться, часто отвлекаются, мешают другим и самому себе. Чтобы наиболее эффективно выстроить работу с таким ребенком необходимо обеспечить для него комфортные условия.

Специалисты советуют:

1.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

2.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

4.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

9.  Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Предоставляйте ребенку возможность выбора.

11.  Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!*

Петербургский психолог М. Н. Ильина считает, что завышенные требования, предъявляемые учителями к гиперактивному ребенку, могут вызвать серьезные проблемы в обучении и поведении. В таких условиях ребенок с подобной проблемой не сможет спокойно сидеть на уроке, будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрировать внимание на предмете, его поведение будет идти вразрез со школьными нормами. Все это часто приводит к отставанию в учебе. Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

Психолог Ильина советует:

•  Проконсультируйтесь у специалистов.

• Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, - с другой.

• Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».

• Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.

•  Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

• При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).

• Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.

•   Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.

•   Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.

•   Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).

•  Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.

•  Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.

• Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.

• Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

Когда же просто необходимо обратиться к специалистам? Психолог М. Н. Ильина выделяет некоторые аспекты настораживающего поведения ребенка, когда целесообразно обратиться за консультацией к профессионалам - психологам, психоневрологам, психотерапевтам и т. д.:

1.Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявлений в поведении ребенка (умеренные трудности поведения встречаются чаще, чем серьезные, чрезмерные по силе), которые оказывают отрицательное влияние на его адаптацию в обществе.

2.Длительность сохранения определенных реакций, например, страха или агрессивного поведения. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное.

3. Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения эмоционального фона (настроения) без видимых причин.

По мнению М. Н. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: неправильным воспитанием и определенной незрелостью нервной системы. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребенка и только после этого его корректировать. Еще один важный момент заключается в так называемом «эффекте переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка.

Литература.

* Клюева, Н В , Касаткина, Ю В Учим детей общению - Ярославль Академия развития, 1997

* Шпаргалки для родителей - СПб Агентство образовательного сотрудничества, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс ЭМУ-Специалист 2011г.

В каждом раунде участникам предлагается комплект компетентностно-ориентированных заданий, объединённых общей сюжетной линией. Выполняя задания, ребёнок выступает в роли специалиста по данному предмету...

советы молодым специалистам

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке. 2.Изучи материал этого раздела. 3.Проанализируй учебн...

О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? ...

Советы молодым специалистам. Статья "Как научиться маленьким секретам обучения чтению".

Как научиться маленьким секретам обучения чтению.             Когда наступил новый учебный год, ко мне на курсы пришли очередные...

Начальная школа по новым правилам: практические советы по реализации ФГОС от специалистов

Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...

Родительское собрание. Тема: ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА (практические советы специалистов)

Цель: -привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья младшего школьника;-вооружить практическими советами специалистов....