Родительское собрание"Чтение-вот лучшее учение"
статья по теме

Федотова Наталья Васильевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobr_chtenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание

Тема: «Чтение – вот лучшее учение»

Цель собрания: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся начальной школы.

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема актуальна, т.к. большинство из вас столкнулось и ежедневно сталкивается с проблемой чтения, нежеланием детей читать. Цель нашего собрания: помочь вам преодолеть проблемы детского чтения, осознать ценность детского чтения. Девиз нашего собрания – «Вместе!», потому что только вместе, объединив усилия родителей, учащихся и педагогов, мы сможем добиться результатов. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Традиционно в начальной школе проверяется техника чтения, для того чтобы отследить процесс развития навыка чтения у учащихся.  При обработке анкет мы отметили, что очень много родителей интересуется состоянием современной литературы, хочет знать о современных детских авторах. Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, ее лучшие образцы. Эта литература способна влиять на ребенка нравственно и эстетически, пробуждать в нем добрые и светлые чувства. Делает её учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста. Если вы покупаете ребенку современную литературу, лучше сначала самим ознакомиться с книгой, чтобы знать, что вы покупаете. Заметное снижение детского интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека.

Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".

Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил». Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Однако огромной популярностью у современного читателя пользуются совсем другие герои - Гарри Потер и его отечественные аналоги. Супергерой с внешностью обычного школьника не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделён фантастическими способностями и с лёгкостью решает те проблемы, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни. Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык: это видно уже из приведённых выше примеров. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется прежде всего лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Вот как описаны приключения главного героя в книге Е. Грачёва "Рукавицы-лупавицы": "Возвращался Минька как-то с базара, остатки мёда продал, дело к вечеру, задремал в телеге, глаза открывает, а перед ним пять разбойников-рэкетиров. Один с ножом, второй с пистолетом, а остальные с кастетами". Вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения: "Ну всё, глюки, крыша поехала", - подумала девица" (Г. Генераленко, "Анастасия - дочь купеческая"), "- Олег, а если б мы с тобой грабанули банк лимонов на сто в баксах, что бы ты сделал? - пришла глупая мысль в Егорову голову" (Ю. Оболонков, "Кладоискатели").

Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.
Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Есть несколько изданий, которые помогают родителям определиться с выбором книги для своего ребенка.

  • «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением». Автор Нона Николаевна Тимофеева
  • «Очерки о детских писателях», изданный в помощь учителю начальных классов
    «Детские писатели России. Сто имен» и «Зарубежные детские писатели. Сто имен» (издательство «Школьная библиотека»). Галина Наумовна Тубельская.
  • электронный Альманах о книгах для детей «Библиогид» созданный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и адресованный руководителям детского чтения, в том числе родителям. Бумажный вариант его создан по Страницам Интернет-сайта (bibliogid и biblioguide) в 2004 году в двух выпусках издательством «Школьная библиотека». Это издание построено по принципу журнала со многими разделами и подразделами, посвященными разным аспектам детского чтения. В Интернет сайте «Библиогид» пополняется новыми материалами каждую неделю. Делают его специалисты-библиографы самого высокого класса.

  • Как бы ни были ценны печатные помощники в выборе книг для ребенка, с ними не может сравниться живая рекомендация библиотекаря — знатока детской книги и навигатора в мире книжной продукции. Обращение ребенка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка того или иного возраста — лучший путь к чтению ценной литературы.
    Преимущества посещение бибилиотеки:
    • фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания.
    • комплектуя библиотеку, специалисты отбирают лучшие издания для детей.
    • фонд организован таким образом, что пользование им наиболее удобно для ребенка.
    • библиотека приобщает ребенка к систематическому чтению, так как помогает ему видеть одну книгу в ряду других по той же тематике, которая заинтересовала читателя.
    • сама библиотечная среда благоприятна для ее посетителей — детей и взрослых.
    • библиотека располагает богатым справочным аппаратом и фондом справочной литературы, помогающим выбрать нужную книгу.
    • современная библиотека в большинстве случаев оснащена электронными средствами, выходом в Интернет, что убыстряет поиски информации, обеспечивает оперативное пользование ею,  и дает доступ к мировым запасам информации.
    • библиотека проводит массовые мероприятия, организует конкурсы и игры, привлекающие ребенка к книге и чтению.
    • библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг и организации репертуара чтения в зависимости от его потребностей и возраста.
    • библиотека — лучший стимулятор самообразования и воспитатель культуры чтения детей.

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей.

Ядро семейной библиотеки — классика детской литературы. Среди них произведения В.Крапивин, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева, Е.Шварца и др.
Непреходящую ценность для детей этого возраста имеют и многие переводные издания. Среди них книги С.Лагерлеф, О.Уайльда, Р.Киплинга. Д.Толкина, А.Линдгрен, А. Сент-Экзюпери.
Хорошо иметь у себя дома книги С.Алексеева о Великой Отечественной войне, рассказывающие об историческом подвиге народа, спасшего мир от фашизма. Среди его книг особенно значима книга  «Богатырские фамилии: рассказы из истории Великой Отечественной войны», а также книги из серии «Дедушкины медали».
Из исторических книг несомненную ценность представляют книги о нашем Отечестве: Н.Головин «Моя первая русская история: В рассказах для детей» и книга А. Ишимовой «История России в рассказах для детей».
Среди природоведческих книг бессмертными можно назвать книги В.Бианки, М.Пришвина, , Н.Сладкова, Верзилина и др.

Наше собрание подошло к концу, а мы желаем вам успехов в формировании грамотного, любознательного читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"

Материал можно использовать для проведения родительских собраний, круглого стола, классного часа....

Презентация к родительскому собранию "Чтение - лучшее учение"

Пословицы,анкета,норма чтения в 3 классе,памятка для родителей"Как ребёнка приобщить к чтению"....

Родительское собрание на тему "Чтение - вот лучшее учение"

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнк...

Родительское собрание "Чтение – лучшее учение!"

Родительское собрание "Чтение – лучшее учение!"...

Родительское собрание "Чтение - лучшее учение!"

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Сухомлинский отмечал, если в начальной школе дети мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга.Значение...