Проблемный ребенок. Как быть?
консультация на тему

Шендо Светлана Ильинична

Рекомендации для родителей, воспитывающих ребёнка с проблемами интеллектуального развития  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические рекомендации для родителей,

воспитывающих ребёнка

 с проблемами интеллектуального развития

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребёнка, и лишь около 40 % семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребёнка являются:

- потворствующая гиперопека;

- стиль «фобия потери ребёнка»;

- скрытая или открытая отчуждённость, связанная с психической депривацией ребёнка.

Наиболее тяжёлым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребёнка.

 Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребёнка, его возможности, а также с «фобией утраты ребёнка». Гипертрофированный страх за ребёнка передаётся от матери к самому ребёнку, формируя у него «избегающее поведение». В таком случае речь не идёт даже об элементах самостоятельности у ребёнка.

 Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребёнок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребёнка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

 Недостаточная отзывчивость родителей выражается в отсутствии эмоционального отклика на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Неотзывчивость родителей, особенно матери, создаёт ситуацию депривации, ещё больше замедляют развитие способностей ребёнка, нарушают его поведение. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребёнок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира.

 Для создания в семье климата, способствующего развитию ребёнка, прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребёнку с интеллектуальной недостаточностью его родители и близкие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику с ними на основе принципов:

  1. В каждом ребёнке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

 2. Каждый ребёнок является уникальной личностью.

 3. Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворённое окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

 4.Ребёнок с нарушениями в интеллектуальном развитии растёт и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

 5. Ребёнок с нарушенным интеллектом имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

 

Для более успешного развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась на своём горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребёнка.

 Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребёнка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

 Оказывая помощь семье, специалист даёт полную информацию об особенностях их ребёнка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить мать, что больной ребёнок, как это не парадоксально, является не столько обузой для неё, сколько источником её духовного роста. Начиная помогать собственному ребёнку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

  Специалист напоминает родителям о необходимости сохранения физического и психического здоровья ребёнка.

 Специалист разъясняет родителям возможность сохранения контакта с окружающим миром, что способствует социальной адаптации ребёнка. При этом не стоит внушать ребёнку, что он больной.

 Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребёнку.

 Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребёнка.

 Надо учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребёнка с различными явлениями, происходящими в естественных для него условиях.

 Таким образом, воспитание ребёнка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

 

- постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;

 - создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

 - формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемные дети (одаренный ребенок в школе).

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как дл...

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

ПРОБЛЕМНЫЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОБЛЕМНОГО УЧЕНИКА? СТАТЬЯ ПРЕДЛАГАЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДХОДЫ. ГЛАВНОЕ - ЛЮБИТЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ!...