"ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

ДЕАК  ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7ya.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Дом, в котором мы живём»

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

  Учитель:

«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро». В.А.Сухомлинский        

        Наш сегодняшний разговор посвящен семье, дому, где мы живем.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка.  Люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные, самые надёжные друзья.

                       

«Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу».
Надин де Ротшильд

Каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло»

 Семья – словечко странное,

 Хотя не иностранное.

 – Как слово получилось,

 Не ясно нам совсем.

 Ну, «Я» – мы понимаем,

 А почему их семь?

 Не надо думать и гадать,

 А надо просто сосчитать:

 Два дедушки,

 Две бабушки,

 Плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

 – А если есть собака?

 Выходит восемь «Я»?

 – Нет, если есть собака,

 Выходит Во! – семья.

ЗАКОНЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Семья – это…

1.        Семья – это, где тебя любят

2.        Семья – это близкие люди

3.        Семья – это вера, надежда и любовь

4.        Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

5.        Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен

6.        Семья – это счастье, крепость, забота, терпение

7.        Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

8.        Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

9.        Семья – это самое ценное, что есть у нас

10.        Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, -  еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.        Л. Суслова

 

Актуальные вопросы для обсуждения с родителями

(в группах):

  • Что для тебя означает понятие Дом?
  • Как сохранить тепло Дома?
  • Какая семья считается счастливой?
  • Любите ли вы моменты, когда вся ваша семья собирается вместе, и что вы при этом испытываете?

В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Родительский дом, надёжный причал.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?

 Предлагаю вам поиграть в игру «Строители»

  •  Задание для 1 бригады: на «кирпичиках» записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом»

Дом - это…

  •  Задание для 2 бригады: записать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».

Семья – это…

  • Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
  • Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны  в семье.

«Что можно»….

«Что нельзя»…

Строительство дома начинается с фундамента. 1 бригада готова?

(дом – это крепость, очаг, начало начал, кров, причал)

 - Начинаем строить стены…

Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя…)

Осталось покрыть дом крышей…

(понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие)

4 бригада:

Можно быть: внимательным, заботливым, ласковым, добрым, любить свою семью…

Нельзя: огорчать, ругаться, повышать  голос, бездельничать, быть агрессивным…

У нас получился красивый дом. Но, для того, чтобы он был уютным, а семья дружной необходимо соблюдать в семье традиции. Поэтому я предлагаю  вам создать  памятку «Создадим традиции в семье».

  1. Распределение обязанностей в семье
  2. Совместное времяпровождение досуга
  3. Уважительное отношение родственников в семье

Сколько мудрых и поучительных пословиц о семье создал народ…

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

  • Семья сильна, когда над ней крыша…(одна)
  • На что и клад, коли в семье… (лад)
  • Где любовь да совет, там и горя... (нет)
  • Добро по миру не рекой течёт, а семьёй… (живёт)
  • Вся семья вместе, так и душа…(на месте)
  • В родной семье и каша… (гуще)
  • Яблоко от яблони недалеко…(падает)
  • В семье разлад, так и дому…(не рад)

- Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово «ПОНИМАНИЕ»!

Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.

Какая будет у вас семья?

С – счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е – единая, единственная и т.д.

Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я – яркая, ясная…

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

 Какая хорошая Ваша семья!

- Никому не секрет, что каждый знает, как воспитывать своего ребёнка. Но всегда ли мы понимаем ребёнка? Всегда ли правы? Прислушиваемся к его пожеланиям, выслушиваем его, ведём беседы, терпеливо объясняя, как нужно делать и поступать вместо окриков и шлепков?

- Горе ты мое! Что за наказание!  У всех дети как дети, а ты на кого похож? Я что, стенке говорю? Оглох, что ли? Ну что за друзья у тебя? Я в твое время…

-Поднимите руки, кто ни разу в жизни не произнёс эти слова?

- А ведь это ваши  дети и похожи они на вас.

- Как избежать ошибок в воспитании?

-Представьте, что сейчас речь пойдет о вашем ребенке. Вам знакома ситуация…

  • когда вы видите своего ребенка, который делает не то, что вы от него ожидали?
  • находиться не там, и не с теми, с кем бы вам хотелось?
  • говорит не так и не то, что вы надеялись от него услышать?

Усложним ситуацию. Об этом вам говорит классный руководитель, уважаемая вами соседка, бабушка, ваша собственная мама или свекровь. И восприятие становится совсем искаженным, через третьи руки. Какова ваша реакция?

 (предполагаемые ответы родителей – «Страх, гнев, агрессия, стыд»)

-Все эти чувства мы кому адресуем?

-Правильно, все это мы выливаем на ребенка! Вас уже завели. И, кроме того, ведь это вы увидели или услышали  что-то нелицеприятное, но на себя-то вы накричать не можете!

Как найти решение проблемы, и при этом наладить, а лучше не потерять контакт с ребенком?

Отсутствие времени – это серьезно. Но, как известно, кто не хочет, ищет причины для оправдания, а кто хочет, всегда ищет возможности. Сейчас мы устроим мини-практикум!? Для этого мне нужен один доброволец, который будет моим ребёнком.

(родитель садится на стул в центре круга)

  • Сегодня так не спокойно, кругом так много разных дорог, соблазнов, которые заведут тебя, неизвестно куда. Посиди-ка ты лучше дома, а я поищу подходящую для тебя компанию. (Учитель завязывает «своему ребенку» ноги)
  • Как вам такая ситуация и как быть?
  • Ты конечно, молодец, и скоро научишься  своими руками делать все хорошо. Но сейчас у меня нет времени ждать, пока ты все испортишь, и мне придется все переделывать. Ты посиди, а я все сделаю сама. (учитель связывает «своему ребенку» руки)
  • Как вам такая ситуация?

- Меня не будет некоторое время, а компьютер и телевизор, и все что они показывают, не внушают мне доверия. Я лучше включу тебе аудиодиск с полезной для тебя информацией. (учитель завязывает «своему ребенку» глаза и уши  платком)

  • Как ты себя чувствуешь, доченька ?!
  • (предполагаемый ответ «ребенка») Желание сбросить все немедленно и убежать навсегда, так как мне очень неуютно в таком виде.

Вот!!! Именно так ощущают себя наши дети, когда мы своим вечным недовольством, а главное, своим желанием сделать как лучше, порой вредим своему ребёнку.  Все свободное время мы тратим на запреты, на профилактическую ругань, и все это заметьте с самыми благими намерениями... Мы ругаем детей, а сами уставшие и замотанные этой жизнью, очень часто не замечаем главного. Мы молчим, когда нужно говорить, и говорим, когда следовало бы промолчать. Каждый в жизни проходит свой путь: со своими ошибками, промахами и неудачами. И очень важно направлять, а не указывать!

- Сейчас я предлагаю вам сказочное перевоплощение. У вас есть уникальная возможность побывать в волшебной лавке, где я смогу вручить вам  самую главную вещь для взаимопонимания и общения. Я буду продавцом этой лавки и не потребую от вас взамен ни волшебных, ни настоящих денег. Однако каждому из вас придется отдать мне самое главное чувство, которое вам мешает в общении с вашими близкими.

(Даны карточки: страх, гнев, нетерпимость, злость, раздражительность, обида, зависть,  угрюмость, насмешки, недоверие, осуждение, обвинение, критика, вражда, упрёк)

Итак, я навсегда забираю то, что вы мне отдали. А взамен отдаю вам сердце (родители читают надпись) открытое, чистое, незлобивое, верующее, любящее, , щедрое, мудрое, верующее, способное принять, понять, помочь. (Учитель раздаёт сердечки с подписями)

К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.  (Ю.Рюриков)

Заповедь для родителей:

 Слайд 1

  • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

- Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод.

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

РЕФЛЕКСИЯ.

Передавая клубок и держась за него, мы составляем одно целое, каждый из нас важен и значим, а это означает что

 Мы едины любовью и верой,

Мы едины землёй и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дом в котором мы живем» УМК «Начальная школа ХХI века».

Интеграция: окружающий - изо Форма работы:  групповая. Оборудование: столы объединены по количеству групп.  Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую груп...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Устный журнал "Село, в котором я живу!"

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся....

Классный час "Дом, в котором я живу!"

Одной из основных целей данного классного часа является воспитание у учащихся положительных качеств характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...