Главные вкладки

    Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"
    материал по теме

    Колмакова Елена Григорьевна

    Как ребенка приобщить к чтению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc35 КБ
    Файл roditelskoe_sobranie.pptx613.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

    Багузинского района республики Бурятия

    Доклад

    Тема: «Чтение – лучшее учение»

    Подготовила:  Колмакова Е.Г.

    учитель нач. классов

                                                           

    2009

    В информационном обществе чтение становится занятием для интеллектуалов. С одной стороны, возрастает потребность в высокообразованных профессионалах, а с другой – стремительно увеличивается количество масс-медийных технологических новшеств, помогающих обходиться без чтения.

            Уже в начальных классах происходит расслоение на умников-умниц и рьяных потребителей массовой аудиовизуальной продукции. Склонность к тому или иному типу работы с информацией проявляется быстро. Как только ребенок начинает читать самостоятельно, он демонстрирует либо устойчивый интерес к книге, либо желание поскорее избавиться от читательского труда.

            2007 год был официально объявлен Годом чтения. В этот период стартовала национальная программа поддержки чтения в России, рассчитанная на 2007-2020 годы. Уже существует некоторое количество ценных книг, брошюр, журналов, помогающих быть в курсе современной культурной и образовательной политики.

    Эти факты подтверждают, что чтение сегодня становится ценностью.

    Понимание - основной фактор жизни человека вообще и учебы в частности.

    Ребенок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв или звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это все же удается сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:

    - ребенок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;
    - ребенок будет ненавидеть чтение.

    Родители могут помочь своему ребенку, если будут постоянно работать с ним над значением слов. Большие хлопоты родителям и учителям доставляют дети, не умеющие хорошо читать. Нам, учителям  часто приходится слышать:

    - Не знаю, что делать. Ребенок не умеет читать.
    - Ребенок плохо читает. Что только ни делали, как ни пытались научить его, ничего не получается.

    В данном случае речь идет о неумении детей читать. Но в связи с чтением можно выделить и еще одну проблему. Она в устах родителей формулируется примерно так:

    - Ребенок не хочет читать. Как мы его ни заставляем, ничего не можем сделать.
    - Удивительно! Я обратила внимание, что моя дочь никогда не берет в руки книгу. Я ей говорю: “Почитай что-нибудь, не сиди без дела!” А она отвечает: “Не хочу!” И все. И ничего не сделаешь.

    Неумение и нежелание читать - разные проблемы, но они, как ни странно, тесно связаны между собой. Причины, порождающие их, часто бывают одни и те же.

    Что означает слово “читать”? Чтобы это выяснить, давайте обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.

    “Читать - воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя”.

    Теперь давайте дадим определение слову “воспринять” - “понять и усвоить”.

    Таким образом, чтение - умение произнести написанное и понять его содержание. Обратите внимание: ребенок должен не просто произнести то, что написано, но и понять это.

    Итак, что же могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку научиться читать.

    · Во-первых, они должны научить ребенка верить в себя, внушить ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться, хотя на это может уйти много времени.
    · Во-вторых, выяснить причину, по которой у ребенка ничего не получается, и устранить ее. Это очень длительный процесс. Ведь исправлять ошибки всегда сложнее.

    Если у ребенка не все получается, не показывайте ему, что вы разочарованы. Наоборот, попытайтесь найти что-нибудь положительное в ваших занятиях и обязательно обратите на это его внимание:

    - Мы с тобой сегодня так долго занимались! Я не ожидала, что ты высидишь. Ты у меня просто молодец!
    - Смотри, сколько мы с тобой сегодня прочитали! Ну это огромное достижение. Давай завтра попробуем сделать не меньше.
    - У тебя неплохо получается. Немного медленно, но нам некуда спешить. Скорость потом придет.

    Может, не все сразу получиться не только у ребенка, но и у вас. Помните: на ошибках учатся.

    В-третьих, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо читал, следует уже с раннего детства прививать ему любовь к чтению. И родители должны постоянно служить ему примером в этом. Случается, ребенок не знает, чем ему заняться. Он стонет:

    - Мне скучно! Я не знаю, что мне
    делать.
    - Почитай книгу!

    Если родители сами никогда не читают или крайне редко берут книгу в руки, ребенок вряд ли последует их совету. Скорее всего он скажет:

    - Не хочу! Мне это неинтересно.

    В читающей семье, когда родители следят за тем, что и как их ребенок читает, этот диалог прозвучит по-другому.

    - Что бы мне поделать?
    - А ты уже прочитал рассказ, который вам задали? Тебе он понравился? Давай почитаем еще какой-нибудь рассказ этого писателя.

    Или:

    - Лучшее занятие - чтение. Ты знаешь, я очень любила в детстве вот эту вещь. Мне бы хотелось, чтобы ты тоже ее прочитал. А потом мы обсудим.

    Полезно читать ребенку вслух. Детям всегда очень нравится, когда они что-то делают вместе со взрослыми. Затем эта любовь к семейным чтениям перерастает в неотъемлемую потребность постоянно читать. А чтение - самый важный шаг к получению хорошего образования.

    Родители должны понять, что умение правильно читать - залог успеха ребенка и в средней школе, когда на него наваливается большое количество новых предметов.

      Не откладывайте этого до средней школы. Само собой ничего не произойдет!

    Как ребенка приобщить к чтению

    1. У ребенка должна быть своя домашняя библиотечка
    2. Периодически устраивать семейные чтения, беседуйте по содержанию прочитанного
    3. Выписывайте детскую периодику – детские журналы, газеты
    4. Ходите в библиотеку
    5. Личным примером приобщайте к чтению
    6. Устраивайте семейные концерты с чтением стихов, драматизацией и инсценировками сказок

    Норма  техники чтения вслух в соответствии с Госстандартами начального образования

    1 класс – 25 - 30 слов в минуту

    2 класс – 45-50 слов в минуту

    3 класс – 70 – 75

    4 класс – 90-100 слов в минуту

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительское собрание Тема: «Чтение – лучшее учение»

    Слайд 2

    Доклад « Как помочь ребенку научиться читать» Колмакова Е.Г. Литература для детей. Рекомендации. Оглова Л.В. Результаты анкетирования детей Толстихина А.Л. Выступление учеников 3 класса Чиркова Л.М.

    Слайд 3

    Как ребенка приобщить к чтению У ребенка должна быть своя домашняя библиотечка Периодически устраивать семейные чтения, беседуйте по содержанию прочитанного Выписывайте детскую периодику – детские журналы, газеты Ходите в библиотеку Личным примером приобщайте к чтению Устраивайте семейные концерты с чтением стихов, драматизацией и инсценировками сказок

    Слайд 4

    1 класс – 25 - 30 слов в минуту 2 класс – 45-50 слов в минуту 3 класс – 70 – 75 слов в минуту 4 класс – 90-100 слов в минуту

    Слайд 5

    Победители викторины, посвященной 100-летию со дня рождения Николая Носова

    Слайд 6

    Любите ли вы читать? Да-88% Ходите ли вы в библиотеку? Да – 57% Читают ли вам родители? Да -49% Обсуждаете ли вы произведения? Да-74 Есть ли у вас дома библиотека? Да-59% Что любите читать? Сказки – 73% Рассказы – 52%. Стихи – 42%

    Слайд 7

    Успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    праздник Прощание с Азбукой "Чтение-вот лучшее учение"

    Праздник прощания с Азбукой с инсценировками, песнями, загадками, гостями из сказок в форме путешествия по станциям. В конце праздника вручаются удостоверения....

    Утренник "Чтение-вот лучшее учение!"

    Цели мероприятия: формирование у младших школьников познавательной и ...

    "Чтение - вот лучшее учение"

    Игровая программа для первого класса....

    Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"

    Материал можно использовать для проведения родительских собраний, круглого стола, классного часа....

    Родительское собрание на тему "Чтение - вот лучшее учение"

    Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнк...