Главные вкладки

    Родительское собрание "Как помочь быть внимательным"
    статья по теме

    Федотова Наталья Васильевна

    Конспект собрания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon rod_sobr_kak_pomoch_byt_vnimatelnym.zip28.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание-практикум

    « Как помочь ребёнку стать внимательным? ».

    Цели:

    1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

    2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.

    Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

    Подготовительная работа..

    1. Приглашение родителей на собрание.

    2. Проведение анкетирования родителей.

                Анкета для родителей.

    1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий

    ( подчеркните один из предложенных ответов)?

        - Да;

        - трудно сказать ( и да, и нет);

        - нет.

    2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

        - Да;

        - Трудно сказать ( и да, и нет);

        - Нет.

    3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________

    3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.

    4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

    5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.

    Ход собрания:

    1.Установление свободной и доверительной атмосферы.

    2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

    - Тема нашего родительского собрания сегодня « Как помочь ребёнку стать внимательным».

    Цели собрания:

    1) познакомить вас уважаемые родители  с понятием внимания и его основными свойствами;

    2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию  внимания у учащихся.

    Слайд 1,2

    3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для  выполнения задания- 3 минуты).

    Слайд 3

    4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. 

    Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.

    5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей (Приложение 3) и предлагает более детально разобраться  на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

    Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.

    (Приложение 4)

    Слайд 4

    6.Теоретическая часть.

     -Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

     Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                             Жил человек рассеянный

                             На улице Бассейной.

                             Сел он утром на кровать,

                             Стал рубашку надевать,

                             В рукава просунул руки-

                             Оказалось это брюки…

                             Вместо шапки на ходу

                             Он надел сковороду,

                            Вместо валенок перчатки

                             Натянул себе на пятки…

    Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

    Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

    Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

    Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

    Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

    Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания  можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

     Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

    - Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания.  Ответы на них вам поможет найти психолог школы.  (Родители задают вопросы психологу.)

    К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я  предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    7. Практическая часть.

    Учитель группам родителей раздает листы с описанием  игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10  минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. 

    Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».

    Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ».

    Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

    - Ну начали! Повторите – «стол».

    Играющие повторяют: « Стол».

    - Повторите – «Окно».

    Играющие говорят: «Окно».

    - Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

    Игра « НЕ СОБЬЮСЬ».

    1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на  Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.

    2.Игровые упражнения.

     Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

    - Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

    - Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).

    Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

    Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».

    Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

    Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».

    - Я предлагаю вам, уважаемые родители,  внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

    В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

    Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

    -Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

    Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

    - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

    - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

    8. Заключительный этап.

    - В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам  следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):  

    - помогите вашим детям стать внимательными;

    - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

    - играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства  внимания;

    - научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

    - не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

    - учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

    9.Оценка. 

    В заключении собрании я предлагаю представителям  каждой рабочей группы  продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

    Слайд 11

    10. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как помочь ребёнку быть внимательным

    Познакомить родителей с понятием внимание. Игры по развитию внимания....

    Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»

    Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....

    Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным

    Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....

    Родительское собрание в 1 классе на тему:"Как помочь ребенку быть внимательным?"

    родительское собрание в 1 классе на тему :"Как помочь ребенку быть внимательным?", с презентацией,анкетированием....

    Родительское собрание"Как помочь ребёнку быть внимательным"

    Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:выяснить причины неадекватного поведения;проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки....