Долгосрочный проект «Путешествие в страну Спокойствия»
проект (3 класс) по теме

Старцева Ксения Николаевна

Проект предназначен для родителей и педагогов, работающих и воспитывающих детей с высоким уровнем агрессивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_spokoystviya.rar55.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Занятия по снижению уровня агрессии

«Рассерженные шарики»

Цель:  научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

1.Надуйте красные шарики и завяжите их.

Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

 А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

2. Ребята, а теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался.

Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения и гнева быть безопасным? Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)

 Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

3.Давайте надуем ещё один красный шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

 Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

4. А теперь выпустите  из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого – нибудь?

5.Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

 Вот мы сегодня и научились справляться со своей агрессией, раздражением и гневом и, наверное, при малейшей раздражительности будем вспоминать эти упражнения и обращаться к ним в трудные минуты жизни.

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

Занятие «Прогулка по сказочному лесу»

1.Игра « Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т.д.) Участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

2.Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», т.е. позитивных и негативных её сторон. Ведущий задаёт участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку? (Гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии) А чем она может помешать?»

3. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос. Ведущий должен стараться, чтобы дети приводили конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

4. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам  предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

5. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разгрузить агрессивные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

6. Медитация (цель – разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним всё, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своём опыте.

Изучение техники «И-а».

1.Повторение теории. Обсуждается ряд вопросов: « Что такое агрессия? Всем ли она свойственна? Чем агрессивность вам помогает, зачем она нам нужна? Как агрессивность может нам помешать? Что такое безопасные способы разрядки гнева? Какие из них вы знаете?»

2. Выполнение техники «И-а» (цель – разрядка агрессии). Для выполнения упражнения необходим стол с уложенными на нём подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «И-а». «И» произносится на вдохе, «а» - очень резко, на выдохе.

3. Упражнение «Спустим пары».

4. Медитация

Занятие «Город Радости и Веселья»

Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши; клей.

I. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

П. Психологическая разминка.

Игра «Веселые животные». Каждый ребенок превращается в какое-нибудь веселое и радостное животное, изображает его, а остальные отгадывают, что это за животное. Обсуждение с детьми того, как они отгадали (по мимике и жестам). Вспоминаем, что такое Мимика и Жесты.

III. Основное содержание занятия:

1.  Игра «Волшебный кубик».  Дети сели в круг на коврике. Психолог говорит о том, что первая остановка в путешествии по удивительному Миру Эмоций — это Город Радости и Веселья. Передавая друг другу «волшебный кубик», дети отвечают на вопрос о том, что доставляет им радость и как ее можно доставить другому человеку.

2. Рисунок «Гости из Мира Эмоций». Ведущий говорит, что к нам в Город Радости и Веселья приехали гости из других городов. Все они представляют собой разные эмоции. Психолог показывает де тям карточки с человечками, изображающими различные чувства (для этого можно использовать персонажей из методики Т.В. Громовой «Страна Эмоций»). Затем дети тянут наугад 1 картинку с человечком и пытаются определить, откуда он «приехал», что за чувство он собой символизирует. Далее каждый ребенок наклеивает человечка в свой альбом и должен доставить ему радость, подарить веселье (рисует ему подарок, подрисовывает улыбку и т.д.).

IV. Ритуал прощания.

Игра «Салют»,

Занятие « Пещера Гнева»

Оборудование: альбомы; цветные карандаши.

I.  Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

II.  Психологическая разминка.

Игра «Разборчивый грибник». Дети стоят на ковре. Один из детей -грибник, он выходит из класса за дверь. Пока его нет, ведущий рассказывает детям, что они должны изображать добрых и веселых грибов, и только один из них (кто — решает психолог) должен показать «злого» гриба. Грибник заходит в класс, его задача — собрать «в корзинку» только добрые грибы, а злой гриб не трогать и определить, где он. Можно проигрывать несколько раз с разными водящими,

III.  Основное содержание занятия:

1.  «Пещера Гнева». Ведущий рассказывает детям, что они попали в «Пещеру Гнева» и спрашивает, знают ли они, что это такое, как по-другому можно назвать гнев (злость, ярость).

2.  Сказка «О мальчике Сереже, который боялся и потому кусался»  (О.В. Хухлаева).

Жил-был первоклассник Сережа. Он красиво писал и неплохо читал. А примеры решал лучше всех в классе. И даже во время прогулок умудрялся не вымазаться в лужах. Одна была у него слабость: он всего боялся. А оттого... постоянно дрался.

Вот, скажем, подходит к нему Пашка Замордашкин и говорит: «Чур, я сегодня первый на прогулке большой лунокат пускать буду». А Сережа его как стукнет. Повалит его Сашка Бендибрашкин на переменке на пол — всем ведь поваляться хочется! — а Сережа и его ударит так, что визжит Сашка на всю школу. Хлопнет по плечу Ленка Конопенкина: «Ты, Сережа, салочка». Так он Ленку тут же толкнет.

И ругали Сережу за это, и наказывали. Ничего не помогало, пока не начались в том первом классе, где Сережа учился, занятия психологией. И тогда Сережа понял, что дрался он только потому,

что... боялся! Страх, оказывается, очень дружен с другим нехорошим чувством. С каким? Правильно, со злостью или с гневом. И ребята Сереже помогли справиться с этой ужасной привычкой. Как им это удалось? Давайте вместе вспомним, как человек может справиться со своим страхом?

После сказки обсуждается, с каким чувством «дружит» гнев (со страхом). На доске записывается формула: СТРАХ + ГНЕВ = = ДРУЖБА, которую дети записывают в альбомы. Далее дети отвечают на вопросы: как можно справиться с гневом, если в его основе лежит страх (победить страх, перестать бояться), у кого в жизни бывали ситуации, когда они чего-то боялись и из-за этого злились, как они с этим справились.

3. Рисунок «Вулкан». Детям предлагается нарисовать вулкан (бессознательный образ гнева). Обычно эти рисунки имеют большой диагностический потенциал и дают богатую информацию о характере совладания ребенка с собственным гневом.

IV. Ритуал прощания.

Игра «Салют».

Занятие « Откуда берется гнев?»

Оборудование: альбомы; цветные карандаши.

I.  Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

II.  Психологическая разминка.

Игра «Злой добрый». Дети стоят на ковре. По команде ведуше-го (хлопку в ладоши) они изображают то злость (сжимают кулаки, стискивают зубы, напрягают тело), то радость (улыбаются, расслабляются). Можно также отдельно изобразить злую-добрую руку, ногу, лицо и т.д.

III.  Основное содержание занятия:

1. Сказка "Как ромашки с васильками поссорились" (Е. Вишнева): Я расскажу тебе удивительную историю про цветы. Они живут на Цветочной поляне, на опушке леса. Зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда дружили, вместе играли и веселились. На опушке не смолкал радостный смех цветов, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная цветочная пыльца. В солнечные дни вся поляна благоухала.

Но однажды приключилось несчастье. Началось все с пустяка. Одному Васильку понравилось, как одна Ромашка жмурится на солнце, и он добродушно рассмеялся. Но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она так обиделась, что все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись за нее и решили начать войну против Васильков. Ромашки перестали играть с Васильками, обидно подшучивая над ними. Васильки им тоже спуска не' давали: они дергали Ромашек за лепестки и задиристо кричали: «Любит! Не любит!». Этим они окончательно вывели Ромашек из себя. К вечеру все совсем рассорились и разошлись по разные стороны Цветочной поляны. Ни одна уважающая себя Ромашка не станет расти рядом с такими забияками и грубиянами! И всякому Васильку могут надоесть капризы и колкости!

-  Как хорошо! Наконец-то никто не пихается и не толкается! — успокоились Ромашки.

— Наконец-то не слышно никакого хныканья! — умилялись Васильки.

- Вот теперь начнется спокойная жизнь! — подумали все вместе. И вот наступило первое утро новой жизни. Ромашки принялись

вертеться друг перед другом и хвастаться нарядами. У кого лучше? — Но их некому было рассудить, и Ромашки заскучали.

У Васильков дело обстояло не лучше. Им было неинтересно играть друг с другом. А когда наступила ночь, стало темно, где-то близко заухала сова. Все Ромашки на поляне испугались.

-  Где же наши сильные и храбрые Васильки? Мы боимся! -дрожали они.

А Васильки ушли жить к своим дальним родственникам — Колоскам. На пшеничное поле. Но Колоски их встретили холодно. Они сказали Василькам, что скоро придет Человек и выгонит их с поля, потому что они, дескать, — сорняки. Василькам стало страшно и обидно. Ромашки хоть и насмешницы, но никогда не называли Васильков сорняками! v

А в это время на поляне началось самое страшное. На Ромашек надвигались полчища мышей. Они, клацая зубами, хотели подгрызть их корешки. Ромашки закричали изо всех сил. И Васильки услышали их! Они бросились на спасение своих подруг. Мыши не ожидали такого отпора и разбежались в разные стороны.

-  Как хорошо, что вы вернулись! — воскликнули Ромашки.

-  Простите нас! — хором крикнули Васильки.

-  Нам так весело вместе! — сказали все разом.

- Вы такие выдумщицы! А вы такие сильные! Вы очень добрые! А вы храбрые! — слышалось со всех сторон.

Наступило примирение, все цветы рассмеялись, и пушистая ароматная пыльца облаком поднялась над поляной. С тех они всегда дружат. Вот такая Сказочная поляна есть на свете. Ты всегда можешь ее найти по звонкому смеху, по душистому облаку, плывущему над поляной.

Детям читается сказка, после которой обсуждается, с каким еще чувством, кроме страха, «дружит» гнев (с обидой). На доске записывается формула: ОБИДА + ГНЕВ = ДРУЖБА, которую дети также записывают в альбомы. Дети отвечают на вопросы: как можно справиться с гневом, если в его основе лежит обида (нужно простить), у кого в жизни бывали ситуации, когда они на кого-то обиделись и из-за этого разозлились, как они с этим справились.

2. Рисунок «Как я справился со злостью». Дети рисуют ситуацию из жизни, когда они испытывали злость, и/или как они с ней справились. По желанию «художников» рисунки показываются и комментируются всему классу.

IV. Ритуал прощания.

Игра «Салют»

Занятие « Обиженная Деревня»

Оборудование: «мусорное ведро»; маленькие листочки; альбомы; цветные карандаши.

I.  Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

II.  Психологическая разминка.

«Обиженные бегемотики». Дети превращаются в «обиженных бегемотиков»: надувают щеки от обиды и стараются выглядеть как можно более обиженными. Побеждает тот, кто дольше продержится, не рассмеявшись.

III.  Основное содержание занятия:

1.  «Мусор обид». Ведущий рассказывает детям, что они очутились в Обиженной Деревне, где все люди, звери и даже растения обижены друг на друга. А с обидой очень тяжело жить. Ведущий спрашивает, что, по мнению детей, может избавить людей от обид, и ставит перед ними маленькое мусорное ведро (его можно сделать самостоятельно из коробки и обклеить ее темной бумагой). Детям задаются вопросы: зачем вообще нужно мусорное ведро и избавляться от мусора, что стало бы с нашей планетой, если бы мы не выкидывали мусор. Психолог рассказывает, что чувства накапливаются у человека, как мусор, и надо периодически от них избавляться. Например, люди в Обиженной Деревне наполнены обидами, как мусором, и это мешает им радоваться. Поскольку все мы иногда бываем в Обиженной Деревне, давайте сейчас освободимся от наших застарелых обид. Каждый ребенок на маленьком листочке пишет: «Я обижаюсь (или обижался) на... за то, что...», комкает его или разрывает и выкидывает в «мусорное ведро». Дети могут написать по несколько подобных «записок*, если потребуется. Затем психолог выбрасывает содержимое «мусорного ведра» в настоящее мусорное ведро. Таким образом, дети освобождаются от своих обид.

2.  Рисунок «Обида». Дети рисуют в альбомах, как они обиделись на кого-то и как преодолели свою обиду. По желанию рисунки показываются всему классу.

IV.  Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие « Гора Стыда»

Оборудование: «волшебный мешочек» с разными игрушками из киндер-сюрприза; альбомы; цветные карандаши.

I. Ритуал приветствия.

Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

П. Психологическая разминка.

Игра «За что бывает стыдно?». Дети сидят в кругу и по одному вытягивают из «волшебного мешочка» одну маленькую игрушку из киндер-сюрприза. Задача каждого — быстро придумать и рассказать, за что этому герою может быть стыдно. Затем дети складывают игрушки обратно в мешочек и садятся на места. Ведущий сообщает детям, что сегодня они оказались на Горе Стыда.

III.  Основное содержание занятия:

1.  Групповая дискуссия. С детьми обсуждаются следующие вопросы: что такое стыд; за что вам бывало или бывает стыдно; бывало ли у вас чувство стыда, которое длилось очень долго; как называется чувство стыда, которое длится долго (вина); стыд помогает или мешает человеку; зачем нам нужен стыд; что было бы с человеком, если бы у него не было чувства стыда (пофантазировать на эту тему). Если у детей достаточно высокий уровень рефлексии, можно вывести их на осознание того, что стыдно может быть не только за себя, но и за другого человека (привести примеры).

2.  «Гора Стыда». Ведущий говорит о том, что у каждого из нас внутри существует своя «гора» или «горка» стыда: у тех из нас, кто часто испытывает стыд, она большая, у тех, кто редко, — маленькая, но она тоже есть. Психолог просит детей нарисовать свою «Гору Стыда». Эти рисунки несут большой диагностический потенциал. По желанию детей можно провести показ рисунков всей группе.

3.  «Стыд помогает — стыд мешает». Дети по очереди заканчивают предложения «Стыд помогает человеку...», «Стыд мешает человеку...». Делается вывод об относительности стыда, как и любой другой эмоции: она может как помогать, так и мешать человеку.

IV.  Ритуал прощания. Игра «Салют».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие в страну неравенств"

Математика как наука обладает уникальным эффектом.                   Она по высказыванию М.В. Ломоносова...

Путешествие в Страну Загадок. Урок-проект.

Урок по развитию речи «Путешествие в страну загадок» предназначен для учащихся начальной школы.Это внутриклассный практико-ориентированный творческий мини-проект, цель которого состоит в том, чтобы ак...

Творческий долгосрочный проект "Моя семья".

Семья - это главное в жизни! Здорово, когда дети любят и уважают своих родителей, гордятся достижениями своих родствеенников, чтут память предков....

Проект "Путешествие в страну Ребусландию"

В проекте рассказывается о видах ребусов и способах их разгадывания, приводятся примеры , даётся карта-инструкция по разгадыванию ребусов....

Конспект урока в 4 классе " Наши проекты. Путешествие в страну словарных слов."

Урок- путешествие в страну словарных слов -это начало создания собственного словарика класса. ...

Визитка проекта "Путешествие в страну Профессий"

Визитка проекта "Путешествие в страну Профессий" для учащихся начальной школы вводит деией в мир разных профессий...

Проект "Путешествие в страну Здоровейчиков"

Проект "Путешествие в страну Здоровейчиков"...