Родительское собрание "Чтение - лучшее учение!"
материал (4 класс)

Вагентова Лариса Алексеевна

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Сухомлинский отмечал, если в начальной школе дети мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга.

Значение книги в жизни человека огромно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Чтение – лучшее учение»!

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.

Задачи:

•        познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;

•        развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги;

•        показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению.

Ход собрания

1.Вступительное слово классного руководителя

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Сухомлинский отмечал, если в начальной школе дети мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга.

Значение книги в жизни человека огромно. Об этом народ сложил прекрасные поговорки и пословицы:

  • Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает.
  • Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен.
  • Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
  • Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
  • Книга не пряник, а к себе манит.
  • Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.
  • Чтение – к мудрости движение.
  • С книгой поведёшься – ума наберёшься.
  • Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать.
  • Книги читать — скуки не знать.

Хочется вспомнить высказывания великих и успешных  людей о пользе чтения:

  • «Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития» Василий Сухомлинский
  • «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание» Владимир Даль
  • «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» Максим Горький
  • «Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь» Алексей Толстой

Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. Педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

2. Знакомство со статистикой читательских умений учащихся 2А класса.

3.Анализ анкет родителей.

4. Советы родителям.

4.1. Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать свою собственную библиотеку. В первую очередь, это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном  труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания.

Желательно, чтобы в домашней библиотеке была подборка любимых книг ребёнка. Родителям необходимо самим знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Здесь родителям поможет прежде всего детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н.Носов и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить с научно-популярной литературой. Здесь родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др.

4.2. Ребенка следует записать в общественную библиотеку. Иногда детей увлекает сам факт посещения библиотеки, статус читателя, общение с работниками библиотеки.

4.3. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза. Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

4.4. Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания.

4.5. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, папа, мама, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, но и воспитывает  доброе отношение  к самым дорогим людям.

4.6. Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

5. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном. 

•        Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

•        Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

•        Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

•        Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

•        Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

•        Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

•        Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

•        Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

•        Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

•        Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

•        Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

•        Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а ещё лучше — читающий вместе с ребёнком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

6. Работа над техникой чтения.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.

Нормы чтения в начальной школе:

1 класс – 30 – 35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя

2 класс – 50 – 60 слов в минуту вслух и про себя

3 класс – 70 – 80 слов в минуту

4 класс – 90 – 100 слов в минуту вслух, до 120 слов про себя

7. Знакомство родителей с  правилами чтения для учащихся.

 1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

8. Ознакомление родителей с книгой Зайцева В. Н. « Резервы обучения чтению».

9.Итог собрания.

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.

2. Мнение родителей о пользе собрания.

3. Решение собрания:

  • Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
  • В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
  • Выписать или покупать  детские журналы и приучить детей их читать.
  • Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.
  • Каждой семье попытаться использовать приёмы для улучшения техники чтения, с которыми познакомились на собрании.
  • В конце учебного года провести праздник «Папа, мама, я – читающая семья».

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье! И тогда мы сможем с радостью сказать: «Чтение – лучшее учение!»

 

 

 

Приложение 1

Анкетирование учащихся.

  • Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  • Нравится ли тебе читать книги?
  • Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  • Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  • Какую книгу ты теперь читаешь?
  • Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
  • У вас дома много книг?

Приложение 2

Анкета для родителей.

  • Любит ли ваш ребенок читать?
  • Читаете ли вы ребенку?
  • Обсуждаете ли вы прочитанное?
  • Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
  • От чего зависит выразительное чтение?
  • Как этому научить?
  • Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
  • Ваши просьбы, пожелания учителю.
  • О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. — М., 1978.

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.

3.http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poslovitsy/304-chtenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"

Материал можно использовать для проведения родительских собраний, круглого стола, классного часа....

Родительское собрание по теме "Чтение- лучшее учение"

На родительском собрании звучали пословицы и их объяснение, анализ анкет с учащимися, выяснили значение чтения. Школьный библиотекарь рассказал родителям, как их дети посещают библиотеку, раздала памя...

Презентация к родительскому собранию "Чтение - лучшее учение"

Пословицы,анкета,норма чтения в 3 классе,памятка для родителей"Как ребёнка приобщить к чтению"....

Родительское собрание на тему "Чтение - вот лучшее учение"

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнк...