Уроки добротолюбия
занимательные факты по теме

Татьяна Анатольевна Бойко

А.Грин

Общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству, ответственным за судьбу страны. Поэтому в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности.

Именно в школе начинается личность, поэтому отношение к детям должно быть самое сокровенное и глубинное. Все они разные и все они – Моцарты и Шекспиры, Достоевские и Чеховы. От теплоты нашей свечи, от её сияния зависит, действительно ли станут они такими.

Идеальная школа, конечно, должна быть открыта живому Богу. Учитель просто должен стать прозрачным, через него, как через ясное стекло, дети должны увидеть самую великую тайну. Школа должна обязательно облечься, окунуться в атмосферу любящего, радостного, праздничного Православия. Ибо только любовь спасет мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dobrotolyubiya_v_sovremennoy_shkole.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОКИ ДОБРОТОЛЮБИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Подготовила:

Бойко Т.А.,

 учитель начальных классов

Старый Оскол, 2011


Уроки добротолюбия в современной школе

Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели.

А.Грин

Общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству, ответственным за судьбу страны. Поэтому в Закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, что основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности.

Входя в класс на урок «Православная культура», я произношу: «Христос посреди нас». «И есть, и будет», - тихо, но торжественно и стройно отвечают дети. Именно это приветствие, трепетный диалог объединяет нас на весь урок. Каждый раз настраивает.

За много лет работы в школе я выработала свою сокровенную педагогику, педагогику со свечой.

Именно в школе начинается личность, поэтому отношение к детям должно быть самое сокровенное и глубинное. Все они разные и все они – Моцарты и Шекспиры, Достоевские и Чеховы. От теплоты нашей свечи, от её сияния зависит, действительно ли станут они такими.

Запомнились мне слова одного проникновенного старца: «Нельзя телескопами забивать гвозди…» А как часто мы это делаем, не вглядываясь в «лик» ребёнка, в его сокровенную и озарённую Богом, душу…

Идеальная школа, конечно, должна быть открыта живому Богу. Учитель просто должен стать прозрачным, через него, как через ясное стекло, дети должны увидеть самую великую тайну. Школа должна обязательно облечься, окунуться в атмосферу любящего, радостного, праздничного Православия. Ибо только любовь спасет мир.

Какое замечательное мероприятие прошло у нас в классе на тему «О родных и близких людях с любовью». Форма проведения – «Час сердечного общения». Зал оформлен плакатами, на которых написаны высказывания: «Любовь – это встреча навсегда», «Мать – теплица любви», «Отец – открыватель возможностей»… «Семья – это продолжение нашего рода, начало которого уходит в далёкое прошлое. Наши предки подарили жизнь нашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Давай те сегодня мы вспомним о них добрыми словами и зажжём в их память маленькие свечи, которые станут незримой нитью, связывающей день прошлый и день сегодняшний» - такими словами ученица закончила мероприятие.

Я думаю, семье, скорее всего, нужны традиции, на которых она держится, крепится как на твёрдом основании.

Есть еще одна беда. Появились богатые и бедные. Идеалом для тех и других становятся деньги.… А значит, и исковерканные греховной страстью детские души. Вот почему пока школа не несёт в себе Образ Божий, всякое воспитание будет бесполезным. Я полагаю, не с компьютера надо начинать, а с сердца человеческого.

Нужно возвращаться к иерархии ценностей! Что важнее – духовный климат школы, завораживающий запах булочек или компьютер, под гнетом которого сидят согбенные дети? Господь постепенно ставит нас на свои золотые весы, и выбор зависит от нас. Надо сказать прямо – компьютер не прибавляет детям духовного роста. В школе всё больше технических приспособлений, а великие ценности бытия: дружба, братство, любовь, к сожалению, в дефиците.

Урок знаний (присутствовали родители и дети) я провела на тему «Твори добро». «Сегодня мы с вами поговорим о важном и нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Почему-то в наше время  доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность», - начала я урок. Дети попытались отвечать на такие вопросы: легко ли быть по-настоящему добрым? Можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?

О чем мы говорим с детьми на уроках Православной культуры? Оказывается, добру, правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить так, как за поведал Бог, Источник жизни, Любви и всякого блага. К сожалению, большинство людей нашего времени не только не исполняют заповеди Божьи, но даже и не знает их. Многие наши современники не в состоянии отличить добро от зла. Между тем точно так же, как существуют законы материального мира, существуют и действуют законы мира духовного. И кто не исполняет их, обрекает себя и своё потомство на духовную физическую гибель.

Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем  переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество.

Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться. Здесь нам поможет изучение основ нравственной культуры Православия. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и его назначении. Недаром говорится: «Где нет Христа, там и нет нравственности». Не зная, как устроен человек, к чему он призван, какие конкретные задачи в этой жизни перед ним поставлены, невозможно думать, чувствовать и поступать нравственно, то есть правильно, согласно воле Божьей.

На уроках добротолюбия я рассказываю детям о том, что жизнь потребует немалых усилий. Недаром в народной пословице говорится: «Божье крепко, а вражье лепко». Порокам и страстям человека учить не надо, часто при отсутствии духовной жизни они возникают сами. Но вот добру, целомудрию, чести, настоящей любви – учиться необходимо. И не только учиться, но и прилагать большие усилия, чтобы они стали частью личности. «Бабушки и внуки» - так назывался праздник, который мы провели с детьми в школе. «Нежно любите и цените своих бабушек, не причиняйте боли ни словом, ни поступками, будьте добрыми, чуткими к своим бабушкам», - призывал ведущий Бибиков Герман, ученик 3 «Б» класса. А с каким азартом дети-корреспонденты задавали вопросы бабушкам! «Назовите самое счастливое событие в вашей жизни. Кем вы мечтали стать в юности? осуществилась ли ваша мечта? Чувствуете ли вы себя бабушкой? …»

В настоящее время, когда вокруг столько лжи, грязи и обмана и очень мало добрых примеров для воспитания, я призываю детей усиленно заниматься самовоспитанием: созидать себя, конечно, с Божией помощью, настоящего Человека, гражданина Царства Небесного. А я всегда буду им помогать: «Помощи Божией в учении!»

Библиографический список:

  1. Священник Алексий Мороз. Педагог Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия, - Санкт-Петербург, 2005.
  2. Лихачев Д.С. Завтное. – М.: «Детство, Отрочество, Юность», 2006.
  3. Касаткина О. Какой у нас сегодня праздник, мама?. – М.: ИД «Православный мир», 2006
  4. Молотова Л.П. Беседы с детьми о нравственности. – Минск: «Асар», 2002, - 239 с.
  5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 192 с.

Бойко Татьяна Анатольевна,

Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н Конева, д.1, кв. 166,

тел. 8-910-367-59-01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...