Проблема семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, в специальной литературе
статья по теме

Донских Елена Валентиновна

Обзорная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_rebenok_s_uo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема семьи, воспитывающей умственно

отсталого ребенка,  в специальной литературе

Семья  это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер, американский педагог

Семья  это малая группа, ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Для семьи крайне важен здоровый психологических климат (более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям). Поэтому, когда в семье возникают обстоятельства, разрушающие такое состояние, то в первую очередь страдает эмоциональная атмосфера семьи, которая является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом и обуславливает стабильность брака. Рождение умственно отсталого ребенка является фактором, который может поставить под угрозу само существование семьи, нанести глубокую душевную рану ее членам.  

Появление умственно отсталого ребенка в семье создает целый ряд проблем в семье и, прежде всего, это касается стигмы (по: Кадырова Т.М. Умственная отсталость – помогите своему ребенку. 2006). В переводе с греческого, стигма означает пятно или клеймо. Это слово дало рождение новому понятию, как стигматизация. Стигматизация – это социальное явление «пренебрежения и упрека». В упрощенном виде стигматизация означает клеймение, то есть выставление клейма на ком-то с целью подчеркнуть его непохожесть на других. А раз он не такой, как все, то его следует остерегаться, избегать с ним общения, и с его семьей тоже, а это уже дискриминация. Таким образом, стигматизация ведет к дискриминации. В медицине существует ряд заболеваний, которые стигматизирует больного. К ним относятся кожно-венерические, туберкулез, ВИЧ-инфекции, а также психические расстройства и, в частности – умственная отсталость. Семья негативно воспринимает появление умственно отсталого, как ребенка «непохожего» на других, как особенного, странного. Родители стыдятся своего ребенка, стараются избегать разговоров о нем с другими родственниками или соседями, когда же этого невозможно избежать, то испытывают чувство горечи, раздражения. То есть семья уже стигматизирована появлением в семье умственно отсталого ребенка и продолжает стигматизироваться, так как по мере роста ребенка возникают проблемы посещения вместе с ним детских учреждений (поликлиника, детский сад, школа), езды в транспорте, когда ребенок становится объектом внимания, вопросов типа «что это с ним», насмешек, что еще более усугубляет переживания стигмы у членов семьи. В других семьях отрицают наличие у ребенка умственной отсталости, более того родители уверены, что у ребенка это пройдет со временем, то есть он «перерастет» это, станет как все. В качестве подтверждения своих слов вспоминают себя или других родственников, что в детстве сами поздно начали говорить, имели особенности развития, плохо учились, но ничего это не помешало стать им «людьми», так будет и с их ребенком.

 Ниже перечислены переживания стигмы, которые испытывают обычно члены семьи по отношению к умственно отсталому ребенку:

  1. чувство вины перед ребенком, что он родился таковым, поиски причин этого, обвинения в адрес других членов семьи;
  2. родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
  3. личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;
  4. чувство раздражения, гнева, ведущее к отдалению, изоляции, ограничению общения;
  5. чувство обиды, безнадежности;
  6. чувство страха за его будущее или, что другие дети в семье будут такими же;
  7. «отрицание» родными задержки развития у ребенка;
  8. социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но приводят к изменениям в её ближайшем окружении;
  9. семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  10. чувство стыда, ведущее к утаиванию семейной проблемы;
  11. родители стараются скрыть факт отклонения в развитии у ребёнка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
  12. особый психологический конфликт возникает в семье, как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.

Чтобы преодолевать эти чувства, необходима открытость – не стоит стыдиться того, что есть. Умственно отсталый нисколько не повинен в том, что он родился таковым, также как и родители, которые мечтали о здоровом ребенке. И чем дольше семья держит в тайне отставание в развитии у ребенка или, наоборот, не придает должного значения, тем хуже для ребенка, он еще более задерживается в развитии. А чем старше ребенок становится, тем труднее его приучить к какому-то виду поведения, появляется упрямство, ребенок отказывается выполнять задания, инструкции, так как до этого ему не позволяли делать или делали многое за него.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Исследованием межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с нормальным развитием, занимались многие ученые: А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская (Багдарасьян И.С., 2000).

По анализу же проблем межличностных отношений в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии, можно найти довольно немного работ. Отдельные проблемы семьи такого ребенка освещены в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т.А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной, 1993; А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В. В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия аномального ребенка с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности (там же). 

Целенаправленно же исследованию проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, и разработке технологий психологического изучения и диагностике подобных ячеек общества, посвящен ряд трудов В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).

Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1979) установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., 2005) рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это процесс социальный в самом широком смысле. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей. Наиболее оптимальным является ситуация, когда в процессе формирования личности участвуют близкие и значимые для ребенка люди – оба родителя.

Неполноценные, а тем более искаженные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии.

Негативные факторы, например, безразличие родителей в силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремлению ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) (исследования Захарова А.И., В.Н. Мясищева и др.), неизбежно играют отрицательную в развитии личности ребенка.

Рассматривая в историческом аспекте взаимоотношения семьи, воспитывающей аномального ребенка с окружающими, можно констатировать, что в разные времена социум по-разному реагировал на ее проблемы и нужды (Я.А. Коменский, Ж. Демор, Ж. Итар, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский, А.М. Шерешевский).

Таким образом, семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Воспитание умственно отсталого малыша ставит перед родителями множество проблем, с которыми они нередко не могут справиться, что приносит вред как им самим, так ребенку. Ведь известно, чем раньше начинается коррекция дефекта, тем лучше прогноз. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Поэтому ряд исследователей обращались к вопросу организации помощи таким семьям, разработке путей психолого-педагогической коррекционной работы, хотя на данный момент подобные работы немногочисленны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития умственно отсталого ребенка.

 Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в...

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....

Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка

Модели типов воспитания, условия для начала работы с родителями....

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...